Н. О. Колчина. Некоторые аспекты программно-целевого регулирования качества жизни населения региона

Н. О. КОЛЧИНА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

КОЛЧИНА Наталья Олеговна, преподаватель кафедры маркетинга Мордовского государственного университета.

Становление рыночных отношений в современном российском обществе сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором наряду с прогнозированием важная роль отводится планированию региональной социальной политики. Особое значение в условиях перехода к рынку и формирования новых федеративных отношений имеет программно-целевой подход социального и экономического развития регионов.

Программно-целевой метод — способ формирования системы плановых и прогнозных решений важнейших социально-экономических региональных задач, способных переориентировать сложившийся ход развития на достижение поставленной цели. Такой подход предполагает разработку региональных и федеральных программ с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из ранжирования по приоритетности целей региональной социальной политики при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению1.

Использование программно-целевого метода вызвано, с одной стороны, невозможностью решить ту или иную крупную межрегиональную или межотраслевую социально-экономическую проблему традиционными способами, а с другой — необходимостью увязки целей (подцелей), ресурсов многоцелевого назначения и большого числа исполнителей.

Считается, что главное препятствие реализации государственной социальной политики — слабая финансовая база. Не меньшая проблема — и отсутствие программных разработок по приоритетным проблемам каждого региона и муниципального образования. Такие программы выгодно иметь только потому, что под их реализацию можно получить средства из федерального бюджета. Более существенным стал факт специально организованной работы на перспективу, а также формирование обоснованного перечня конкретных действий для решения конкретных проблем.

В последнее время большой популярностью пользуются программы социальной направленности, разрабатываемые регионами с учетом приоритетных направлений, обозначенных на федеральном уровне. Программы социальной направленности (социальные программы) ориентированы в первую очередь на повышение уровня и качества жизни населения. Следует отметить, что программы социальной направленности в последнее время разрабатываются и реализуются в рамках приоритетных национальных проектов. Однако в их основу положено не решение проблем конкретного региона и муниципального образования, а приоритеты, сформулированные на федеральном уровне. Такой подход не всегда позволяет учитывать региональную асимметрию и особенности развития территорий. Но конституирование на федеральном уровне, выделение приоритетных направлений решения общероссийских и региональных проблем приносит положительные результаты. Об этом свидетельствуют результаты реализации социальных программ в рамках приоритетных национальных проектов Республики Мордовия за 2005—2007 годы.

Реализация приоритетных национальных проектов в Мордовии направлена прежде всего на повышение качества жизни населения. Поэтому важна опора на научный анализ, прогноз и оценку последствий принимаемых решений.

Республика Мордовия за последние два года внедрения приоритетных национальных проектов стала одним из лидеров в стране. Одна из целей, например, национального проекта «Доступное и комфортное жилье» — обеспечение жильем молодых семей и населения республики в целом. Задачей является развитие и использование ипотечного кредитования населением. Ипотека имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, ипотечное жилье нельзя продать или обменять в течение длительного срока, а выплата процентов по ипотеке значительно снижает совокупной доход семьи и ее уровень жизни в целом. Кроме того, стоимость квартиры на момент погашения кредита, из-за ежегодных выплат процентов, почти в два раза превышает ее первоначальную стоимость. Но с другой стороны, ипотечное кредитование позволяет молодой семье в короткое время получить жилье. Очевидно, что без ипотечного кредитования решение жилищного вопроса в условиях невысоких доходов основной массы населения невозможно.

Ипотечную программу Мордовии называют льготной. Ипотека в республике самая дешевая в России. Например, в Татарстане ипотечный кредит выдается под 8 % годовых, для жителей Мордовии — под 5 %. При процентной ставке за приобретение жилья 14 % семья, попадающая в льготную категорию, выплачивает самостоятельно только 5 %, оставшаяся часть компенсируется из средств республиканского бюджета. Льготный кредит под 5 % выдается специалистам остродефицитных профессий, молодым семьям, работникам бюджетной сферы, многодетным семьям, жителям села и другим категориям граждан2.

Наряду с ипотекой в республике самые низкие цены на жилье среди регионов ПФО. В Мордовии, реализующей ипотечные программы гораздо более активно, чем другие регионы, основной объем вводимого жилья составляет ипотечное, цена его традиционно ниже среднерыночной, В частности, сейчас она составляет в большинстве случаев 17—18 тыс. руб. за кв. метр.

За 4 года с помощью ипотеки в Мордовии построено и введено в эксплуатацию 184 тыс. м2 жилой площади, 2 878 семей стали счастливыми обладателями новых благоустроенных квартир. В 2006 г. Мордовская ипотечная компания обеспечила жильем 1 194 семьи, из них по программе «Молодая семья» в 2006 г. квартиры построили 873 семьи, в 2007 г. — 937, в 2010 г. планируется строительство новых квартир для 2 800 семей.

Республиканская программа «Жилище» предусматривает ежегодный рост жилищного строительства. В цифрах эта динамика выглядит следующим образом: в 2007 г. предусмотрено ввести в строй около 240 тыс. м2, из них 120 тыс. — ипотечных. В 2008 г. — 270 тыс. м2, 2009 г. — 300 тыс. м2, 2010 г. — около 350 тыс. м2, 2011 г. — более 400 тыс. м2. Больше половины домов предполагается построить по системе ипотечного жилищного кредитования. Строительство новых жилых домов будет вестись по современным технологиям. Предпочтение отдается панельному домостроению с современным уровнем теплозащиты, кирпичному, каркас-но-монолитному и монолитному строительству. Кроме того, произойдет настоящая революция в частном малоэтажном строительстве. Производство домов из современных, экологически чистых материалов уже осваивается мордовской стройиндустрией. Коттеджная застройка получит развитие в пригородной зоне и сельской местности.

В рамках национального проекта осуществляется и переселение граждан из ветхого жилья. Республика получила на эти цели в 2007 г. 97 млн рублей. С помощью этих средств уже в 2008 г. будут введены в строй 3 многоквартирных дома. В перспективе планируется выделить для переселенцев еще 60 тыс. кв. метров3.

Таким образом, за 4 года в республике на 40 % увеличены объемы жилищного строительства, введено более 700 тыс. м2 жилья общей площади. Кроме того, успешно функционирует механизм государственной поддержки ипотеки и категорий населения, нуждающихся в улучшении условий проживания, сохранена самая низкая в России стоимость жилья на первичном и вторичном рынках. Мордовия оказалась в числе трех регионов страны, где нет обманутых дольщиков.

Повышение показателей обеспеченности населения жильем в результате роста строительства, в том числе и ипотечного, положительно отражается на демографической ситуации республики. В последнее время она значительно улучшилась. Отмечается рост рождаемости по сравнению с динамикой смертности. За 9 месяцев 2007 г. появилось на свет 5 820 малышей, опережая показатели предыдущих лет, 30 % всех новорожденных — вторые, третьи и последующие дети в семье. Большую роль в этом сыграло увеличение пособия по уходу за ребенком и перспектива получения «материнского капитала». В целом это прямой результат повышения качества жизни, стабильности, большей уверенности в завтрашнем дне.

В рамках национального проекта «Демография» по поручению Президента России Правительство РФ совместно с Республикой Мордовия приступит к строительству межрегионального перинатального центра, самого масштабного проекта стоимостью 1,5 млрд руб. (открытие планируется в 2009 г.). В медицинском центре будет обеспечен полный комплекс услуг беременным женщинам, роженицам и новорожденным.

 

 

Дальнейшее развитие получит центр вспомогательных репродуктивных технологий, созданный на базе Саранского родильного дома ¹ 2. Он уже оснащен современным оборудованием на сумму 45 млн рублей. Республика участвует в пилотном проекте по выхаживанию детей массой тела от 0,5 до 1 кг. Для реализации этого проекта в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» выделено 6 млн руб. на приобретение необходимого оборудования.

Новые медицинские учреждения появляются и в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Несомненно, особую значимость для Мордовии имеет новая республиканская клиническая больница. Пуск этого лечебного учреждения запланирован на 2008 г., сметная стоимость составляет почти 3,5 млрд рублей. Одновременно со стационаром на 1 080 коек будет открыта поликлиника на 500 посещений за смену. На базе больницы будут открыты центры высоких медицинских технологий по таким направлениям, как кардиохирургия, нейрохирургия, травматология и ортопедия. Будет производиться диагностика сложных заболеваний иммунной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем. В настоящее время такие исследования доступны только в лабораториях федерального уровня4.

Планируется открыть новый корпус Республиканского противотуберкулезного диспансера, корпус СПИД-центра, поликлиники в районах республики, новые корпуса районных и городских больниц.

В 2007 г. Министерство здравоохранения РМ заключило соответствующие соглашения с федеральными структурами о создании в Мордовии межрегионального центра коло-проктологии и межрегионального научно-образовательного, лечебно-диагностического центра урологии. Решается вопрос о создании в республике регионального сосудистого центра. Его оснащение будет проводиться за счет федеральных средств, в сумме около 20 млн рублей. Прогнозируется, что в результате работы сосудистого центра смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизится на 5 %.

Следует отметить, что «Концепция развития здравоохранения Республики Мордовия» базируется прежде всего

на приоритетных национальных проектах «Здоровье» и «Демография». Кроме общенациональных, в Мордовии есть и свои республиканские программы: «Комплексная программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006—2010 годы, «Развитие здравоохранения в Республике Мордовия на 2006—2008 годы», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Мордовия на 2004—2008 годы», республиканская целевая программа «Дети Мордовии» на 2007—2010 годы.

В ближайшие 5 лет предстоит освоить 4,3 млрд руб. на завершение строительства различных объектов здравоохранения, создания на их базе центров высоких медицинских технологий. На реконструкцию уже действующих медицинских учреждений, их модернизацию и оснащение современной медицинской техникой будет выделено за 5 лет более 500 млн рублей. За время действия национальных проектов в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения республики поступило 73 единицы диагностического медицинского оборудования на сумму 113,8 млн рублей. Кроме того, получено 53 единицы транспорта, медикаменты и расходные материалы более чем на 300 млн рублей5.

Успешно реализуется в Мордовии национальный проект «Образование». За 4 года построено и реконструировано 29 школ. В 2007 г. республика вошла в число 22 регионов, выигравших грант по реализации комплексного проекта модернизации образования. Это дополнительные 114 млн руб., направленные на повышение квалификации педагогических кадров, приобретение современного оборудования для школьных столовых, учебных классов, ремонта образовательных учреждений. Все городские и сельские школы республики обеспечены компьютерами, 90 % из них подключены к широкополосной скоростной сети Интернет. Внедрение комплексного проекта модернизации образования позволило поднять уровень заработной платы учителей с 4 500 до 6 570 рублей.

Ежегодно, с начала реализации национального проекта «Образование», 19 школ республики, пройдя конкурсный отбор, получают гранты Президента РФ в размере 1 млн руб. каждый. Еще 5 школ, ведущие инновационную работу, получают гранты Главы Республики Мордовия (его размер увеличен до 500 тыс. рублей). В рамках проекта 65 лучшим учителям ежегодно вручается грант Президента РФ по 100 тыс. руб., 25 педагогов получают грант Главы РМ по 50 тыс. рублей. В 2007 г. одна из школ Мордовии (гимназия ¹ 19) вошла в десятку лучших школ страны. Это можно считать показателем успешной реализации национального проекта6.

Итоги первого этапа реализации приоритетного национального проекта «Образование» свидетельствуют о положительных системных изменениях в сфере образования республики. Прежде всего, активизировался процесс совершенствования и развития нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня в сфере образования. Эффективная реализация мероприятий проекта потребовала повышенного внимания органов исполнительной и законодательной власти республики, органов местного самоуправления к проблемам образования и усиления межведомственного взаимодействия по их решению.

Таким образом, целевые программы пользуются большой популярностью в регионах и служат важным инструментом повышения уровня жизни населения региона. Анализ результатов реализации национальных проектов в республике позволяет судить об эффективности использования программно-целевого подхода в достижении главной цели — повышении уровня и качества жизни населения. Это приводит к убеждению в том, что целевые программы должны совершенствоваться, развиваться и более эффективно использоваться в общей системе территориального регулирования социально-экономических процессов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Региональная политика, направленная на сокращение региональной социально-экономической и правовой асимметрии / Под ред. В. И. Селиверстова. Новосибирск, 2000.

2 См.: «Решить задачу» // За единую Россию. 2007. ¹ 6. 12 окт.

3  См.: Доступное жилье — гражданам России. // За единую Россию. 2007. ¹ 13. 27 нояб.

4 «Демография» // За единую Россию. 2007. ¹ 13. 27 нояб.

5 См.: Итоги реализации национальных проектов // За единую Россию. 2007. ¹ 11. 16 нояб.

6 См.: «Образование» // За единую Россию. 2007. ¹ 13. 27 нояб.

Поступила 13.02.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная