Ф. А. Айзятов. К вопросу об информационном социуме
Ф. А. Айзятов
К вопросу об информационном социуме
Ф. А. Айзятов, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», доктор философских наук
Стремление выразить сущность нового информационного века «вылилось» в калейдоскоп определений. Дж. Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф — о посткапиталистическом, А. Этциони — о постмодернистском, К. Боулдинг — о постцивилизационном, Т. Кан — о постэкономическом, С. Алстром — о постпротестантском, Р. Сей-денберг — о постисторическом. Р. Барнет предлагает термин «постнефтяное общество». Перечисляя всевозможные названия, объединенные общей приставкой «пост», необходимо отметить, что в ней есть некая ограниченность сознания, склонного отталкиваться от уже достигнутого и вовсе не обращающего внимания на то, что новое общество строится на иных принципах. Определенная система правил, в которых информация является основным элементом различных процессов, специализирует его. Рассматривая исторические периоды становления информационного общества, необходимо отметить его структурированность и нелинейность развития. Первое К. Ясперс определил как смену цивилизаций между человеком и природой через логическое звено — технику (техницистская цивилизация). Т. Кан выделил отдельные периоды на основе принципа опосредованности взаимодействия человека и природы (через технику, технологию, информацию) для производства продукта потребления из продукта природы (супериндустриальная цивилизация).
Очевидно, информационное общество характеризуется нелинейностью, неоднородностью, структурностью. Информационный код является основой социально-культурного аспекта информационного общества. Информационное взаимодействие в структуре социума обусловлено природой, человеком и обществом.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная