Л. И. Ерохина, А. С. Назаров. Процесс формирования региональных программ развития предприятий сервиса

Л. И. ЕРОХИНА, А С НАЗАРОВ

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ  РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА 

ЕРОХИНА Лидия Ивановна, ректор Поволжского государственного университета сервиса, доктор экономических наук, профессор (г. Тольятти).

НАЗАРОВ Александр Сергеевич, аспирант Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти).

Ключевые слова: региональная программа развития, сфера сервиса, разработка программы развития, классификация сервисной деятельности

Key words: regional development programme, service sphere, development programme elaboration, service activities classification

Использование программного метода в экономике распространено достаточно широко. Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и предназначено для составления проектов целевых комплексных программ. Программный метод с точки зрения управления экономикой позволяет обеспечить максимально эффективное распределение ресурсов и достижение поставленных целей. С позиции государственного управления можно говорить о создании целевых программ, направленных на поддержку и развитие определенной сферы, а также о комплексных программах, направленных на развитие территории. В сфере регионального планирования максимальный опыт накоплен у регионов, находящихся в особых экономических или географических условиях. Такое положение обусловлено в основном необходимостью решения конкретных задач, стоящих перед регионом.

До момента создания собственно программы необходимо собрать историко-культурное, географическое и экономическое портфолио региона. Дело в том, что любые преобразования, составляющие сущность программы, должны опираться на исторические предпосылки развития региона. В связи с этим необходима оценка исходного состояния экономического развития региона. Несмотря на очевидность этого положения, вопрос оценки имеющегося потенциала требует значительной научной проработки, поскольку на данном этапе закладывается принципиальная реализуемость мероприятий программы. Более того, необходимо использовать показатели, которые полноценно раскрывают сущность протекающих в регионе процессов и которые впоследствии можно использовать в качестве показателей, оценивающих эффективность реализации программы.

Эта проблема носит более острый характер, когда речь идет о формировании специализированных программ развития предприятий сферы сервиса в регионе. В российской практике проблемам сферы сервиса на региональном уровне не уделяется должного внимания, следовательно, отсутствует полноценная и принятая научным сообществом методология оценки состояния сферы сервиса в регионе. Более того, зачастую сфера сервиса рассматривается как вспомогательная, вторичная по отношению к экономике, что отражается на подходах к социальному программированию в этой области. Развитие сферы услуг в лучшем случае рассматривается в комплексных экономических программах региона, а в большинстве случаев игнорируется. Однако, с нашей точки зрения, в процессе выработки программы развития региона вопросы развития предприятий сферы сервиса должны рассматриваться в первую очередь, поскольку они напрямую связаны с обеспечением качества жизни населения региона. В этих условиях формирование региональной программы развития предприятий сферы сервиса становится локомотивом развития остальных сфер экономики региона. Программа является не просто отраслевой программой развития, а представляет собой стратегический документ переориентации экономики в рамках постиндустриального общества и формирования достойного уровня жизни населения региона.

Такие вопросы требуют решения на методологическом уровне и должны найти отражение в процессе формирования программы развития и управления регионом. Необходимо учитывать еще один немаловажный фактор развития современного общества — способность к созданию и поглощению новых знаний, что находит отражение в инновационной деятельности региона. Следовательно, при формировании программы развития следует включить анализ инновационного потенциала региона, оценка которого в настоящее время проводится в большинстве случаев формально и не отражает его реального влияния на экономику региона. Следующий этап — формирование концепции программы развития региона. В связи с тем, что программа является важнейшим звеном, интегрирующим интересы различных политических и экономических сил региона, необходимо обеспечение публичности в процессе обсуждения ее концепции для постоянного ее совершенствования. В случае разработки программы, носящей системный основополагающий для всего региона характер, целесообразно включать в процесс ее выработки все заинтересованные стороны.

Любая программа есть «рамочный» документ, ограничивающий реализацию тех или иных мероприятий вне параметров утвержденных проектов. Этот этап очень сложен с позиции определения набора необходимых проектов и критериев, по которым они должны анализироваться. С теоретической стороны эта проблема слабо проработана, поэтому представляется целесообразной реализация автоматизированной системы мониторинга, которая позволяет проанализировать потенциал проекта и его возможный результат с точки зрения развития экономики сервиса в регионе. Более того, в системе должен быть учтен фактор использования инновационного потенциала региона и возможного его приращения. В настоящее время формирование теоретического обоснования составляющих этой системы представляет перспективную область исследований.

После выбора перечня приоритетных проектов осуществляется последовательность их реализации и оптимизации денежных потоков. Далее следуют определение механизмов управления программой, мониторинг ее реализации и внесение соответствующих корректив. Очевидно, что с учетом специфики сферы сервиса необходимо вносить существенные коррективы в действующие алгоритмы разработки и реализации региональных программ развития.

Рассматривая вопрос о разработке региональной стратегии развития предприятий сферы сервиса, следует учитывать имманентное свойство услуги — неотделимость от источника. Соответственно, сфера обслуживания имеет естественную, региональную сегментацию, что требует при разработке проектов выработки механизмов поддержки региональной сферы сервиса. Принципиально важным представляется рассмотрение эффективности реализации программы не только через динамику экономических процессов, но и через удовлетворенность населения качеством жизни в регионе. Естественно, такой подход повышает субъективность восприятия услуги.

В рамках разработки программы развития предприятий сферы сервиса в регионе необходимо детально остановиться на понятии «сервисное предприятие» и его трактовке. В рамках комплексного развития сервиса в регионе принципиально неверным будет сужение круга предприятий бытового обслуживания и деловых услуг. Современный сервис — понятие чрезвычайно широкое, представляет в самом широком понимании действие, которое совершается одной стороной для другой, имеет нематериальный характер и не приводит к возникновению права собственности на что бы то ни было. В связи с этим, рассматривая практический аспект формирования программы развития предприятий сферы сервиса в регионе, необходимо относить к таковым все предприятия, которые так или иначе оказывают услуги. Более того, для повышения эффективности управления реализацией программы в масштабах региона надлежит пересмотреть традиционный подход к классификации предприятий и провести анализ с позиции возможности осуществления сервисной деятельности.

В связи с этим предлагается классификация объектов сервиса, которые необходимо, на наш взгляд, рассматривать в рамках региональной программы развития: 1) промышленные площадки, которые следует рассматривать в рамках широко распространяемой практики аутсорсинга, фактически относящейся к сервисной деятельности; 2) сервис, сопровождающий промышленные площадки. Очевидно, что действующие объекты материальной инфраструктуры не смогут самостоятельно стать аутсорсинговыми центрами, вокруг которых создается пояс инжинирингового, юридического, бухгалтерского, организационного и т. д. сопровождения; 3) системообразующий сервис. В связи с тем, что современная экономика услугоцентрична, необходимо формирование предприятий сервисного ядра региона, которые будут разрабатывать новые услуги, удовлетворяющие потребности населения региона и создавать основу развития остальной экономической инфраструктуры, обеспечивать приток инвестиций на территорию региона; 4) бытовой сервис. Эти предприятия призваны обеспечить удовлетворение базовых потребностей населения региона, а также бытовые условия, формирующие качество жизни.

Предложенная классификация предприятий региона позволяет изменить структуру региональной экономики и в качестве основы программы использовать проекты, направленные на стимулирование системообразующего сервиса, который обеспечивает развитие остальных видов сервиса и промышленных площадок. Следовательно, одной из важнейших задач в процессе формирования региональной программы развития является определение наиболее эффективного соотношения представленных элементов сервисной инфраструктуры.

Целесообразным в этом контексте представляется модификация процесса разработки программы с учетом специфики сервисной деятельности путем включения предложенной классификации сервисных предприятий. В данном случае критерием для отбора проектов становится влияние результатов деятельности каждого из них. Более того, данный подход обеспечивает комплексное развитие региона, поскольку в предлагаемом подходе сервисная деятельность обеспечивает развитие остальных отраслей и предприятий.

Повышением качества экспертизы проектов программы обеспечивается эффективность программы регионального развития, которая должна выражаться также в оптимизации управления реализации программы в течение всего срока ее планирования. В связи с этим процесс разработки самой программы развития региона должен быть усовершенствован.

При существующей логике формирования программы необходимо, как было сказано выше, внедрить автоматизированную систему мониторинга, позволяющую существенно повысить качество процесса разработки и реализации программы. Этот процесс цикличен, что обусловливает необходимость регулярного мониторинга. В основу автоматизированного процесса мониторинга должна быть положена авторская классификация объектов сервисной инфраструктуры, а также набор индикаторов, отражающих качество жизни населения региона (объективные показатели и субъективное восприятие).

Управление реализацией проектов посредством корректировки основных параметров с учетом данных мониторинга также следует осуществлять с помощью автоматизированной системы. Предполагается, что это должна быть не просто компьютерная программа, моделирующая экономические процессы на основе заданных параметров, она должна обеспечивать поддержку принятия управленческих решений.

Содержание, алгоритмы и модели, используемые в рамках предлагаемой автоматизированной системы, являются перспективным направлением дальнейших исследований. В настоящее время можно сформулировать ряд основополагающих принципов, по которым будут осуществляться исследование и проектирование автоматизированный системы комплексного управления программой развития региона: 1) принцип непрерывности (использование системы не должно носить дискретный характер, мониторинг основных параметров осуществляется непрерывно); 2) принцип комплексности критериев мониторинга (критерии, по которым будет осуществляться мониторинг, должны отражать структурное соотношение элементов сервисной инфраструктуры, согласно предложенной классификации. Кроме того, критерии должны отражать качество жизни населения региона); 3) принцип единства качественной и количественной оценки проектов программы, находящий отражение в едином комплексе автоматизированной оценки проектов и экспертной оценки; 4) принцип выбора стратегического направления (система должна иметь возможность перенастройки в зависимости от выбранного направления стратегического развития сервиса региона. В качестве базового стратегического приоритета логичным представляется наращивание предприятий системообразующего сервиса); 5) принцип пропорциональности (система должна обеспечивать поддержку заранее определенного соотношения элементов сервисной инфраструктуры, что найдет отражение в формировании системы оценок конкретных проектов).

Соблюдение этих принципов необходимо для создания эффективной автоматизированной системы управления процессом формирования региональной программы развития предприятий сферы сервиса.

Поступила 29.06.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная