А. Л. Филатова. Полистилистика современного музея

А. Л. Филатова

Полистилистика современного музея

А. Л. Филатова ,докторант кафедры культурологии Мордовского государственного университета

Следует вспомнить и полистилистику современного музея. Современная музейная практика плюралистична, дискурсивна, подчеркнуто деидеологизирована, включает в себя реминисценции дореволюционного этапа развития коллекционирования и музейного дела в России, а также ассимилирует достижения зарубежного музееведения. Интертекстуальность, активное взаимодополнение различных художественных систем — реалии современной музейной культуры России. Экспозиционные практики находятся в постоянной внутренней дискуссии, организуемой столкновением кураторских концепций и ракурсов презентации. Полистилистика пронизывает все сферы музейной деятельности.

Экспонаты многих музеев поражают разнообразием, среди них произведения искусства и предметы повседневного быта, тиражированные промышленные изделия и копии, инсталляции и видео арт, андеграунд и кич; в экспозиции могут быть задействованы артефакты из других музеев и собраний коллекционеров. При оформлении экспозиций допускаются различные арт-решения — от традиционных до авангардных.

Музейная сеть России постоянно пополняется частными, церковными, общественными музеями, примером тому — музей при Саранской епархии. Появление же экспериментальных музейных учреждений (открытых и детских музеев, музейных центров и др.), сфера деятельности которых вышла за рамки комплектования, изучения, консервации и экспонирования фондов, спровоцировано не только поисками путей выхода из кризиса и обновления традиционного музея, но и качественными трансформациями моделей взаимоотношения между музеем и аудиторией.

Создание специальных околомузейных, надмузейных и внутримузейных структур стало одной из важных тенденций отечественного музееведения. Внутри музеев и совместно с ними в городах и регионах создаются центры музейной педагогики и психологии, традиционной культуры, мастерские, клубы, общества. К управлению музеями привлекаются различные фон ды, общественные и частные организации, возрождается меценатство.

Музеи различных видов и профилей интегрируются в единое музейное пространство, создаются региональные объединения и ассоциации по координации деятельности, формированию партнерских отношений, обмену информацией, реализации различных проектов. Так, МРМИИ им. С. Д. Эрьзи участвовал в российском проекте «Музей, музыка, дети» и в межрегиональном — «Этно: параллельные миры». Важной формой межмузейного сотрудни чества становятся конкурсы Интермузей, в котором регулярно принимают участие музеи Мордовии, «Меняющийся музей в меняющемся мире» и др.

Характеристиками современного музея как феномена полистилистической культуры являются многосубъектность, многоаспектность, многозначность. Однако стоит отметить, что полистилистические тенденции в музейной практике неоднозначны и противоречивы.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная