О. В. Радзецкая. Региональные характеристики академической музыкальной культуры этнических сообществ

О. В. РАДЗЕЦКАЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

РАДЗЕЦКАЯ Ольга Владимировна, доцент кафедры камерного ансамбля Государственной классической академии имени Маймонида, кандидат культурологии (г. Москва).

Ключевые слова: этническое сообщество, академическая музыка, культура, региональность

Key words: ethnic community, academic music, culture, regionality

Становление региональной академической музыки тесно связано с развитием этнических сообществ. Академическая музыкальная культура, чуткий индикатор общественных процессов, определяет весь спектр положительных тенденций, способствующих ее процветанию.

Музыкальная социология типизирует и прослеживает закономерности различных сфер мира музыки с точки зрения законов развития всего общества. В этом контексте привлекаются характеристики, позволяющие взглянуть в ином ключе на причинно-следственные связи и условности, которые присущи именно этому объекту исследования. Т. В. Адорно пишет, что «момент, созидающий предмет музыкального опыта, сам по себе высказывает нечто социальное, что содержание, смысл произведения искусства, лишенное этого момента, испаряется, утрачивая как раз то неуловимое и неразложимое, благодаря чему искусство становится искусством. Музыка становится всеобщей, не абстрагируясь от момента пространственно-временной определенности в себе, но именно через его конкретизацию. Музыкальная социология тогда — это такое знание, которое постигает в музыке существенное для нее, но при этом не ограничивается технологическими описаниями»1.

Академическая музыкальная культура этнических сообществ привлекает к себе внимание. Она наглядно демонстрирует все этапы социальной эволюции того георегиона, в границах которого происходило ее становление, а также затрагивает сферы интеграционного взаимодействия.

Интеграционный характер академической музыки социальной позиции подчеркивается принципом контрастного противопоставления этнических сообществ по отношению друг к другу. Стоит подойти к этой проблематике с нескольких сторон. Во-первых, неравномерность и дисбаланс внутри этнических сообществ во многом связаны с их географическим положением, что отражается в специфическом музыкальном мире, развивающемся в режиме социокультурной региональной доминанты. Во-вторых, принадлежность к различным социально-общественным формациям несет в себе постоянно обновляющийся ресурс музыкального разума. В-третьих, формирование общественного сознания выражается в стремлении к автономии, единению и общности. В-четвертых, социальная диспропорция увеличивает интенсивность интеграционных движений к достижению некоего абстрактного баланса, позволяющего создать гармоничную картину музыкального мира региона в целом.

Тесно связан с социальным аспектом интеграционных процессов академической музыки этнических сообществ и экономический ракурс происходящих событий. Если проследить динамику развития этнических образований в этом контексте, то становится очевидной пропорциональность проявления творческой активности. Лидирующее положение доминантных этнических цивилизаций во многом определило полноту и степень влияния экономических и социальных преобразований. Это повлияло на активное развитие их академической музыкальной культуры.

Экономический компонент не только вносит дополнительные штрихи в освещение материальной составляющей академической музыкальной культуры этнических сообществ, но и создает логически выстроенную схему. При подробном рассмотрении выявляются некоторые тенденции, добавляющие интересные подробности к общей характеристике. Социальная особенность музыкальной интеграции — это взаимопроникновение разных творческих потенциалов. Их разность во многом обусловливается и экономической составляющей того региона, который они представляют. «Музыка не только связана по рукам и ногам экономикой, но и  экономические условия в определенных границах переходят в эстетическое качество»2.

Благодаря государственным экономическим реформам академическая музыкальная культура этнических сообществ представила талантливые образцы произведений в различных жанрах. Это нашло отражение в этнических композиторских школах, ставших культурными центрами региональной музыки. Зависимость от экономического фактора оказалась залогом созидательного начала академической музыки этнических сообществ, позволила не отойти в сторону от своих истоков. Представляется справедливым утверждение А. А. Глаголева о том, что в качестве сопутствующего характеризующего компонента подобных процессов может выступать только этическая экономическая теория3.

Экономическое участие как мощный социальный фактор поддержки обеспечило необходимый жизненный уровень авторам, творцам культурных ценностей, дала им возможность проявить лучшие духовные качества. «Дух социален, это модус поведения человека, модус, который по социальным причинам отделился от общественной непосредственности и приобрел автономность. Благодаря ему сущность социального находит свое продолжение в эстетическом творчестве и как социальность производящих творческих индивидов, и как социальность материалов и форм, — они противостоят субъекту, над ними субъект трудится, он определяет их, и они, в свою очередь, определяют социальный субъект»4.

Исторический контекст социально-интеграционных процессов академической музыки этнических сообществ вызывает интерес с точки зрения проецирования на другие родственные социальные институты и структуры. Пути культурного становления связаны с формированием регионального уровня и его развитием в более широком масштабе. Исторически обусловленная зависимость музыкальной интеграции от изменений в жизни общества играет заметную роль в дальнейшем продвижении в пространственное поле мировых тенденций.

Все движение построено по принципу возвратного действия. Локальный импульс распространяется в виде волнообразного потока, охватывающего все творческие области, и возвращается обратно, уже обогащенный другими родственными источниками. В свою очередь этот энергетический потенциал интегрируется в гуманитарное пространство и благодаря ему активно контактирует с подобными формами и структурами на глобальном уровне.

Кажущаяся стихийность интеграционных полей во многом связана с импульсивной направленностью творческого движения. Если оставить без внимания этот процесс, то можно не заметить формирование новых индивидуальных организаций самого музыкального пространства. При рассмотрении всей исторически сложившейся «канвы» регионального ландшафта начинают ясно прослеживаться две системы (локальная и универсальная), в границах которых развиваются этнические сообщества. Их диалектичность во многом зависит от тональности и динамики развития академической музыкальной культуры.

Находящиеся долгое время на разных полюсах социального уклада человеческого общества этнические формации претерпевают как близость, так и естественную изолированность друг от друга. Соответственно, их творческий статус подвергается некоторой трансформации в зависимости от определенной направленности общественного устройства, в зоне влияния которого они находятся. Интересны мысли Т. В. Адорно: «Внутренняя конфликтность в музыке — это проявление конфликтов общественных, неосознаваемых самой музыкой... Вся музыка страдает от непримиримой вражды общего и особенного: возникла пропасть между традиционными универсальными формами музыки и тем процессом, который конкретно протекает в их рамках... Это привело к отказу от схем, к возникновению новой музыки. Сама общественная тенденция становится в ней звучанием... Музыка имеет дело с классами в той мере, в какой классовые отношения отражаются в ней... Чем в более чистой и бескомпромиссной форме музыка постигает антагонистические противоречия, чем более глубокое структурное оформление они получают, тем меньше музыка оказывается идеологией и тем более — верным объективным сознанием»5. Конечно, академическая музыкальная культура этнических сообществ представляет собой сочетание уникальных признаков в контексте универсальных жанров и форм. У каждой народности они свои. Из этого следует, что степень музыкальной интеграции во многом зависит и от яркости этих особенностей, и от уровня присутствия в них полиэтнических компонентов.

Уровень профессионального искусства только выигрывает от интенсивности музыкальной интеграции. Она является яркой приметой взаимного интереса, ведет к укреплению взаимопонимания и установлению точных ориентиров в дальнейшем сотрудничестве в различных областях. Усиливается роль и положение этнических групп в системе мировых культурных ценностей.

Таким образом, региональность как наиболее динамичная и жизнеспособная характеристика заметно мобилизует и структурирует изучаемый материал, делает его более ощутимым для установления взаимосвязей внутренней и внешней векторности. В таком ракурсе целесообразно изучение причинно-следственных связей в академической музыкальной культуре этнических сообществ, а также определение связующих элементов с гуманитарным пространством.

Индивидуальные особенности академической музыки регионов говорят о приверженности глубинным истокам этнической культуры. В их основе прослеживаются пристрастия к коренным мотивам, веками складывавшемуся языку универсального общения. На разных этапах развития и распространения академической музыкальной культуры региональность остается своеобразной питательной средой, духовной доминантой. Региональность характеризует академическую музыкальную культуру с точки зрения определенной концепции, где в качестве главной функции выступает сложная система взаимоотношений универсального и локального, традиционного и новаторского. Для создания представления о функционировании данной системы к исследованию привлекаются смежные понятия. В этом контексте региональная музыкальная культура раскрывается наиболее многообразно.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.; СПб., 1999. С. 137.

2 Там же. С. 111.

3 См.: Глаголев А.А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX — начала XX в. // Вопросы экономики. 1994. № 7. С. 109—121.

4 Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. С. 180.

5 Там же. С. 137.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная