Н. В. Кручинина. Факторы формирования структуры управления природоохранной деятельностью предприятий региона

H. В. КРУЧИНИНА

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

КРУЧИНИНА Наталья Викторовна, доцент кафедры экономики и управления в машиностроении Саратовского государственного технического университета, кандидат экономических наук.

Саратовская область по своей площади крупнейшая на юго-востоке Европейской части Российской Федерации. Для области характерно мощное развитие промышленности, особенно химической, нефтехимической, строительной, транспортной, а также сельского хозяйства — крупных животноводческих комплексов, зерносеящих хозяйств, мелиоративного строительства.

В Саратовской области показатели загрязнения атмосферного воздуха, превышающие предельно допустимые концентрации, выше, чем в среднем по РФ. Основой водных ресурсов области является поверхностный сток. Главная водная артерия — Волга. Качество сточных вод, сбрасываемых в водоемы водопользователями, из года в год не улучшается, лишь единичные предприятия сбрасывают стоки без нарушения установленных нормативов, значительное количество сточных вод продолжает сбрасываться в водоемы без очистки.

Проблема загрязнения городских земель в настоящее время выдвинулась в разряд наиболее важных при решении задач улучшения экологической обстановки на урбанизированных территориях. В г. Саратове, других промышленных центрах области от 60 до 90 % городской пыли в атмосфере носит техногенный характер1. Резкое снижение площади зеленых насаждений, высокая концентрация пыли и других вредных компонентов в атмосфере городов, жаркий сухой воздух, дымные агрессии от сжигаемого в городах области мусора приводят к ухудшению здоровья населения. Таким образом, в Саратовской области, насыщенной промышленным производством, с интенсивным в прошлом сельским хозяйством, АЭС, объектами хранения и испытания отравляющих веществ, десятками экологически опасных предприятий, экологическая обстановка остается напряженной.

Одна из основных задач обеспечения устойчивого развития страны — построение системы управления охраной окружающей среды, обеспечивающей сбалансированное, экологически эффективное развитие регионов. В связи с этим остро встает проблема управления природоохранной деятельностью промышленных предприятий региона.

Центральной проблемой проектирования структуры аппарата управления природоохранной деятельностью предприятий региона стало определение его формальной структуры, включая состав подразделений аппарата управления, установление их соподчиненности, функций, связей и отношений, а также расчет рациональной численности работающих. Поэтому формирование организационной структуры управления природоохранной деятельностью на промышленном предприятии можно представить как трехстадийный процесс с обратными связями: формирование общей структурной схемы и ее главных характеристик (стадия композиции); разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации); разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации)2.

Полагаем, что состав, содержание и объем выполнения этапов работ, включаемых в каждую из перечисленных стадий, зависят от особенностей объекта управления, условий его функционирования, а также конкретных требований к разработке организационной структуры управления охраны окружающей среды (ООС) и проектных возможностей ее осуществления.

На начальном этапе необходимо выявить факторы влияния на функционирование проектируемой структуры, но главное — на наличие той или иной организационной формы управления ООС на предприятии (отдел, бюро, ответственный и др.). Поскольку эта задача связана с упорядочением описания множества неоднородных объектов (предприятия разного масштаба) и изучением закономерностей, возникающих между группами факторов и организационной формой управления ООС, то целесообразно будет использование типологического анализа, являющегося одним из методов математической статистики и наиболее часто применяющегося в исследованиях.

Исследуемой совокупностью стали предприятия Саратовской области. В качестве типообразующих признаков нами выбраны: организационная форма управления ООС и факторы масштаба предприятия, его воздействия на окружающую природную среду. При этом под факторами масштаба предприятия понималась среднегодовая стоимость основных производственных фондов, в том числе природоохранных, численность промышленно-производственного персонала, объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. В качестве факторов воздействия предприятия на окружающую природную среду рассматриваются объем отходящих от источников загрязнения вредных веществ, количество источников выбросов, объем сбрасываемой воды, объем твердых промышленных отходов, степень опасности промышленных выбросов предприятия.

Анализ закономерностей полученных классификаций позволяет сделать вывод о характере влияния рассматриваемых факторов на формирование организационной структуры управления ООС на промышленном предприятии региона. Так, с ростом численности промышленно-производственного персонала предприятия изменяется и форма организации природоохранной деятельности. На предприятиях, где среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) не превышает 20 млн руб., природоохранной деятельностью руководит, как правило, ответственный за состояние ООС. С ростом стоимости ОПФ, а, следовательно, и масштаба предприятия, численность управляющего звена в области ООС увеличивается, изменяется организационная форма управления ООС. Конечно, зависимость не носит прямого характера, поскольку всегда есть отклонения, обусловленные различным уровнем автоматизации природоохранной деятельности на предприятии.

Полученные фактические данные позволяют сделать вывод: чем выше уровень технического воздействия предприятия на окружающую среду, тем выше должен быть уровень организации природоохранной деятельности этого предприятия. Естественно, что большой объем выбросов, сбросов, промышленных отходов увеличивает объем работ по ООС. Но может быть и так, что предприятие выбрасывает (сбрасывает) мало, но в его выбросах (сбросах) присутствуют чрезвычайно опасные вещества в большом количестве. Поэтому для большей эффективности оценки существующих организационных форм управления ООС на предприятиях Саратовской области кроме фактора «объем отходящих вредных веществ» используется фактор опасности промышленных выбросов предприятия. Кроме того, этот фактор, помимо качественной, характеризует еще и количественную сторону выбросов, а именно — позволяет учесть число ингредиентов в выбросах промышленного предприятия.

 

 

По каждому источнику выбросов необходимо проводить замеры, вести учет и контроль, т. е. выполнять определенный объем работ. Чем больше источников выбросов на предприятии, тем больше и объем работ в области ООС, а в конечном итоге должен быть выше уровень их организации.

Таким образом, на основе использования типологического анализа и фактического материала в рамках системного подхода к формированию организационной структуры управления, нами выделены факторы, влияющие на выбор варианта структуры аппарата управления ООС на предприятии. К их числу относятся: численность промышленно-производственного персонала предприятия; среднегодовая стоимость основных производственных фондов, в том числе природоохранных; объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении; объем отходящих от источников загрязнения вредных веществ; объем сбрасываемой воды; объем твердых промышленных отходов; количество источников выбросов; степень опасности промышленных выбросов предприятия.

Следующий шаг в построении организационной структуры управления природоохранной деятельностью на предприятиях региона с точки зрения системного подхода — разработка применительно к указанным факторам метода определения оптимальной для данного предприятия структуры управления в области ООС.

В ведущих отраслях промышленности делались и делаются попытки при создании службы ООС опираться на расчетные методы. Так, в химической промышленности, являющейся одним из крупных загрязнителей окружающей среды, отдел ООС создается на предприятиях, где коэффициент вредности по выбросам в атмосферу и в стоках равен не менее 12 баллам. Для тех предприятий и объединений, где он менее 12, в составе технического отдела может быть создан сектор охраны природы. Этот расчетный метод применим только на предприятиях химической промышленности. Распространение его на другие отрасли невозможно из-за различной степени вредности промышленных выбросов разного территориального местонахождения.

В нефтеперерабатывающей отрасли организация природоохранной службы ставится в зависимость от структуры управления предприятием и производимой на нем продукции. В машиностроении и других отраслях применяется метод определения численности структуры управления ООС исходя из трудоемкости природоохранных работ. Однако этот метод достаточно прост в теории, но трудноосуществим на практике из-за сложности определения трудоемкости работ по управлению ООС на предприятии.

Изучение имеющихся методов позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, отсутствует единый подход к организации природоохранной службы на промышленном предприятии; во-вторых, существующие методы учитывают только отраслевые и организационные особенности предприятий, не учитывая при этом специфики территориальных условий.

Таким образом, рост техногенной нагрузки на окружающую среду, влекущий за собой социально-экономический ущерб, требует адекватного усиления природоохранной деятельности. Этого в свою очередь невозможно добиться без продуманной и научно обоснованной структуры управления природоохранной деятельностью каждого предприятия. Определение факторов, влияющих на формирование структуры управления природоохранной деятельностью предприятия, является начальным этапом проектирования таковой структуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Доклад комитета экологии и природных ресурсов Саратовской области «О состоянии окружающей природной среды Саратовской области». Саратов, 2007.

2 См.: Мельник М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М., 1990.

Поступила 28.06.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная