Н. М. Сюсина. Характерные особенности информационного общества
Н. М Сюсина
Характерные особенности информационного общества
Н. М Сюсина, аспирант кафедры философии Мордовского государственного педагогического института
Информационное общество — понятие, заменившее в конце XX в. термин «постиндустриальное общество». С точки зрения постмодернистской парадигмы, информационное общество представляет собой реализацию основных тенденций развития человечества, обусловленных крушением ценностей модерна. Реконструкция социума с точки зрения постмодернизма связана с переходом от индустриального капиталистического общества к постиндустриальному, информационному или метакапитализму. В этом обществе информация, связанная с созданием, воспроизведением и хранением смыслов, играет решающую роль. Формой хранения информации является «симулякр» как модель реального объекта или события. В политике благодаря репродуцированию идеологий снимается различие между правым и левым, в науке — между истинным и ложным. Средства массовой информации «охотятся» за сенсациями или создают их искусственно. В предшествующих типах общества была вера (сначала религиозная, потом научная), давшая представление о конечной цели.
В информационную эпоху технологическое развитие привело к тому, что внимание ученых переключилось с целей развития на его средства. Не поиск истины, а решение статусных проблем, борьба за финансирование определяют сейчас развитие науки. Меняется и человек. Выбор ценностей зависит от воли случая, что стирает границы между прекрасным и безобразным, истинным и ложным, добрым и злым. Возникает новый тип сознания, где интуитивные озарения переплетаются с догадками разума, религия пользуется данными науки, высокая культура мирно сосуществует с массовой.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная