О. В. Киняева. Генезис понятия «ин формация»

О. В. Киняева

Генезис понятия «информация»

 

О. В. Киняева, аспирант кафедры философии Мордовского государственного педагогического института

Становление информационного общества привело к осознанию информации как неотъемлемой части бытия. Благодаря кибернетике, информационным технологиям, всеобщей компьютеризации развитых стран разная информация стала доступна многим жителям планеты. Объем информации постоянно увеличивается. Первоначально понятие «инфор-

мация» функционировало как элемент повседневно-бытовой коммуникации. В XIX в. в физике и логико-семиотических построениях информация упоминается как специфическое средство познания.

Значительный объем представлений о содержании понятия «информация» накоплен в философии. По мнению Р. Ф. Абдеева, в этой науке существует два разных подхода к информации — атрибутивный и функциональный1.

«Атрибутивисты» определяют информацию как свойство материальных объектов (живых и неживых). В естественно-научной картине мира информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. Познавательный процесс в этом случае есть декодирование информации, которая содержится в предметах реального мира. Однако такой подход необоснованно расширяет содержание понятия «информация». Не отвечая на многие вопросы, связанные с появлением информации, естественно-научная картина создает основу для возникновения новых вопросов, например, о том, как проявляется данный атрибут материи в отсутствие объектов живой природы, о механизмах обмена информацией между объектами неживой природы, а также между объектами живой и неживой природы и т. д.2

«Функционалисты» считают, что информация — свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи. Ограничительным признаком информации (по сравнению с отражением как атрибутом всей материи) служит обязательность связи с управлением, т. е. с высокоактивным отражением, необходимой предпосылкой которого является достаточно высокий уровень организации материи. При такой трактовке информация возникает вместе с жизнью и характеризует органическую природу, человеческое общество и технику, вовлеченную человеком в процессы управления. Разделяя эту точку зрения, можно отметить, что информация не является атрибутом материи, она принадлежит не всем ее формам и видам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛА-

ДОС, 1994.

2 См.: Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 1974. С. 23—25.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная