И. А. Ильяева. Провинциальный город в поиске столичной идентичности

И. А. Илъяева

Провинциальный город в поиске столичной идентичности

И. А. Илъяева, профессор кафедры социологии Белгородского государственного технологического университета,

д. ф. н., профессор

Думаю, есть необходимость показать такие теоретические конструкции на примере одного города Белгородской области. Город Губкин перешел нижнюю границу «провинциальности» совсем недавно. Только в начале 80-х гг. ХХ в. он стал относиться к средним городам. Именно с этого времени можно рассматривать динамические изменения в жизни территориального сообщества, для которого характерны городские виды деятельности, организационно-хозяйственные, производственные и обслуживающие связи с достаточно большим числом сельских поселений, тяготеющих к городу Губкину.

Для средних городов России характерно стремление преодолеть свою «провинциальность» и приблизиться к «столичности». Перестроечные процессы придали этому процессу динамичность и темп. Показательным проявлением этого является, например строительство православного храма в г. Губкине, построенного в рекордно короткие сроки и являющегося вторым по размерам после храма Христа Спасителя в Москве. Это говорит, что в общественном сознании имеется установка доказать, что «и мы не лыком шиты». Благоустройство площадей, скверов, улиц, дворов за последние годы сделало Губкин самым чистым и благоустроенным городом не только Белгородской области.

Вместе с тем «провинциальность» средних городов и территориальных общностей имеет разнообразные формы проявления. Например, если в столицах и крупных городах сложился так называемый «бизнес-слой», то в средних городах о таком слое говорить еще проблематично потому, что он слишком малочисленен. Здесь есть лишь отдельные представители этого слоя, которые тяготеют к столичным коллегам. На основе наблюдений можно сказать, что та часть населения, которая не занимается бизнесом и предпринимательством, выступает против предпринимателей, но видит пользу в той деятельности, которую предприниматели осуществляют.

«Провинциальность» местного территориального сообщества проявляется и в том, что качественный состав предпринимателей — это «предприниматели поневоле». В большинстве своем у них отсутствует самосознание предпринимателей. Они продолжают считать себя инженерами, врачами, учителями, вынужденными сменить род занятий. Они тоскуют по «нормальной» работе и социальной стабильности. Провинциальные предприниматели значительно проигрывают «столичным», зависят от них.

«Провинциализм» территориального сообщества среднего города про является еще и в том, что даже для предпринимателей характерен больше адаптивный стиль поведения, нежели инновационный, что делает динамику социальных процессов замедленной. Так, например, в Губкине дачные поселки и даже коттеджная застройка продолжают превращаться в «мертвые города», хотя в связи с областной Программой индивидуального жилищного строительства положение стало быстро меняться. Но земельные участки, выведенные из сельскохозяйственного оборота, зачастую пустуют. Приобретаются участки под гаражное строительство, строятся гаражи при отсутствии машин, вкладываются значительные сбережения в недвижимость. Тем не менее, в деятельности территориального сообщества среднего города есть управляемые и неуправляемые переменные, связанные с движе нием от «провинциальности» к «столичности».

Мы достаточно подробно остановились на предпринимателях как со циальной группе местного сообщества, потому что именно этот слой прида ет динамичность всем процессам, происходящим в местном территориальном сообществе. Эта группа населения инновационна по своей сути, ее миссия — в активизации дремлющих экономических возможностей территориального сообщества. С этим положением мы связываем основную гипотезу нашего исследования, направленную на поиск механизмов регуляции коммуникатив ного поля территориального сообщества, в котором возникает и развивается интеллектуальный потенциал.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная