А. Б. Фахретдинова. Роль гендерных стереотипов в становлении и восприятии проблемы супружеского насилия (по материалам общероссийской и региональной печати)

А. Б. ФАХРЕТДИНОВА

РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СТАНОВЛЕНИИ И ВОСПРИЯТИИ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКОГО НАСИЛИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ)

ФАХРЕТДИНОВА Альбина Баязитовна, аспирант кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета.

Гендерный стереотип — сформировавшееся в культуре обобщенное, стандартизированное представление (убеждение) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины1. С одной стороны, гендерные стереотипы упрощают процесс освоения гендерных ролей, с другой — происходит заключение всего многообразия отношений меду полами в ограниченные поведенческие рамки для мужчин и женщин. Сегодня большая часть населения мира живет в обществах с патриархатными гендерными стереотипами. Патриархат есть гендерная система, в которой мужчины доминируют над женщинами и в которой все, что считается мужским, ценится выше, чем то, что считается женским2.

Дихотомическое мышление, основанное на восприятии «женщин» и «мужчин» как противоположностей и взаимодополнений, привело к тому, что историческим наследием женщины стала роль «подходящей жертвы» насилия, в частности, насилия со стороны супруга. Свидетельства жестокого обращения с женщиной присутствуют в истории всех культур. В Древнем Риме закон давал мужчинам право разводиться, подвергать телесным наказаниям и даже убивать жен. В Индии мужчины ели первыми и отдельно от женщин. Это в голодные времена приводило к тому, что женщины страдали от недоедания и голодали. В средние века в Европе феодалы избивали своих жен так же регулярно, как и своих крепостных. Церковь, опираясь на Библию и Коран, санкционировала наказание жен, вменив в обязанность мужчине господствовать над женщиной. В России в своде правил XVI в. «Домострое» был прописан закон, регламентирующий внутрисемейные отношения, в соответствии с которым учить жену при помощи плетки разумно и полезно. Эти примеры во многом объясняют, почему сегодня столь высок уровень терпимости к супружескому насилию в отношении женщины, а также почему семейное насилие в отношении мужчины изначально воспринимается как нонсенс. Разговоры об «истинной мужественности», ассоциирующейся с силой и агрессией, «вечной женственности» — со слабостью и покорностью навязали людям единообразие в отношениях и способствовали возникновению супружеского насилия над женщиной. Для ответа на вопросы, как феномен супружеского насилия воспринимается в современном российском обществе, какие гендерные стереотипы в нем бытуют и какова взаимосвязь между характером стереотипов и проблемой насилия во взаимоотношениях супругов следует обратиться к исследованиям, ориентированным на изучение материалов прессы. Почему именно прессы? Потому что она наряду с другими СМИ (телевидение, радио) выступает в качестве одного из важнейших агентов социализации личности, оказывающих формирующее воздействие на аудиторию. Пресса с одной стороны отражает насущные проблемы общества, с другой транслирует стереотипы «должного» поведения.

Анализ современных репрезентаций нормативных образов мужественности и женственности, представленных в материалах глянцевых журналов «Cosmopolitan» и «Men’s Health»3, показал, что «Men’s Health» — журнал, ориентированный на молодых неженатых работающих мужчин в возрасте до 35 лет. При рассмотрении этого издания нами были применены дискурсивные блоки: «Мы конструкт», «Они» и «Блок героя». «Мы» — «современные, настоящие мужчины», ведущие здоровый образ жизни, заботящиеся о своем внешнем виде, в курсе модных тенденций. «Они» — советские мужчины, бедные, астилистичные, не следящие за собой, а также бандиты, так называемые «новые русские». «Герой» — тот, кто создал себя сам, как в физическом, так и в материальном плане. Типичные характеристики Cosmo-girl приведены в самом журнале: «Я умная. Типичный средний класс… покупаю дорогие шмотки, делаю стрижку в модном салоне и не отказываю себе в хороших ресторанах. У меняпрекрасное образование, интеллигентные, обеспеченные родители, собственная квартира и машина».И в мужском, и в женском журналах делается упор на различиях полов, прослеживается политика в соответствии с которой отношение к противоположному полу можно определить как потребительское. В мужском журнале это проявляется прежде всего в том, что подавляющее большинство изображений женщин, которые появляются практически на каждой пятой странице журнала, в обнаженном виде (такая активная эксплуатация сексуальной составляющей образа женщины способствует усугублению неравенства полов). Не менее выразительны применяемые формулировки: «У красивого мужчины все должно быть красиво: и пиджак, и подруга, и крючки в ванной. Однако все эти замечательные предметы необходимо не только приобрести, но и расположить их к себе, привинтить, наладить, отшлифовать, от-рихтовать и т. д.».

В «Cosmopolitan» под идеальным мужчиной подразумевается прежде всего мужчина с хорошим заработком, возможный вариант — олигарх. «Неземная красота не должна питаться фаст-фудом и ездить на метро. И мужем феи должен быть только принц или на худой конец олигарх… Красота дорогого стоит и дорого продается!».

Как видим, речь идет не только об использовании женщин мужчинами, но наблюдается и противоположная установка, которая, однако, не отклоняется от патриархатной модели гендерного поведения, поскольку женщина по-прежнему изображается в качестве особы, нуждающейся в покровительстве сильного и успешного мужчины.

Если в мужском журнале о женщинах, как правило, говорится лишь сквозь призму патриархатной системы ценностей, то в женском журнале прослеживается как традиционная стереотипная линия полоролевых взаимоотношений «сильного» и «слабого» пола, так и эгалитарная. В то же время при попытках «приравнять» женщину мужчине просматривается либо «извиняющийся» тон за то, что она посмела примерить роль мужчины, либо намеренное жесткое позиционирование женщины мужчине. Последнее воспринимается скорее не как утверждение того, что она самодостаточная личность и компетентный специалист, а как попытка убеждения себя самой в правильности избранной позиции. В обоих журналах конфликты во взаимоотношениях партнеров не просто допускаются, а приветствуются: «В отношениях между мужчиной и женщиной главное — доверие. А небольшой конфликт добавит отношениям остроты и освежит секс» («Cosmopolitan»). «Для некоторых ссора с партнером или спутником жизни — увлекательное времяпровождение. Покричали друг на друга, побили посуды, разошлись по разным комнатам. Глядишь — и на следующий день семья как новенькая» («Men’s Health»).

 

 

Что касается проблемы супружеского насилия, то таковая за рассматриваемый нами период в мужском журнале не упоминается вообще, а в женском поднимается дважды. В апрельском номере «Cosmopolitan» есть информация о том, что в Лондоне до сих пор действует запрет на избиение жен после 21.00, «ибо крики избиваемой могут мешать горожанам». В статье июльского номера, озаглавленной «В постели с врагом», проблеме супружеского насилия в отношении женщины уделяется несколько страниц, на которых приводится статистика супружеского насилия, комментарии психолога, примеры из жизни, информация о помощи пострадавшим.

На основе проведенного анализа можно заключить, что в глянцевых гендерноориентированных журналах по-прежнему эксплуатируется внешность женщины, которая представляется преимущественно как сексуальный объект, хотя в журнале «Cosmopolitan» прослеживается определенная тенденция восприятия женщин как обладательниц активной жизненной позиции, имеющих свое мнение и желающих преобразования общества. Проблема супружеского насилия представлена весьма незначительно (и только в женском журнале), что неудивительно, поскольку специфика журналов не предполагает обсуждение важных социальных проблем.

В отличие от рассмотренных глянцевых журналов, в общественно-политических изданиях, таких как «Труд», «Комсомольская правда» и «Вечерняя Казань», взаимоотношения полов часто представляются в карикатурной или анекдотической формах, причем описываются ситуации, нехарактерные для патриархатного видения супружеских взаимоотношений. В частности, жена, огревающая мужа сковородкой или скалкой — типичная схема построения анекдотических ситуаций. В карикатурах, изображающих сцены супружеского насилия чаще всего в качестве орудия побоев также фигурирует скалка. Почему? Прежде всего потому, что в патриархатной системе координат женщина слабее мужчины, поэтому оказать на него физическое давление она может лишь при помощи подручных средств (и чаще всего когда он находится в состоянии алкогольного опьянения). Поскольку женщина — хранительница домашнего очага, то в качестве таких подручных средств выступают предметы кухонной утвари. Тем самым в очередной раз происходит закрепление гендерных стереотипов на уровне обыденного сознания.

В газете «Труд», в среднем в каждом втором или третьем выпуске имеется упоминание о фактах насилия в отношении членов семьи, в «Комсомольской правде» — в каждом тре-тьем-четвертом, «Вечерней Казани» — в каждом девятом4. Из общего числа публикаций о насилии в семье проблеме супружеского насилия посвящено 36,2 % (из них в отношении женщины — 20,2 %), 52,7% (в отношении женщины — 32,4%) и 52 % (в отношении женщины — 30,4 %) публикаций соответственно.

В газетах речь идет, как правило, об эпизодических случаях применения насилия в отношении членов семьи. Во всех изданиях описательная информация преобладает над анализом проблемы и реальными советами по разрешению проблемной ситуации. Ни в одной из газет не дается определения феномена домашнего, бытового или супружеского насилия, не акцентируется внимание на разнообразии его видов: в подавляющем большинстве случаев речь идет лишь о физическом насилии и бытовых убийствах.

В газетах более чем в 50 % эпизодах в намерения обидчика входило именно убийство жертвы, а в 41,7 % публикаций в газете «Труд», в 51 % публикаций в «Комсомольской правде» и в 47,8 % публикаций «Вечерней Казани» описанные случаи физического насилия завершаются летальным исходом. То есть, в газетах чаще всего речь идет лишь о шокирующих событиях и громких убийства, что говорит об ориентации на привлечение публики скандальными заявлениями и сенсационными фактами, а не на побуждение обратить внимание общественности на проблему насилия в семье как таковую (особенно это характерно для газет «Комсомольская правда» и «Вечерняя Казань»). Поэтому чаще всего источником информации выступают правоохранительные органы.

В 7,8 % («Труд»), 4,4 % («Комсомольская правда») и 17,4 % («Вечерняя Казань») публикаций о насилии в семье этот феномен явно или косвенно связывается со злоупотреблением насильником алкоголем. Причины бытовых убийств более чем в 80 % случаев авторами статей не раскрываются. Лишь в 13,7 % случаев в газете «Труд», в 8 % — в «Комсомольской правде» и 17,4 % — в «Вечерней Казани» в качестве причины называется материальный фактор (стремление завладеть деньгами, квартирой и т. д.), а в 2,7 %, в 12 % и в 21,7 % случаев соответственно — ревность.

Наиболее развернутая статья о супружеском насилии в отношении женщины приведена в одном из августовских номеров «Комсомольской правды». Есть статистика, результаты опроса, историческая справка, факты, план поведения в опасной ситуации. Но описание этой проблемы сопровождается «веселыми» фотографиями: на одной — счастливая пара дерется подушками, на другой — комическая картина удушения мужчины женщиной в подрубрике «История наоборот».

«Вечерняя Казань» отличается от газет «Труд» и «Комсомольская правда» тем, что в ней проблема злоупотреблений в семейных взаимоотношениях поднимается намного реже, но в публикациях о супружеском насилии практически поровну представлены эпизоды применения силы как в отношении женщины, так и в отношении мужчины. В целом региональная газета во многом повторяет схему подачи материала общероссийской «Комсомольской правды». Сходство можно объяснить тем, что оба издания более тяготеют к массовому читателю с разнообразными вкусами, ориентированы на усредненность интеллектуальных запросов читателя, достаточно активную эксплуатацию бульварных тем, в отличие от качественной прессы, принадлежность к которой демонстрирует ежедневник «Труд».

Газета «Труд» хотя и подходит к явлению супружеского насилия менее развернуто по содержанию, но исходит из более вдумчивого подхода, осознавая в целом опасность насилия в семье, жертвой которого становится женщина. Ряд публикаций посвящен состоянию проблемы в Европе и США, открытию очередного кризисного центра для женщин в России. Что касается насилия над мужчиной, то это явление, как и следовало ожидать, не рассматривается в качестве проблемы, а воспринимается скорее как недоразумение. Факты супружеского насилия в отношении мужчины приведены лишь в карикатурной и анекдотической формах.

Вообще наличие карикатур и анекдотов на тему насилия в семье в газетах — доказательство того, что рассматриваемый феномен настолько укоренился в нашей жизни, в сознании, что российское общество начало воспринимать его с долей юмора, поскольку реально разрешить эту проблему не представляется возможным. Однако тут же возникает вопрос: а знают ли те, кто сочиняет подобные «вещи», статистику бытовых убийств? Если помнить об этом, то наверняка подобный юмор не вызовет позитивных эмоций.

В отношении проблемы супружеского насилия можно сказать, что пресса как один из создателей устойчивых образцов, стандартов поведения в обществе в настоящее время пока не освещает эту проблему должным образом и со всей серьезностью. В российских газетах отсутствует четкое понимание феномена супружеского насилия: не разграничиваются ситуации насилия в объектно-субъектном отношении, часто абсолютизируется связь семейного насилия с употреблением алкоголя агрессором. Кроме того, применение силы в отношении члена семьи воспринимается как насилие только при крайней выраженности агрессивного поведения с применением физической силы и оценивается как менее значимое по сравнению с насилием вне дома. В российской прессе проблеме насилия в семье не уделяется должного внимания. Две-три публикации в месяц — не показатель того, что данное явление действительно заботит общественность. Серьезность и масштабность феномена не соизмеримы с тем, как часто тема насилия во взаимоотношениях супругов поднимается в печати. В борьбе за общественное внимание она в силу своей обыденности проигрывает многим другим социальным проблемам.

Таким образом, современная российская печать не имеет в настоящий момент единой концепции предназначения мужчины и женщины в обществе. Из сохраняющейся жесткой дифференциации гендерных ролей, которая обусловливает социальные и культурные первопричины агрессии, возникающей между полами, вытекает как сам феномен супружеского насилия, так и гендерные стереотипы, мешающие его адекватной трактовке. То, что разрешено в обществе, то и мы разрешаем себе. Подавляющее большинство людей совершенно добровольно поддается влиянию «извне» только потому, что общественное мнение диктует: это можно, а это нельзя. Из приведенного выше анализа следует, что общество, опираясь на гендерные стереотипы, в некотором смысле формирует из женщин потенциальных жертв (культ женской слабости, пассивности, зависимости от мужчины), а из мужчин — потенциальных насильников (культ мужской агрессивности и силы). В разрешении проблемы супружеского насилия ряд исследователей исходит из того, что «насилие в семье уменьшится, если всем внушать, что никто никогда не может никого бить, особенно мужчина женщину, что это не оправдано никакими провокациями»5. Это было бы идеальным вариантом, однако осуществить подобное внушение весьма сложно, поскольку основные «регуляторы» общественного мнения — средства массовой информации, в частности пресса, — по-прежнему демонстрируют ориентацию на поддержку традиционного вектора гендерных различий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. Региональная общественная организация «Восток-Запад: женские инновационные проекты». М., 2002. С. 62—65.

2 См.: Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве (или Что нужно знать воспитателям о том, как девочки и мальчики научаются «быть женщинами и мужчинами») // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск, 2001. С. 40.

3  Качественное исследование текстового материала глянцевых журналов на тему «Современные идеалы маскулинности и фемининности, транслируемые гендерноориентированными журналами „Cosmopolitan” и „Men’s Health”».

4  Традиционный и контент-анализ на тему «Освещенность проблемы насилия в семье в российской прессе» основан на сплошном обследовании текстового материала общественно-политических газет «Труд», «Комсомольская правда» и «Вечерняя Казань» за 12 месяцев 2005 года.

5 См.: Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. М., 2003. С. 31.

Поступила 14.01.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная