С. В. Корольков. Проявленрге феномена этничности в развитии и сохранении традицинного национального прикладного искусства
С. В. КОРОЛЬКОВ
ПРОЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЭТНИЧНОСТИ В РАЗВИТИИ И СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
КОРОЛЬКОВ Сергей Владимирович, преподаватель художественных дисциплин Ямальского многопрофильного колледжа.
Ключевые слова: прикладное искусство, прикладное наследие Ямала, феномен этничности, традиционная культура регионов России
Key words: applied arts, the Yamal applied heritage, ethnicity phenomenon, traditional culture of Russian region
Одна из важнейших задач сохранения традиционной культуры регионов России — проблема преемственности традиций, которая носит общий характер для всех культур. Ее изучают многие ученые, но пути ее решения вызывают многочисленные дискуссии. Однако при этом в разных социальных группах современного общества просматривается стремление к национальному возрождению. Это обусловлено усиливающейся ролью и влиянием теории этничности как научного направления.
Анализ развития прикладного искусства последних десятилетий в регионах России выявил до сих пор сохраняющиеся черты традиционности и национального своеобразия в творчестве мастеров искусства. Жизнеспособность и важность сохранения национального прикладного искусства как самобытного и уникального, этнически обусловленного явления актуализируют рассматриваемую проблему.
Термин «прикладное искусство» мы употребляем по отношению к тем образцам творческой деятельности, которые имеют художественно-образное содержание. Художественная ценность в данном случае не прилагается к материальной, а одно состояние переходит в другое.
Многие века развитие традиционной культуры Ямала шло одновременно с развитием общества. Сегодня массовая культура проникла не только в крупные города, но и небольшие населенные пункты региона. Активное проникновение в современную жизнь различных видов информации принеслоно множество нравственных проблем. Давление чужеродной, в том числе западной, культуры над традиционной негативно влияет на население округа. В подобных условиях важнейшие способы сохранения отечественной и региональной культуры и традиционного прикладного наследия — толерантность, возрождение этничности и этнокультурная компетентность населения.
Ямало-ненецкое традиционное прикладное искусство требует дальнейшего изучения и осмысления вместе с выявлением признаков традиционного мышления народов Севера. Этническое самосознание особенно ярко проявляется именно в народном творчестве, в том числе и в прикладном искусстве, в котором присутствует неразрывная связь этноса и нации, обеспечивающая его передачу следующим поколениям.
Территорию Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) населяют различные народности (ненцы, ханты, манси, селькупы, сибирские татары, коми и др.), каждую из которых отличает индивидуальное самосознание, происхождение от определенных предков (пусть даже мифологизированных), язык (или диалект), культурно-бытовые особенности. Объединяют их территориально-политические связи, исторически складывающиеся в пределах региона1.
Одним из важнейших объединяющих элементов жизни коренных северных народов выступает историческая традиция — определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, обычаи и другие элементы культурного, в том числе прикладного, наследия, передающиеся от поколения к поколению. Это в полной мере относится и к прикладному искусству ЯНАО (кожевенное дело, резьба по дереву и кости, изготовление художественных изделий из кожи, меха и сукна, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, художественная обработка бересты, изготовление декоративной берестяной и деревянной посуды, лодок, саней и т. д.).
Традиции северных этнических общностей имеют инте-гративный характер для формирования общности «своих» и отделения ее от «чужих». Сейчас в ЯНАО культурные традиции служат мобилизующим началом. Так, традиционной этнической чертой коми является приверженность оленеводству. Коми заимствовали немало черт русской, а также ненецкой и угорской культуры, однако они до сих пор сохраняют собственную этнокультурную самобытность. В течение многих веков они представлены в традиционном искусстве как неплохие хозяйственники, склонные к торговле и предпринимательству.
Образцы прикладного искусства и культура ненцев показывают, что в качестве основных видов жизнедеятельности у этой кочевой народности преобладают оленеводство и охота, рыболовство, собирательство. Сибирские этнографические группы ненцев в меньшей степени, чем европейская, подверглись инокультурному влиянию.
Традиционная этнокультура селькупов близка к культуре кетов. В основе жизнедеятельности этого народа лежат охота и рыболовство, менее заметно заимствованное от ненцев оленеводство, что нашло отражение в прикладном искусстве народности. В традиционном укладе и культуре этого народа очевидно неоспоримое влияние ненцев и русских.
Свои традиции сибирские татары черпают из среды средневековых кыпчаков, принимавших участие в формировании многих тюркских народов. Сильное влияние на этническое развитие культуры сибирских татар оказали среднеазиатские переселенцы в Сибирь — узбеки и таджики, известные в сибирских городах под обобщающим названием «бухарцы» (сибирские бухарцы), или «сарты», а также татары Поволжья и Приуралья, переселившиеся в Сибирь в XV—XVII вв.
Традиции ханты во многом связаны с культурой древних угров. Из прикладного наследия этой народности видно, что хантам исторически свойственно традиционное комплексное хозяйство, рыболовство, охота, оленеводство, архаичный уклад жизни и сопутствующие ему элементы традиционной культуры.
Северные народы отличает самобытный пласт традиционного прикладного искусства, однако они, ассимилируя все многообразие иноэтнических элементов, находятся вокруг единого этнического ядра в современном ЯНАО. Это отчетливо видно, например, в символизме орнаменталистики традиционного прикладного искусства. Этническое сознание и культура нуждаются в определенных традиционных символах, в числе которых могут быть графические изображения, обозначающие господствующую идеологию, уклад жизни, природные условия и животный мир, мифотворчество и фольклор этноса, исторически значимые образцы архитектуры и искусства и т. д. Эти символы соединяют прошлое, настоящее и будущее этноса, его культуру и прикладное искусство.
Традиционные символические черты орнаменталистики в прикладном искусстве народов Ямала до сих пор связаны с флорой и фауной. За основу каждого северного орнамента берется один мотив и нув («одна ветка»), который повторяется до тех пор, пока не кончится заготовка из материала. Традиционное северное изделие с орнаментом, как правило, не обходится без мотива «щучьи зубы», представляющего собой ряд треугольников и обычно использующегося в качестве дополнительной отделки основного узора. Одним из наиболее популярных и простых (особенно для детской одежды, обуви) является узор «заячьи уши». В частности, у хантов зайчиха играет роль одной из ипостасей верховной богини Калтащ — «матери счастья», покровительницы новорожденных2.
Весьма распространенными и часто употребляемыми почти во всех прикладных изделиях Севера из разных материалов являются узоры «лисья лапа» и «лисий локоть». Эти орнаменты чаще всего применяются на женской обуви. Широко известен и орнамент «волчий капкан». Мотивами многих орнаментов, применяемых в меховой мозаике северных народов, выступают птицы, например, ворона и куропатка.
По-особому относятся северные народы к орнаментам, изображающим части тела медведя. Их рискнет выполнять не каждая женщина. За них берется только тот мастер, который уверен в своих силах и сможет в течение своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнаментов. Выполнив их, он попадает в разряд мастеров высшей категории. Изделия с узорами «медвежьи уши», «медвежий позвоночник», «медвежий след» женщина северных народностей должна выполнить за всю свою жизнь в семи изделиях. Эти прикладные изделия наделены особой силой, основанной на мифологии. Вещи, в которых есть подобный орнамент, не смеет носить женщина во время беременности. В этой одежде не следует ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать несерьезным людям. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде в качестве оберега.
В то же время «медвежьи» орнаменты активно используют при изготовлении мужской одежды. Мужчина, как и женщина, для северных народов является сакрально чистым существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одежду из любого материала и с любым орнаментом. В северном прикладном искусстве также встречается орнамент «зуб белки» (чаще всего он присутствует на маленьких сумочках).
Культово-почитаемый домашний олень принес в северное прикладное искусство узоры «маленького оленьего рога», «рога лесного оленя», которые распространены на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, детских парках. В более сложном варианте этот узор применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на национальных подушках из сукна или ткани и украшениях для оленьей упряжки. Орнаментом «оленьи рога» не украшается северная обувь. Другие орнаменты, связанные с оленем, например, «оленья тропа», чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко — на женских сумках.
У коренных народов Севера существует довольно много преданий и легенд о мамонте. Считается, что когда эти народы ездили сватать невест к своим сородичам в низовья Оби, то встречали по пути огромные кости и бивни мамонта — «рога подземного зверя». В связи с этим издавна узор «рога подземного зверя-самца» широко применяется на меховой мужской и женской одежде. Популярен также и символический орнамент «лосиные рога». Он напоминает узор «оленьи рога», но более раскидист. Применять этот узор на обуви запрещается из-за святости этого зверя.
Оленеводческое хозяйство северного региона немыслимо без собаки-лайки. Орнамент «собачья лапа» широко распространен на разных бытовых изделиях, например, на берестяных туесках, табакерках и др. Часто этим орнаментом украшают детские шубы.
У северных народов береза занимает второе место после лиственницы по своей сакральной значимости. В связи с этим названия орнаментов, включающие словосочетание «березовая ветка», получили самое широкое распространение. Это «березовая ветка», «лишняя березовая ветка», «ветвистая ветка березы», «крестообразная хвостатая береза». В орнаментальном искусстве Ямала большое внимание уделяется человеку. Так, в орнаменте «люди» изображены идущие люди. Изредка его можно встретить в меховом орнаменте, но в основном им украшены бисерные изделия. Часто в детских изделиях, на рукавах женских меховых шуб используется орнамент «гребец». Очень распространен орнамент «половина мужика». С давних времен он присутствует почти во всех северных изделиях, особенно меховых.
Наши исследования показывают, что в последнее время на основе сакральной мифологии у северных народов появляются новые узоры. У них пока нет названий. Иногда новый орнамент возникает совершенно случайно. В ситуации, когда на полосе остается еще много материала, появляются новые фантазийные узоры. Многие современные мастера и художники широко используют местную традиционную символику в нетрадиционном исполнении. Например, у хантыйской художницы А. Л. Юхлымовой, основой творчества которой является живопись по ткани в технике горячий батик, базовые традиционные символы в авторской интерпретации дополняют мотивы чудо-птиц и разнообразной трактовки несвойственные северному орнаментальному искусству ирисы3.
Таким образом, развитие традиционного орнаментального искусства продолжается. Безусловно, сегодня орнамент уже не выполняет такую яркую коммуникативно-информационную функцию, как столетия назад. До 1930 г. у коренных жителей Ямала не было письменности, но они хотели донести до современников и потомков свое впечатление о жизни и природе. Поэтому традиционный северный орнамент можно считать узорной письменностью народов Ямала. Следует отметить, что произошел переход коммуникативной стратегии орнаментального искусства народов Севера в этнокультурно обусловленную стратегию трансляции и сохранения этнического своеобразия народов Ямала. Успешность ее реализации может показать время.
В заключение следует подчеркнуть, что этнокультурное своеобразие регионального прикладного искусства, которая складывается из культурного прикладного наследия отдельных народностей, имеет очень важную характеристику: обладая глубинными истоками, оно исторически довольно устойчиво и менее всего подвержено радикальной транс-
формации или уничтожению. На общественную психологию и современное культуротворчество оказывают воздействие образы, идеи, культурное наследие народа. Этнокультурная идеология представляет основные постулаты процветания народа, переданные потомкам в виде традиций, обрядов и мифологем, бытового уклада и художественного творчества (образов, орнаментов и линейно-цветовых предпочтений)4.
Этническое разнообразие и своеобразие прикладного искусства отдельных народностей и регионов России — это не только их историко-культурное достояние, но и фактор модернизации современной жизни, нации в целом. Сохранение прикладного поливариантного богатства традиционных национальных культур выступает как стратегия выживания народов страны, дальнейшего развития нации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень: Изд-во Ин-та проблем освоения Севера СО РАН, 2001. С. 48.
2 См.: Народы Ямала: альбом орнаментов / сост. Н.В. Лукина. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. С. 31.
3 См.: Люди Ямала: Юхлымова А.Л. URL: http://www.cultura-yamala.ru/ people/rosh/detail.php?ID=672 (дата обращения: 05.09.2012).
4 Ключикова В.Б. Культурное наследие и культурное разнообразие в традиционном прикладном искусстве народов мира // Традиционное прикладное искусство и образование: материалы XII науч.-практ. конф. (6—10 нояб. 2006 г.). СПб.: ВНИ, 2007. С. 96—99.
Поступила 26.12.2012.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная