И. Е. Илякова. Институционализация национальной и региональной экономики: итоги и перспективы

Институционализация национальной и региональной экономики: итоги и перспективы

И. Е. Илякова, аспирант кафедры экономической теории Мордовского государственного университета

Реформы, проводимые в России с начала 90-х гг. ХХ в., ориентировались на ограничение роли государства в экономике. Последствия реформационных усилий можно оценивать в двух основных разрезах. Первый — институциональные изменения, обозначающие становление новой экономической системы. В этом отношении можно отметить процессы, влияющие на структуру экономических интересов (изменения структуры собственности, множественность взаимодействующих экономических укладов; новое влияние спроса на экономику, его трансформация в реальный структурообразующий фактор; открытость для внешнего мира российской экономики в целом и всех ее хозяйствующих субъектов, обеспечивающая встраивание в глобализацион-ные тенденции; превращение денег в ресурс, обладающий в краткосрочном аспекте наибольшей привлекательностью для предприятий, банков и домохозяйств; увеличение роли крупных собственников финансового капитала в формировании экономической политики страны).

В результате реформ многоукладность экономики стала реальностью. Примечательно, что наряду с тенденцией роста общей численности фирм увеличился удельный вес предприятий частной формы собственности в их структуре. Так, если в 1995 г. этот показатель составлял 62,5 %, то в 2006 г. он достиг 80,5 %. Их число за указанный период увеличилось на 228 %1. В Республике Мордовия, согласно данным Росстата, в 2006 г. удельный вес предприятий частной формы собственности составил всего 48 % от их общего числа. На долю госсектора приходилось 7,6 % хозяйствующих субъектов2. Таким образом, несмотря на преобладание частной формы собственности, ее удельный вес в общем количестве предприятий и организаций значительно ниже, чем по России в целом.

Второй аспект оценки результатов реформ — социально-экономические результаты, о которых можно судить по масштабам роста ВВП, изменениям уровня жизни населения. Так, за 1991—1998 гг. ВВП снизился на 47 %, промышленное производство — на 54 %, объем капитальных вложений — в 4,5 раза3. Наряду с ухудшением экономических показателей, период рыночной институционализации в России характеризуется существенным снижением уровня жизни населения. Так, на начальном этапе реформ, в 1992 г., третья часть населения страны оказалась за чертой бедности. В целом по РФ в 2006 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 15,2 %. В Мордовии численность населения, оказавшегося за чертой бедности, в 2007 г. составила 24,7 %. Можно сделать вывод о том, что одним из социальных последствий рыночной институ-ционализации в стране явилась дифференциация регионов по уровню жизни населения.

Одна из причин региональной дифференциации в России — отраслевая структура ВРП. Для обслуживания рыночного обмена бурно развиваются отрасли, чьи услуги называют трансакционными издержками. Их доля в ВВП выросла по разным причинам, наиболее существенной из которых является высокий уровень добавленной стоимости на единицу труда. Если в целом по экономике она составила в 2005 г. 277,3 тыс. руб., то в финансовой деятельности она была выше более чем в 3 раза. К числу высокодоходных видов экономической деятельности относятся добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля. Объем добавленной стоимости по перечисленным видам деятельности в Мордовии невысок или соответствует нулевым значениям. В то же время сельское хозяйство, где производительность труда составляет менее 50 % от средней по экономике, является важнейшим видом деятельности. Для исправления сложившейся ситуации дальнейшее проведение активной государственной политики, направленной на поддержку АПК, является объективной необходимостью. На наш взгляд, целесообразно также развивать в республике другие виды деятельности, для которых характерна высокая производительность труда.

 

 

В результате приватизации отечественная промышленность не получила необходимых ей ин вестиционных ресурсов. Результатом острого дефицита инвестиций явился критический уровень показателей износа основных средств, устаревания оборудования. На конец 2006 г. изношен ность всех основных фондов составила 46,2 %, а уровень этого показателя в промышленности составил 46,4 %4.

Что касается ситуации, сложившейся в области основных фондов предприятий и организаций Республики Мордовия, то тут проблема стоит еще более остро. На 1 января 2007 г. совокупное значение степени износа основных фондов составило 55,7 %. Так, состояние основного капитала в сфере обрабатывающих производств РМ может быть оценено как удовлетворительное (степень износа на 1 января 2007 г. составила 39,4 %, в РФ — 46,4 %), тогда как по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» ситуация критическая — степень износа основных средств составляет 69,9 % (в РФ — 37,8 %)5. По сравнению с другими регионами России довольно благополучная ситуация наблюдается в сельском хозяйстве. Это частично объясняется значительными инвестициями, осуществляемыми в рамках национального проекта «Развитие АПК».

Российский стат. ежегодник. 2007. М., 2007. С. 68.

Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2007. С. 26.

В условиях изношенной технологической базы обеспечить конкурентоспособность экономики возможно лишь путем широкомасштабной замены существующих мощностей на новые, отвечающие современным требованиям.

На протяжении последних лет негативное влияние промышленного комплекса Республики Мордовия на окружающую среду также усиливается, хотя на сегодняшний день Мордовия не входит в число регионов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. Однако экологический аспект экономической деятельности все же должен находиться в области повышенного государственного внимания.

В ходе проведения рыночной институционализации в России были допущены ошибки, большая часть которых связана с реформированием института собственности. Негативные последствия рыночной трансформации наиболее ощутимо проявились в регионах страны, где адаптивная способность хозяйствующих субъектов к новым условиям оказалась низкой, содержание и темпы процессов формирования рыночной инфраструктуры не соответствующими объективным потребностям. Одновременно с распространением ряда негативных тенденций нельзя не признать, что формирование экономики нового типа — свершившийся факт. Для последующего распространения позитивных изменений, наметившихся в последнее время в экономике страны, и выведения ее регионов из стагнации необходимо укрепить институт собственности, что позволит привлечь необходимые инвестиции.

1 Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2007. С. 176.

2 Мордовия: Стат. ежегодник /Мордовиястат. Саранск, 2007. С. 24.

3 Россия в цифрах /Федеральная служба гос. статистики // Электрон. ресурс [режим доступа: www.gks.ru/free_doc/2005/b05_13/06-1.htm].

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная