А. Б. Лисянский. Алгоритм стратегии инновационного развития мебельной промышленности региона
А. Б. ЛИСЯНСКИЙ
АЛГОРИТМ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
ЛИСЯНСКИЙ Александр Борисович, соискатель кафедры экономики Самарского государственного университета.
Ключевые слова: конкурентоспособность, мебельная промышленность, преимущества, стратегия
Key words: competitiveness, furniture industry, advantages, strategy
В современных условиях требования к товарам и услугам повышаются в геометрической прогрессии, а конкурентоспособность зависит от ближайшего окружения компании. В связи с этим планирование стратегии закладывает основу создания и сохранения конкурентных преимуществ, трансформирующихся в главные факторы успеха.
В сложившейся ситуации у Самарской области возникли проблемы, связанные с обстановкой в отечественной мебельной промышленности. Они влияют на стратегически важные результаты для всего промышленного комплекса страны. Увеличение в процентном отношении доли импортной продукции на самарском рынке усиливает конкуренцию между поставщиками мебельной продукции, и отечественные производители постепенно уступают рынок иностранным конкурентам. Такая тенденция весьма опасна для всей мебельной отрасли Самарской области.
Незначительный внутренний спрос на отечественную мебель вызывает слабую загрузку производственных мощностей и низкую рентабельность предприятий в отрасли. Вследствие этого российские производители мебели не могут самостоятельно направить финансовые ресурсы на масштабную модернизацию производства и внедрение системы стратегического планирования.
В ходе исследования мебельной промышленности можно выявить ряд проблем, связанных с организацией планирования в компаниях. Стоит отметить отсутствие конкретных внутренних стандартов формирования планов и стратегий (это связано со сложностью ведения хозяйственной деятельности в современных рыночных условиях), слабую оперативность формирования и доработки планов (она вызвана отсутствующей автоматической системой передачи необходимых сведений, непроверенной и недостаточной информацией, длительной процедурой согласования планов).
Корректировка стратегических планов осуществляется благодаря обеспечению требуемыми финансовыми и материальными ресурсами, а не изменению рыночной конъюнктуры1. Серьезным шагом на предприятиях мебельной промышленности является разработка основной модели стратегического плана, которая принимает во внимание специфику отрасли и проблемы осуществления разнообразных моделей и инструментов стратегического планирования. Поэтому следует применять модель, основанную на разработке стратегии развития компании. Такая модель служит инструментом выявления перспективных направлений развития компаний мебельной промышленности и нацелена на увеличение конкурентоспособности мебельных предприятий (рис. 1).
Рисунок доступен в полной PDF - версии журнала.
Практическое исползование механизма стратегического моделирования, связанное с выбором наилучшей стратегии по каждому из направлений производства мебели при учете основных факторов успеха и конкурентных преимуществ, позволит компаниям мебельной промышленности избежать негативных изменений в какой-либо сфере функционирования, вовремя отреагировать на ту ситуацию, которая происходит на рынке, а также внести коррективы в главную стратегию. Опираясь на результаты оценки стратегических позиций предприятий мебельной промышленности, необходимо сформировать комплекс стратегий по таким направлениям, как применение потенциалов внешней среды и ликвидация ее угроз, использование сильных сторон компании и устранение ее слабых сторон. Это поможет определить наилучшую стратегию развития, благодаря которой компания в большем объеме будет использовать свой потенциал. На выходе такого алгоритма разрабатывается стратегия развития и повышения конкурентоспособности компании. Это будет содействовать своевременной разработке и доработке программ развития предприятий мебельной промышленности.
Результативность планов и стратегий оценивается по совокупности конечных результатов и действенности процессов реализации стратегии (рис 2). При этом основное внимание следует обратить на оценку внешних и внутренних результатов, что позволит определить, какие альтернативные процессы направлены на развитие имеющихся и создание новых уникальных ресурсов, которые обеспечат предприятию конкурентное преимущество2.
Рисунок доступен в полной PDF - версии журнала.
Необходимо сделать акцент на оценке реализации стратегии по трем направлениям: между фактическим состоянием и плановыми показателями, фактическим состоянием и показателями идеальной модели, плановыми и идеальными показателями. Анализ первого направления производится для оценки качества и эффективности процесса реализации стратегического плана, выявления отклонений результатов и их причин, что является исходной информацией при разработке корректирующих мероприятий. Анализ других направлений необходим для оценки качества и эффективности самого процесса планирования3.
Диагностика результативности и качества стратегии компаний мебельной промышленности является одной из главных их задач. Она показывает, насколько стратегия отображает целевые указания (ужесточение конкурентоспособности отечественной мебели), а также отвечает условиям внутренней и внешней среды. Методика разработки алгоритма формирования стратегии развития компаний мебельной промышленности позволяет выявить достаточно простой и действенный инструмент стратегического анализа, контроля и планирования, использующий в качестве основы внутреннюю информацию компании. Использование предлагаемой модели сможет помочь предприятиям мебельной промышленности в увеличении стратегического видения своего бизнеса и предоставить ряд практических навыков планирования и анализа. Все это даст возможность перейти к полноценному стратегическому планированию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Ефремов В.С Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учеб. пособие. М.: Изд-во «Финпресс», 2002. 192 с.
2 См.: Ковалев М.Н. К вопросу проблемно-ориентированного подхода в менеджменте // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 5. С. 13—17.
3 См.: Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / пер. с англ., под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, Юнити, 2000. 576 с.
Поступила 23.08.2012.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная