А. К. Моисеев. Межконфессиональные отношения в регионе: состояние, перспективы развития и пути решения проблем
А. К. МОИСЕЕВ
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
МОИСЕЕВ Александр Константинович, аспирант отдела теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (г. Саранск).
Ключевые слова: конфессии, религии, религиозная ситуация, межконфессиональный диалог, традиция, миссионерская деятельность, нетрадиционные религиозные организации
Key words: confessions, religions, religious situation, inter-confessional dialogue, tradition, missionary activity, non-traditional religious organisations
Понятие «традиция» у большинства людей ассоциируется с постоянством, стабильностью. Традиционность религиозного направления означает в глазах общества подтверждение его легитимности. Отсутствие традиции, особенно в религиозной сфере, часто воспринимается как один из признаков нетрадиционных религиозных движений, большинство из которых пытается выдать себя за традиционное христианство или за ответвление другой традиционной религии.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия на территории республики зарегистрировано несколько нетрадиционных религиозных организаций: Саранская поместная церковь евангельских христиан-баптистов «Новая жизнь», церковь евангельских христиан-баптистов «Возрождение», «Свидетели Иеговы», поместная церковь христиан Адвентистов седьмого дня г. Саранска, евангелическо-лютеранский христианский приход «Вельмема», «Общество сознания Кришны», Саранский христианский центр Церкви христиан веры евангельской, Мордовский христианский центр «Добрая весть и милосердие» христиан веры евангельской, Саранская поместная церковь евангельских христиан «Благодать» Российского союза евангельских христиан-баптистов, библейский центр Республики Мордовия христиан веры евангельской, еван-гелическо-лютеранский приход мокша-эрзянской церкви, Ковылкинский евангелическо-лютеранский приход мокша-эрзянской церкви, Саранская поместная церковь евангельских христиан-баптистов Российского союза евангельских христиан-баптистов1.
В Мордовии также действуют религиозные организации, зарегистрированные в других регионах: общественно-религиозная организация «Звенящие кедры России»; МОО «ПЛЛАСТ и НМ», созданная по доверенности «Академии развития С. Пеуновой (г. Самара)»; общественная организация «Радастея»; сатанисты; «обливанцы» (последователи Порфирия Иванова) и др.2
Особую тревогу вызывает деятельность организации «Свидетели Иеговы», официально зарегистрированной в 1999 г.3 Она занимается активной миссионерской работой с гражданами, используя при этом их неудачно складывающиеся жизненные обстоятельства: неустроенность судеб, непонимание и безразличие окружающих, неуверенность в завтрашнем дне и т. п. Применяемый ее адептами непосредственный эмоциональный контакт с населением имеет решающее значение при агитации в свои ряды одиноких людей, находящихся в состоянии депрессии. Всеобщее одобрение, которое они получают в общине, безусловно, кажется им крайне привлекательным («верь наставнику», «влейся в семью», «мы знаем ответ, истинный путь»). Однако за внешней привлекательностью и доброжелательностью «Свидетелей Иеговы» мыслящий человек может увидеть противоречия и агрессивные настроения, питающие это учение: пропаганда отказа от некоторых видов медицинской помощи, от прохождения службы в Российской армии, вовлечение в свои ряды несовершеннолетних, разрушение семейных и родственных отношений и иной вред, выражающийся в возрастании угроз и проявлений экстремистского толка. В своей деятельности иеговисты стремятся монополизировать право на истинность вероучения, считая другие религии заблуждением, поэтому вполне объяснима неприязнь к ним других религиозных организаций. Иногда действия иеговистов вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации, например, призывы к отказу от службы в армии. Выражая открытое презрение к государственным институтам, иеговисты пренебрегают исторически сложившимися традициями общества. Их деятельность часто приводит к разобщению людей на религиозно-духовной почве. Она основана на тоталитарном подавлении личного мнения членов общины.
В ходе проведенных мероприятий по контролю и надзору за соблюдением религиозными организациями действующего законодательства фактов наличия экстремистских проявлений в деятельности иеговистов на территории республики выявлено не было4. Однако распространение экстремистской литературы в регионе все же имеет место. Распространяемые материалы объединения «Свидетели Иеговы» содержат высказывания, пропагандирующие необходимость уничтожения социальной и политической структуры общества, в том числе органов государственной власти и управления страны. Пропагандируется идея уничтожения признанных и авторитетных международных организаций, например, ООН, членом которой является Российская Федерация. Обосновывается это тем, что «вся власть от сатаны»5. Так, в сентябре 2008 г. на территории Мордовии «Свидетели Иеговы» распространяли буклет «Вся власть от сатаны», в котором акцентировалось внимание на сравнении государственных органов и сатанинских проявлений. Кроме того, книга «Чему на самом деле учит Библия?», признанная экстремистской, распространялась осенью 2010 г. среди жителей республики. Идеи о необходимости разрушения российского государства (наряду с другими) и всех социальных институтов общества можно рассматривать как экстремистскую, асоциальную и подрывную деятельность, угрожающую российскому обществу, нормальной деятельности органов государственной власти, системе обеспечения и защиты социальных прав и гарантий граждан РФ.
Однако существование подобной организации — далеко не единственная проблема региона. Анализ деятельности республиканских нетрадиционных религиозных организаций показывает, что они носят во многом деструктивный характер. В основном в республике функционируют неохристианские организации, стремящиеся к противостоянию традиционному православию, или религиозно-психологические структуры, пропагандирующие культ своего основателя.
Функционирующие нетрадиционные религиозные организации оказывают деструктивное влияние на отдельных граждан и региональный социум в целом. Деструкции выражаются в нарушении прав на свободу и независимость человеческой личности; причинении вреда основам конституционного строя, государственности, культуре, морали общества; направленности на поддержание религиозной ненависти и вражды к иноверцам; разрушении физического и психического здоровья людей, а также сложившихся семейных и родственных отношений.
Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, возможен в рамках межконфессионального диалога традиционных для Мордовии конфессий (православия и ислама), противостоящих деструктивным организациям. В создавшейся обстановке диалог приобретает политическую значимость, так как только власть может играть роль организатора и третьей стороны межконфессионального диалога.
Абсолютное большинство верующих республики придерживается православного вероисповедания и относится к самой многочисленной религиозной организации России — Русской православной церкви. За постсоветский период общее число верующих в республике существенно увеличилось. К верующим отнесли себя 80,0 % опрошенных русских, 72,0 % мордвы, 84,6 % татар. На приверженность к православию указали 93,0 % респондентов, в том числе 98,0 % русских, 97,8 % мордвы и 9,1 % татар. Мусульманами себя назвали 5,6 % опрошенных, в том числе 0,8 % русских, 0,7 % мордвы и 90,9 % татар. К последователям других конфессий отнесли себя 1,4 % респондентов, в том числе 1,2 % русских и 1,5 % мордвы. Предложенный в анкете вариант «языческие верования» не выбрал никто6. Респонденты высказали солидарное мнение в плане того, что не сталкивались с фактами ущемления их личных прав из-за вероисповедания (92,9 %, из них русских — 93,4 %, мордвы — 94,5 %, татар — 78,0 %, лиц иных национальностей — 100,0 %)7.
Русская православная церковь в Мордовии в рамках межконфессиональной политики играет системообразующую роль для народов, населяющих республику. При этом ее взаимоотношения с властью на территории региона складывались, как правило, в соответствии с общероссийскими тенденциями. Представители государственной власти учитывают многоконфессиональность населения республики и превалирование православия среди населения, признают ведущую роль Русской православной церкви в духовном, социальном, патриотическом развитии общества. Н. И. Меркушкин как глава региона подчеркивает, что одной из основных задач для органов государственной власти республики должна быть деятельность, направленная на сохранение сложившихся традиций межнационального согласия, мира и дружбы между людьми разных вероисповеданий8.
Плодотворный диалог органов государственной власти РМ с представителями религиозных движений благоприятно отражается на поддержании социального согласия и стабильности межконфессиональной ситуации в республике. «Во-первых, мы строго придерживаемся принципа светского государства и невмешательства во внутрицерковные дела. Но, с другой стороны, мы рассматриваем церковь как важнейший социальный институт, духовно-нравственную опору общества. Сотрудничество государства и церкви — важнейший фактор обеспечения согласия... Поэтому мы будем делать все от нас зависящее для укрепления авторитета церкви, возвращения ее имущества, возрождения деятельности храмов и монастырей»9.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема воспитания подрастающего поколения вместе с тесно связанными с ней вопросами минимизации деструктивных последствий нетрадиционализма.
В рамках научно-практического совета по изучению вопросов по предупреждению этноконфессиональных конфликтов и экстремистских проявлений, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения при Средне-Волжском филиале Российской правовой академии Министерства юстиции России (г. Саранск) нами было проведено социологическое исследование, цель которого — получение объективной информации о религиозных организациях Мордовии на современном этапе развития общества и их взаимодействии. Объем выборочной совокупности составил 500 чел. — 193 чел. мужчин (38,6 %) и 307 чел. женщин (61,4 %). Состоят в браке 32,8 %, не состоят в браке 39,4 %, разведены 7,4 %, овдовели 4,4 %, состоят в гражданском браке 2,8 %. Имеют неполное среднее образование 2,6 % опрошенных, среднее — 26 %, среднее специальное — 27,2 %, незаконченное высшее — 15,6 %, высшее — 15,6 %.
К межнациональным и межконфессиональным бракам положительно относятся 45,8 % опрошенных, отрицательно — 22 %. Затруднились ответить 32,2 %. Это подтверждает то, что межнациональные и межконфессиональные браки в регионе большинством принимаются положительно, и свидетельствует о высоком уровне веротерпимости. Православие исповедуют 87,8 % опрошенных, ислам — 7 %, иное — 5,2 %. Исследование показывает рост числа мусульман: если в 1980-е гг. их было чуть более 4 %, то сейчас их число значительно увеличилось. Приняли религиозное учение в течение 1—3 лет 7,8 % опрошенных, 4—10 лет — 7,6 %, 10 лет и более — 78,6 %. На основании этого можно утверждать, что религиозная традиция остается основополагающей в принятии вероучения и свидетельствует о высоком духовном потенциале жителей Мордовии. Соблюдают все обряды и нормы, установленные религией, 10,2 %, не всегда — 51,8 %, редко — 24,8 %, никогда — 13,2 %. Это говорит о низком уровне числа конфессионально верующих, т. е. о глубине принятия религиозной традиции.
С негативным отношением к своим религиозным чувствам постоянно сталкивались 3,2 % опрошенных, редко — 20,2 %, крайне редко — 26,6 %, никогда — 50 %. Это подтверждает то, что некоторые проблемы в межрелигиозном взаимоотношении все-таки есть, так как в республике существуют национальные и конфессиональные меньшинства, которые в основном и испытывают негативное отношение к своим религиозным чувствам. Однако общей и относительно благоприятной картины это не портит.
По вопросу о влиянии религиозных верований на отношения в семье положительно ответили 61 %, отрицательно — 26 %. Затруднились ответить 13 %. Подобные данные обусловлены исторически религиозной традицией, которая до настоящего времени оказывает влияние на семью.
Религиозная ситуация в Мордовии, по результатам опроса, существенно зависит от представителей власти (32 %), что свидетельствует о тесном сотрудничестве органов государственной власти и представителей религиозных организаций; 28 % опрошенных указывают на незначительную зависимость, и только 17 % эту зависимость отрицают.
Оценивая изменение взаимоотношений между представителями различных религий на современном этапе, 49,8 % считают, что они изменились в лучшую сторону; 39,4 % утверждают неизменность этих взаимоотношений; 9,6 % свидетельствуют об изменении в худшую сторону. В су ществовании на территории РМ религиозных организаций, помимо Русской православной церкви и мусульманских организаций, видят проблему 46,6 % опрошенных, а 53,4 % такой проблемы не видят. К представителям других религий относятся плохо 4,8 %, терпимо — 42 %, безразлично — 52,2 %. Таким образом, доминирует безразличное и терпимое отношение, что является следствием отсутствия явных конфликтных ситуаций в республике. Контроль за деятельностью нетрадиционных религиозных организаций в республике, осуществляемый правоохранительными органами, по мнению 69 % опрошенных, необходимо усилить; 2,6 % считают, что его необходимо ослабить; 23,8 % не видят в этом необходимости.
В процессе анкетирования выявлены некоторые противоречия. С одной стороны, есть данные о высоком уровне веротерпимости и достижении межконфессионального диалога, с другой — значительная часть респондентов считает, что контроль за религиозными организациями необходимо усилить. Вероятно, это связано с опасениями населения республики касательно перспективы возникновения и распространения сект тоталитарной направленности (по примеру соседних регионов) и с возможными угрозами безопасности для жизни и здоровья людей, исходящими с их стороны. О достижении межконфессионального диалога на территории республики свидетельствуют 50,4 % опрошенных; о не достижении, но о возможности такового — 40 %; о невозможности — 9,6 %. В республике совершенствуются межконфессиональные отношения, поэтому более 50 % признают наличие межконфессионального диалога, что в определенной мере предполагает возможность дальнейшего эффективного развития межконфессиональных отношений в регионе.
Таким образом, Республика Мордовия является поликонфессиональным регионом, где исторически доминирует православие. При этом отсутствие конституционных привилегий создает нейтральную среду для межконфессионального диалога, однако это же и провоцирует возникновение и развитие нетрадиционных религиозных организаций.
Перспективы преодоления религиозных проблем региона и его дальнейшее развитие заключаются в межконфессиональном диалоге на территории республики, который составляет основу религиозной политики РМ. Государство становится арбитром в налаживании дружеских межконфессиональных отношений. При этом деятельность органов государственной власти республики, направленная на сохранение сложившихся традиций межнационального согласия, мира и дружбы между людьми разных вероисповеданий, становится приоритетным направлением, которое способствует развитию региона.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Номенклатурное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 0206 (отчеты, справки, обзоры о состоянии работы отдела по делам некоммерческих организаций). С. 15.
2 См.: Материалы коллегии по вопросам безопасности при главном федеральном инспекторе по Республике Мордовия аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе: внутренний документ аппарата ГФИ по РМ. С. 12.
3 См.: Распоряжение министра юстиции Республики Мордовия о регистрации № 186 от 9 ноября 1999 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 284. С. 35.
4 См.: Материалы коллегии по вопросам безопасности при главном федеральном инспекторе по Республике Мордовия ... С. 21.
5 См.: Свидетели Иеговы в России. URL: http://jw-russia.org (дата обращения: 15.10.2009).
6 См.: Богатова О.А. Динамика этносоциальной структуры населения // Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2005 г.: аналитический обзор / под ред. А.И. Сухарева, В.В. Козина, С.В. Полутина / ФГНУ «НИИ регионологии». Саранск, 2006. С. 95—106.
7 См.: Отчет о деятельности Саранской и Мордовской епархии за 2009 г. // Архив Саранской и Мордовской епархии.
8 См.: Послание Главы Республики Мордовия Государственному собранию РМ от 25 ноября 2008 г. // Республика Мордовия. Официальный сервер органов государственной власти. Глава Республики Мордовия. URL: http: www.e-mordovia.ru/main/glava/pos2008/php (дата обращения: 15.11.2010).
9 Костаманин К. Николай Меркушкин: известный и неизвестный (портрет на фоне). Саранск, 2002. С. 219.
Поступила 21.12.10.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная