Ж. Ю. Бакаева. Информационные проблемы коммуникативной деятельности региона

Ж. Ю. БАКАЕВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

БАКАЕВА Жанна Юрьевна, доцент кафедры философии Мордовского государственного педагогического института, кандидат философских наук.

В контексте передачи, хранения и переработки информации чувствование — это «методологический инструмент» выполнения функций информации, теоретической основой которого является теория отражения. Анализ теории отражения дает осмысление информации на уровне ее «физического» значения. В поле зрения находится понятие доминанты как интегрального, целостного, информационного образа, на создание которого характеристики среды налагают определенные условия. С одной стороны, физических каналов информации, в виде цепочки физиологических действий (инстинкт — рефлекс — условный рефлекс), с другой — психологических каналов, в виде изменчивого субстрата информации как степени ее отражения.

Информационное содержание субъект-объектных отношений интерпретируется в позиционно-компенсационных структурных инвариантах преобразований действительности как обобщение или ограничение содержательного объема информационной сущности образов. Информационные коммуникации в современных условиях являются основой непрерывного и доступного образования. Развитие информационных коммуникаций (объединение компьютеров в локальные и глобальные сети, создание баз данных и знаний, экспертных систем) создает уникальную учебную среду, которая дополняет или заменяет традиционные формы обучения. Прогресс в этой области позволяет реализовать два основных принципа будущей системы образования, его непрерывности и доступности. Практически все современные программные продукты общего пользования, будь то языки программирования, системы управления базами данных, текстовые и табличные процессоры или системы компьютерной графики используют принцип «обучение среде в самой среде» (регионе)1.

Итак, информационные формы коммуникации универсальны и эффективны. Однако их распространение в значительной степени зависит от технического оснащения учебных заведений, наличия квалифицированных специалистов, психологической подготовленности общества и государственной политики в области развития информационной инфраструктуры страны.

В связи с этим одной из актуальных задач в области коммуникативной деятельности регионов, а многонациональных в особенности, является решение проблем развития национальной культуры: сохранения этноса в качестве самостоятельной общности. значительного усиления социально организованной этнизации, преодоления нарушения межпоколенной этнокультурной информации. С одной стороны, эквивалентом глобализации на макроуровне является глобальное образование, на микроуровне — «образование в духе мира». Под глобальным образованием мы понимаем воспитание в духе мира, интеркультурное образование, воспитание в духе взаимопонимания между народами, общечеловеческих ценностей и прав. А с другой — значительное усиление социально организованной этнизации и межпоколенной этнокультурной информации. Она находит свое разрешение в определенном выборе информации как индикаторе возможности наступления определенного события. Следовательно, в информационном обществе доступность информации по истории и культуре народов приобретает исключительное значение, являясь стабилизационным фактором межнациональной обстановки. На первый план выдвигаются нравственные, духовные начала Человека, уважение его чести и достоинства, его любовь к своим «корням и истокам», значение и почитание всего, что связано с тем или иным народом, его «малой родиной».

«Образовательный взрыв» или преломление новой информации в мышлении определяется закономерностями-тенденциями, т. е. непосредственной связью между образованием, научно-техническим прогрессом и разрывом между возможностями и сложностями социального мира. Следовательно, создание гармонии между естественными способностями и потребностями личности определены ее гармоничным, всесторонним развитием. Во-первых, такая логика соотносится с логико-ценностной природой информационной деятельности, в контексте которой процесс обучаемой информацией определяется не только глобализацией этого процесса, но и ограничением его в рамках национальных элементов региона. Во-вторых, для способности информационной деятельности к творчеству необходимо принять во внимание формирование личности и окружающей действительности. Поэтому нельзя не учитывать диалог культур и расширять представления рамками региональной школы, становления и развития понятия культуроориентированной духовности, т. е. духовности, способной удерживать себя в своем бытии как некое субстанциональное и вместе с тем живущее «со всеми» и «для всех». Так снимается неопределенность в этнической системе и осуществляется концентрация информации из некоторой совокупности элементов культурно-типического знания. Поиск качественного аспекта информации в элементах культуры этноса состоит в увеличении числа информационных элементов этой системы, что ведет к росту степени информационной неопределенности и к уменьшению вероятности выбора определенного элемента культуры, т. е. качественного многообразия этнической информации.

Таким образом, решение проблем коммуникативной деятельности региона определяется, помимо всего прочего, и развитием национальных (этнических) интересов и ценностей, определяемых этнос как самостоятельную общность. Информатизация общества в целом обусловливает активизацию взаимодействия между народами, взаимопроникновение культур и актуализирует значение нравственных и духовных начал человека, где технологическая составляющая не всегда играет превалирующую роль.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Àdams F. The Informational Turn in Philosophy // Minds and Machines, special issue on the Philosophy formation. 2003. V. 7. Р. 471—501.

Поступила 28.11.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная