Е. Н. Мальченков. Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности: региональный аспект

Е. Н. МАЛЬЧЕНКОВ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

МАЛЬЧЕНКОВ Евгений Николаевич, преподаватель кафедры общенаучных дисциплин Ковылкинского филиала Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: инвестиции, экономический рост, стабилизация, доход, эффективность, производство, собственность, основной капитал, финансирование, спрос и предложение

Key words: investments, economic growth, stabilisation, revenue, efficiency, production, property, fixed capital, financing, demand and production

Активизация инвестиционной деятельности является основой обеспечения экономической стабилизации, устойчивого экономического роста региона посредством обновления изношенных основных фондов реального сектора экономики, привлечения капиталов в хозяйственную систему, снижения финансовых рисков. Создание новых предприятий, внедрение и использование передового оборудования, организация современных технологических процессов обеспечивают переход на качественно новый уровень воспроизводства предметов и средств труда и производственного взаимодействия. Сформировавшийся на этой основе благоприятный экономический климат способствует повышению деловой активности, реализации стремления инвесторов к вложению капитала в предпринимательскую сферу, обусловливая их вполне закономерное ожидание получения прибыли после завершения своего инвестиционного проекта.

Участники инвестиционной деятельности осуществляют вложение капитала в создание и функционирование предприятий для увеличения масштабов производства, объемов выпускаемой продукции и ее реализации на соответствующих товарных рынках, пополнения производственных и непроизводственных ресурсов. Более того, инвестиции предполагают эффективность вложений, которая понимается нами как результативность инвестиционной системы, выражающейся в отношении конечных полезных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Это состояние инвестиционного процесса, при котором объем инвестиций в реализацию модернизации производства адекватен конечному результату модернизации1.

Инвестиционная деятельность является частью системы экономических процессов. Она способна не только оказывать влияние на другие составные части этой системы, но и находиться под влиянием некоторых из них. От характера воздействия экономических механизмов на инвестиционную деятельность, степени развития ее инфраструктуры зависят активизация и эффективность осуществления инвестиций. Это предполагает создание благоприятного экономического климата, в основе которого лежат условия, характерные для текущего состояния экономической системы региона и проявляющиеся в абсолютных крайних и средних значениях эффективности вложения денежных и других средств, определяемой сложившимися отношениями субъектов инвестиционной деятельности2.

Экономический климат формируется при активном участии государства. Оно определяет внешнюю и внутреннюю политику; вводит налоги; устанавливает процентные ставки, меняя их в зависимости от экономической ситуации и сдерживая их рост специальными экономическими методами; воздействует на уровень собираемых налогов; создает законодательную базу и т. д. Совокупность факторов и условий экономического климата влияет на состояние инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности страны, региона, отрасли. Это определяет их инвестиционную привлекательность, под которой мы понимаем совокупность объективных и субъективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в капитал соответствующих экономических систем. Необходимость государственного вмешательства в экономические процессы вытекает из самой природы современных рыночный отношений3.

Инвестиции обладают свойством движения туда, где их использование дает больший эффект (доход, прибыль, рентабельность капитала и т. д.). В связи с этим следует не только обеспечить размеры необходимых инвестиций, но и эффективность их использования и возврата, что возможно при наличии благоприятного инвестиционного климата. Последний предполагает экономический рост за счет создания условий для увеличения капитала общества (приобретение машин, оборудования; модернизация и строительство зданий, инженерных сооружений и т. п.), повышения производственного потенциала экономики.

Современные реалии предполагают реализацию инвестиционной модели роста экономики регионов, ориентирующейся на создание новых производственных мощностей, обновление основного капитала, привлечение новой квалифицированной рабочей силы, что требует масштабных инвестиций. Мировой финансовый кризис отрицательно сказался на динамике инвестиций в основной капитал. Например, в Республике Мордовия инвестиции в основной капитал (и в процентах к предыдущему году) в 2008 г. составили 39 254,1 млн руб. (117,2 %), а в 2009 г. — 32 582,9 млн руб., или 78,6 %4. Инвестиции в основной капитал по видам основных фондов в 2008—2009 гг. составили здания (кроме жилых) и сооружения — 1 561,8 млн руб. (39,8 % к итогу); машины, оборудование, транспортные средства — 17 962,7 млн руб. (45,8 %), 10 644,8 млн руб. (32,7 %), 13 249,5 млн руб. (40,7 %) соответственно5. Инвестиции в основной капитал по формам собственности в 2008—2009 гг. составили: государственная — 7 290,8 млн руб. (18,6 % к итогу) и 6 021,5 млн руб. (18,5 %), муниципальная — 1 094,5 млн руб. (2,8 %) и 903,3 млн руб. (2,8 %), частная — 17 325,3 млн руб. (44,1 %) и 15 072,2 (46,3 %), смешанная российская — 8 393,0 млн руб. (21,4 %) и 8 826,6 млн руб. (27,1 %), совместная российская и иностранная — 5 129,6 млн руб. (13,1 %) и 1 738,4 млн руб. (5,3 %), общественных объединений — 7,5 млн руб. (0,0 %) и 7,2 млн руб. (0,0 %), потребительской кооперации — 8,7 млн руб. (0,0 %) и 5,7 млн руб. (0,0 %), иностранная — 4,7 млн руб. (0,0 %) и 8,0 млн руб. (0,0 %) соответственно5.

Кризисные условия в экономике страны при любом уровне развития рыночных отношений предъявляют более высокие требования к государству, его способности противостоять складывающимся негативным обстоятельствам. Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к выводу «о невозможности обеспечения решения приоритетных задач инвестиционного развития на основе саморегулирования рынка, т. к. он характеризуется недостаточной степенью сформированности»6. Однако разработка и реализация активной государственной инвестиционной политики способна, на наш взгляд, стать одним из важнейших и эффективных средств преодоления экономических проблем.

Инвестиционная политика трактуется сейчас как составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня7. Государственная инвестиционная политика представляет собой систему регулирующего воздействия федеральными органами государственной власти, призванную способствовать расширенному общественному воспроизводству8. Необходимо при этом отметить, что в современных условиях существенно повышается значение социальных инвестиций, особенно инвестиций в человеческий капитал. Выделяют также отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных хозяйствующих субъектов. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но основной является государственная, так как именно она определяет правила игры в инвестиционном процессе и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Реализуемая государственная инвестиционная политика в России и ее регионах на современном этапе в целом, на наш взгляд, не отвечает ни мировым тенденциям развития экономики, ни внутренним потребностям страны. Подтверждают это сокращение производственного потенциала, усиление внешней зависимости. В магазине производственных товаров мы с трудом найдем или вовсе не найдем отечественную продукцию. Следовательно, необходимо менять инвестиционную политику. Однако по вопросу «Какую роль должно играть государство в российской экономике?» до сих пор нет согласия. Любой доминирующей позиции в отношении степени вмешательства государства в рыночные процессы характерна однобокость. Особенно это проявляется, когда роль конкурентной политики необоснованно завышается и противопоставляется промышленной. Отношения взаимоисключения между ними, характерные для традиционной неоклассической теории, не вполне соответствуют современному этапу развития экономической науки и практики.

В современных условиях России необходима такая государственная инвестиционная политика, которая в стратегическом плане будет способствовать формированию внутренних механизмов, стимулирующих рост эффективности производства, а также повышать заинтересованность хозяйствующих субъектов в результативной инвестиционной деятельности, что в итоге приведет к увеличению конкурентоспособности экономики страны и ее регионов. Промышленная политика должна быть направлена на решение тактических задач, установление приоритетов и создание преференций отдельным агентам, институтам и сегментам рынка для устранения негативных проявлений различных деформаций рынка, его неполноты и несовершенства.

Реализации такой политики препятствует то, что в российской экономике наблюдается отрыв важнейших макроэкономических регуляторов от процессов, протекающих в инвестиционной сфере экономики, в том числе и зависимость инвестиций от динамики ссудного процента. Дело в том, что в рыночной экономике снижение ставки рефинансирования удешевляет кредит и способствует увеличению инвестиций, а в России этой закономерности не прослеживается. Более того, наблюдается обратная тенденция. Мордовия в этом отношении не является исключением. Накопление ресурсов в различных государственных резервах, ставшее возможным не благодаря развитию материального производства, а росту мировых цен на нефть и газ, снизило денежное предложение и не стимулировало денежный спрос, необходимый для реализации факторов инвестиционного экономического роста. Использование «стерилизованных» денежных ресурсов для покупки иностранных ценных бумаг означает предоставление кредитов зарубежным заемщикам в ущерб национальным. Это существенно снизило инвестиционный потенциал России, а отдельных ее регионов, не имеющих сырьевой и значительной производственной базы, приблизило к нулю.

Основными источниками наблюдавшегося в России в докризисный период экономического роста были не эффективные инвестиции, а увеличение загрузки имеющихся производственных мощностей (потенциал их в основном уже исчерпан), вовлечение в производственный процесс ранее подготовленных трудовых ресурсов, усиление тенденции импортозамещения. Так, увеличение инвестиционного спроса привело к росту спроса на импортные машины и оборудование по сравнению с отечественной промышленностью. Например, в 2000—2004 гг. доля машин и оборудования в импорте выросла почти на 10 % (с 36,3 до 45,7 %), а доля машиностроения в промышленной продукции — менее чем на 2 % (с 20,5 до 22,2 %)9.

Это позволяет говорить о том, что в России наблюдается восстановительный, а не инвестиционный рост. Однако восстановительная модель роста имеет тенденцию к замедлению, так как неинвестиционные факторы роста можно рассматривать как временные. Такой рост не требует больших капиталовложений, поэтому значительное время было преобладание сберегающей государственной политики, а не инвестиционной. Акцент следует сделать, по нашему мнению, на инвестиционной модели роста, ориентирующейся не на вовлечение старых, а на создание новых производственных мощностей, обновление основного капитала, привлечение новой квалифицированной рабочей силы. Для этого требуются масштабные инвестиции и активная государственная инвестиционная политика, что отчасти успешно реализуется в Мордовии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Мальченков Е.Н. Эффективность инвестиционной деятельности в регионе // Регионология. 2010. № 3. С. 75—82.

2 См.: Фахтиев А.М. Экономические отношения формирования инвестиционного климата // Экон. науки. 2008. № 3. С. 114—117.

3 См.: Коропятник А.В. Инвестиционная политика: теоретические основы и мотивационный механизм. СПб., 2003. С. 4.

4 Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2010. С. 397.

5 Там же. С. 398.

6 Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Экономика, 2001. С. 76.

7 См.: Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: Экономика, 1997. С. 123.

8 См.: Сахончик Е.Д. Организационно-экономические факторы совершенствования инвестиционной деятельности в промышленности России. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 211.

9 См.: Мельникова Л.В. Движение региональных инвестиций: диффузия роста или углубление неравенства // ЭКО. 2006. № 1. С. 35.

Поступила 28.12.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная