И. В. Слесарева. Современная молодежная клубная культура: значение и перспективы (на примере интеллектуальных клубов

И. В. Слесарева

Современная молодежная клубная культура: значение и перспективы (на примере интеллектуальных клубов)

И. В. Слесарева, аспирант кафедры культурологии Мордовского государственного университета

Российская молодежь, как и общество в целом, переживает кризис ценностей. В общественном и индивидуальном сознании образовался духовный вакуум. В этом контексте культура интеллектуальных молодежных клубов стала основой успешной социализации и самоопределения молодежи. Основу интеллектуальной клубной культуры составляют интеллектуально-образовательные ценности. Освоение этих ценностей способствует развитию личности, нивелирует социальную напряженность, формирует конструктивные модели поведения и освоения действительности.

Во-первых, клубы в России, как и в Европе, являются генераторами общественного мнения. Здесь осмыслялись и осмысляются главные политические и экономические приоритеты общества. Сущность молодежного интеллектуального клубного движения основана на создании и развитии идей современного общества, формировании мировоззренческих установок, координации и трансформации общественного мнения. Противопоставление массового и индивидуального в мировой культуре проявляет себя в этом контексте как стремление молодого человека самовыразиться и одновременно успешно социализироваться в современном обществе.

Во-вторых, пространство клуба — игровое, в нем реализуется потребность человека в состязании, соперничестве, желании попробовать себя в разных ролях, испытать яркие эмоции и чувства. Интеллектуальные клубы направляют в конструктивное русло базовые влечения человека — стремление самовыразиться и обусловленную этим агрессивность поведения, выделить себя из предметного мира и окружающих людей. Знание становится ценностью именно потому, что позволяет маркировать людей и идентифицировать себя с группой единомышленников, равных себе или превосходящих по уровню знаний, интеллектуальных способностей, что особенно важно для молодого человека.

В-третьих, клубная культура выполняет эвристическую функцию, как система интеллектуальных ценностей (стремление к знанию, развитие аналитических способностей, критического мышления, овладение риторическим мастерством, интеллектуальное лидерство) позволяет реализовать художественно-творческие и нравственные устремления молодежи, что в дальнейшем неизбежно реализуется в социокультурной деятельности.

В-четвертых, как и другим видам молодежной культуры, носителям клубной культуры свойственны критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстративный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное или пренебрежительное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, образ жизни, ценности.

В-пятых, культура интеллектуальных клубов, в отличие от культуры ночных клубов, социально ориентирована. Члены интеллектуальных клубов, несмотря на отрицание и пренебрежение к официальным канонам, установкам и нормам, нацелены на интеграцию в общество, нахождение компромисса между индивидуалистическими устремлениями и социальной комфортностью.

В-шестых, в культуре интеллектуальных клубов нет склонности разре шения конфликтов силой, желания шокировать и эпатировать общество сти лем поведения и внешней атрибутикой. Притязания этого вида культуры за ключаются в интеллектуальном и духовном обособлении от массовых ша блонов и стереотипов, в создании элитного пространства получения и оперирования знаниями.

Молодежные интеллектуальные клубы создаются как результат ответной реакции на интеллектуальный кризис, переживаемый современным обществом, и удовлетворение потребности в заполнении интеллектуального вакуума. Поскольку формирование группового и индивидуального сознания молодежи происходит под влиянием глобализаци-онных процессов, обесценивающих локальные национальные культуры, неизбежна переориентация молодежи с ценностей традиционной культуры на образцы современной молодежной субкультуры с опорой на западную систему ценностей, сопровождаемую образованием культурных гибридов в сознании молодежи. В связи с этим закономерно формирование девиантных стратегий поведения молодежи.

 

 

В настоящее время универсальный мир распадается на множество разнородных фрагментов, и в этой пестрой мозаике не остается места для «абсолютного». Нет места и всеобщему признанию отдельных личностей — фактически дело обстоит так, что узкие социальные группы признают своих собственных гениев. В пространстве клубной культуры любое копирование и слепое подражание недопустимо, так как превращает личность в безликое «Оно», неразличимое в толпе однообразных «Мы».

Ценным становится любое отличие от «Другого», выделение своего неповторимого стиля: манеры игры, интеллектуального увлечения, в редких случаях в одежде. Что касается одежды, то здесь нет места эпатажности и крикливости, скорее это либо намеренное и подчеркнутое пренебрежение модными тенденциями в одежде и отрицание гламурности, либо выбор спортивного стиля.

Если у многих современных молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, т. е. сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, контркультурной направленности молодежного досуга. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально.

Другая характерная особенность современной молодежной культуры — преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Это качественно меняет ситуацию с самоидентификацией. Люди принимают или отказываются от каких-то компонентов своей идентичности быстрее, чем когда-либо. Данный факт анализирует М. Маклюэн в работе «Культура в аудиовизуальный век», отмечая, что «Время» прекратилось, «Пространство» исчезло.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная