А. Г. Бурнаев. Телесная схема и зрительно-семантическое восприятие этнокультурного танца мордвы

А. Г. Бурнаев

Телесная схема и зрительно-семантическое восприятие этнокультурного танца мордвы

А. Г. Бурнаев, профессор кафедры культурологии Мордовского государственного университета, канд. культур.

Символическая природа этнокультурного мордовского танцевания складывается из наличия двух субэтносов (эрзя, мокша); парадигмы мышления (старое — новое); языка пластики, типа танцора, динамики танцевания, поведения, темперамента, костюма. Пластический этнический тип мордвы имеет свою плоскость самосознания и самочувствования в системе. В ней заложены единение переживаний: от отрицательных до положительных эмоций, существующих как объективные ситуации поведения. В эмоциях есть и обобщенная оценка ситуации, как бы «выталкивающая» субъекта за пределы сферы его эмоционально-действенных отношений к жизни, т. е. к танцу. В эмоциональном отношении мордва сдержаны (т. е. степенные, уравновешенные) и всегда приветливы. Эти качества, свойственные нервно-психической конституции этночеловека, получают развитие в пластике, танце.

Мы рассматриваем выразительные движения тела независимо от их происхождения: не только изобразительная пластика, но и движения человека, связанные с жизненными ситуациями. Мордва, так же как и другие народы России, производила все сельскохозяйственные работы вручную. Так вырабатывались индивидуальные особенности движений, затем проявившиеся и в танце. Например, ширина шага зависела от привычки сеятеля и от сажени, размаха руки. Статность, как и одаренность, зависела от хороших физических возможностей, природных данных. Гибкость и способность к физическим упражнениям наблюдались в благожелательном поклоне. Упрямство проявлялось не только в торге, но также в пляске, где мордвин был неуклюж, но весел и смешон, особенно в песне с приплясом. Невозмутимое мужское спокойствие, поразительная неподвижность проявлялись везде (в меньшей степени в быту, больше — во время охоты). Мужчина в танце динамичен, энергичен, а женщина не только степенна, строга, но и технична. Поэтому этническая пластика мордовок разнообразна и разделяется на мокшанскую и эрзянскую. Таким образом, система движений человека в жизни — основа этнических элементов пластики в танце (пространственной и временной симметрии), отдельных телодвижений, темперамента, эмоций и мимики.

Заметим, что в термодинамике существует понятие баланса, функциональной формой которого являются модели равновесно-неравновесных состояний, зависящих от линейных и нелинейных форм движения: поступательное движение (продольно-колебательная или волнообразная форма); диффузное (медленное, рассеянное); градиентно-скоростное (прямолинейное, быстрое); массовое движение как соединение, слияние всех линий с формой замкнутого вращения или кольца — «тор». Простота, неоднородность, хаотичность и самонесогласованность мордовского этнического материала представляют сложность в определении однородности и системности, самосогласованности элементов пластики.

Зрительно-семантическое восприятие телесной схемы человека в этнокультурном танце сравнимо с восприятием этнического костюма, например, мокшанского и эрзянского, в которых основными цветами являются белый и красный. Выявление этой схемы через этническую одежду, содержащую субстрат этнокультурных конструктов, способствует определению пластики этночеловека, восприятию танца в модели космологического принципа 5 рефлексий (феноменологической, атрибутивной, функциональной, структурной, субстратной). Телесность и темперамент мордовских мужчин, как мера напряжения предметного взаимодействия со средой танцевания, отражена и представлена исследователями слабо, но пластичность, как смена программ поведения, изучена.

У мордовских мужчин индивидуальный темперамент действия гораздо выше, чем у женщин, но социальная пластичность как смена социальных программ и ролей поведения в танце у женщин выше, чем у мужчин. Поэтому мордовские женщины лучше, чем мужчины в этнотанце выражают чувства. Эти свидетельства не только дают общие сведения о характере, темпераменте, потенциале пластики мордвы, но и представляют сравнительные характеристики в разграничении сценического этнического танцевального искусства, бинарности (мокша, эрзя) его программного наполнения.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная