Л. И. Ильина. Роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии Северо-Западного региона

Роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии Северо-Западного региона

Л. И. Ильина, заведующая кафедрой учетно-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала Российского университета кооперации, к. э. н., доцент

Основу деятельности любой отрасли экономики составляет экономический потенциал, состоящий из трех основных слагаемых: материально-технической базы, финансовых ресурсов и кадрового потенциала, оказывающих существенное влияние на уровень социально-экономического развития соответствующей территории. Наращивание экономического потенциала в потребительской кооперации направлено на улучшение благосостояния сельских жителей.

Осуществляя многоотраслевую финансово-хозяйственную деятельность, потребительская кооперация обслуживает 81 % населения РФ, из них 91 % — сельского1. Так, в 2007 г. в расчете на одного человека обслуживаемого населения в целом по потребительской кооперации продано товаров на сумму в два с лишним раза большую, чем в 2002 г.2

Существенный вклад в решение социально-экономических проблем РФ вносит Северо-Западный регион, который включает 9 потребительских союзов, занимает территорию площадью 1 677 тыс. кв. км, включает 149 районов с количеством населенных пунктов 20 841 ед. и численностью населения 9 129 тыс. чел., из которых потребительской кооперацией обслуживается 25 %.

За период с 1996—2006 гг. в Северо-Западном регионе произошло сокращение зоны деятельности потребительской кооперации по числу населенных пунктов, численности обслуживаемого населения. Темпы снижения этих показателей в 2006 г. по сравнению с 1996 г. составили, соответственно, 5 и 13 % и были более ощутимы, чем по Центросоюзу РФ. На долю Северо-Западного региона приходится 7,0 % всех кооперативных организаций, 8,2 % численности пайщиков. При увеличении количества организаций потребительской кооперации и кооперативных участков происходит снижение численности пайщиков. Причинами являются снижение численности населения территории в Северо-Западном регионе, а также отсутствие .должных материальных стимулов привлечения в систему молодых пайщиков.

В числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны в целом и отдельных ее регионов, характеристике масштаба и структуры потребительского рынка используется величина продаж. Исследование показывает, что наибольший удельный вес в объеме продаж потребительской кооперации РФ занимает Приволжский регион (30,4 %), наименьший — Уральский (6,7 %), значительная доля (17 %) приходится на Северо-Западный регион.

Потребительская кооперация оказалась не способной быстро адаптироваться к рынку без существенной поддержки государства и при потере хозяйственных связей с поставщиками, крупными потребителями продукции и услуг.

Увеличение объемов продаж в розничной торговле и общественном питании в значительной степени определяется ростом объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья. Происходит снижение темпов роста закупок основных видов продукции (молока, яиц, плодов) в организациях потребительской кооперации РФ и Северо-Западного региона.

 

 

Отмеченная тенденция является характерной для производства промышленной продукции, в том числе продовольственных товаров. В кооперативной промышленности потребительской кооперации Северо-Западного региона в 2006 г. произведено продукции на 2,1 млрд руб., ее объем в сопоставимых ценах к 2002 г. составил 89,1 %, к 2005  г. — 91,4 % и сократился во всех потребительских союзах, кроме Мурманского, Коми, Карельского. Это обусловлено значительным сокращением материально-технической базы заготовок, производства, а также уменьшением производимой сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах территории.

В рыночных условиях хозяйствования организации потребительской кооперации все большее внимание уделяют решению социальных вопросов на селе, развитию сферы услуг. В настоящее время в системе потребительской кооперации РФ оказывается 212 тыс. услуг 140 видов, открыто 263 дома бытовых услуг в 106 районах. Весомый вклад в реализацию социальной миссии вносит и Северо-Западный регион. Доля платных услуг, оказываемых потребительскими союзами Северо-Западного региона, за период с 2000 по 2006  г. увеличилась с 4,6 до 7,9 %. Однако объемы оказываемых бытовых услуг сдерживаются отсутствием средств для создания соответствующей социальной инфраструктуры.

Снижение темпов роста основных показателей деятельности в организациях потребительской кооперации Северо-Западного региона оказывает существенное влияние на их финансовое состояние. В целом по региону количество убыточных организаций составляет 19,7 % и колеблется от 8,2 % в Калининградском потребительском союзе до 33,3 % в Архангельском. Не имеет убыточных организаций лишь Псковский потребительский союз. Отсутствие чистой прибыли не позволяет создавать фонды потребительской кооперации и осуществлять кооперативные выплаты пайщикам3. В проекте Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г. в целях повышения финансовой устойчивости и увеличения финансовых ресурсов предполагается использовать современные подходы к разработке финансовой стратегии и планированию. В рамках реализации этой стратегии важнейшей составляющей, на наш взгляд, является политика управления доходами и расходами. При формировании прогнозных планов торгово-финансовой деятельности следует применять современные модели и методы управления объемами продаж, товарными запасами и расходами при выборе организациями учетной политики, осуществлять разработку и реализацию целевых программ по экономии издержек обращения.

Рост экономического потенциала в организациях потребительской кооперации и усиление ее роли в социально-экономическом развитии регионов во многом будет определяться привлечением достаточных инвестиционных ресурсов для укрепления материально-технической базы и развития социальной инфраструктуры в потребительских союзах, созданием условий для укрепления их кадрового потенциала, разработкой механизмов, стимулирующих привлечение новых пайщиков.

Реализации этих направлений в значительной мере будет способствовать организация государственно-кооперативного и кооперативно-частного партнерства, направленная на реализацию региональных программ развития продовольственного рынка, региональных пилотных проектов участия организаций потребительской кооперации в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008— 2012 гг.

1 См.: Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М., 2006

2 См.: Кузнецов Е. Консолидация и сплочение для достижения целей // Рос. кооперация. 2008. 6 марта..

3 См.: Ильина Л. И. Разработка методологии финансового обеспечения развития системы потребительской кооперации. Сыктывкар, 2006.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная