Л. П. Князькова. Растения в традиционной медицинской культуре мордвы

Л. П. КНЯЗЬКОВА

РАСТЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ

КНЯЗЬКОВА Любовь Петровна, соискатель отдела археологии и этнографии Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (г. Саранск).

Ключевые слова: растения, мордва, народная медицина, болезни, полезные свойства

Key words: plants, Mordva, traditional medicine, diseases, useful properties

Начало традиционной медицинской культуры уходит корнями в глубокую древность. Еще первобытные люди поддерживали свое жизнеобеспечение в определенных природных условиях в случае тех или иных телесных недомоганий или ранений для уменьшения страданий и для излечения использовали средства растительного происхождения1. Поэтому исторически возникновение традиционной медицины связано со становлением самого человечества, с многовековым опытом и набором проверенных лекарственных растений. Окружающая флора была и лабораторией, и лечебным центром, где немаловажную роль играли навыки профилактики и лечения заболеваний. Поэтому познание целебных свойств растений давало возможность использовать их в качестве лечения и профилактики заболеваний не только у взрослых, но и детей. С самого момента рождения ребенка с помощью растений старались уберечь от всевозможных болезней, так как существовала вера в способность растений излечивать и предотвращать болезни, возвращать и поддерживать здоровье. Считалось, что растения обладают целительной, магической силой, способной помочь ребенку.

С незапамятных времен в мордовской народной медицине были известны лекарственные свойства трав и растений: багульник болотный, береза белая, бузина черная, валерьяна, василек синий, змеевик, горицвет весенний, девясил высокий, дуб обыкновенный, дягиль, зверобой продырявленный, душица, ива белая, крапива, мать-и-мачеха, сосна обыкновенная, березовые почки и др.2

Многие травы использовались для лечения и профилактики заболеваний с магическими обрядами и без них. Например, когда в каком-нибудь доме появлялся новорожденный, вокруг него обводили березовой метлой в течение шести дней3. Распространенным профилактическим и лечебным средством у мордвы было «выпаривание» болезни в бане с помощью березового веника, которое имело вид магического обряда. «Воду приносили из трех источников, веник готовили из трех берез (для девочки) и дубов (для мальчика). Прежде чем начать лечение, знахарка готовила воду для пара. Для этого в емкость с водой опускали принесенные камни, предварительно их накалив и прочитав над ними молитву. Затем она поднимала на полати ребенка и парила его, а мать поддавала пару. Всю эту процедуру продолжали три раза, меняя веники»4.

Широко использовались ванны, настоянные на травах. От появления опрелостей ребенка купали в отваре ромашки аптечной и зверобоя, а для успокоения — в отваре пустырника. Для этого из сушеных трав в течение 15—20 мин. готовили отвар для купания, в котором тщательно мыли ребенка5. Мордва при кашле использовала пар отваренной в котле картошки, над которым дышал заболевший6.

В прошлом население болело гораздо чаще. Среди эпидемических заболеваний особенно был распространен туберкулез. Для его профилактики и лечения чугун наполняли доверху сосновыми почками, собранными в апреле — мае, заливали их сильно подслащенной водой. Все это кипятили на огне не менее 4—5 ч, ставили в горячую печь для настаивания, затем процеживали и оставляли на сутки. Полученную желеобразную массу принимали с горячим чаем7. Многие растения использовались в предохранительной магии против сглаза. При появлении на свет новорожденного, мордва посыпала подоконники золой, крестила окна, а новорожденного обходила с березовой метлой и говорила: «Святое дерево, белая береза, охрани (имярек) от дурного человека (колдуна), от зла, ночью во время сна, днем во время бодрствования, во время поднимания его, опускания его, кормления его грудью, кормления его пищей, поения его. Так охраняют в течение шестидесяти дней»8. Против водобоязни детей использовался лядвинец рогатый9.

Распространенной болезнью у детей являлись фурункулы. «Трава, имеющая способность предотвращать чирьи, растет в Саранском уезде. Называется она вороний глаз. Ее можно найти в лесу, наверху у нее черная ягода, которая бывает только одна. Если проглотить одну ягоду без прожевывания, то чирьев не будет весь год, если две — не будет их два года и т. д.»10.

В традиционной медицине мордва применяла с профилактической лечебной целью многие витаминозные растения (землянику, бруснику, ежевику, клюкву, малину и т. д.). Детям их давали в свежем и высушенном виде и в качестве соков. Считалось, что растения обладают целительной, магической силой, способной помочь взрослому и ребенку11.

Бурачник лекарственный мордва с. Сабанова Никольского района специально выращивает на приусадебном участке и применяет для улучшения обмена веществ. С этой целью столовую ложку заваривают стаканом кипятка, настаивают под теплым колпаком, после остывания процеживают и пьют по полстакана за полчаса до еды12. Для профилактики и лечения бронхиальной астмы используют разные рецепты. Например, высушивают 40 листьев мать-и-мачехи и настаивают их в течение ночи в 0,5 л водки. Каждый вечер эти листья кладут больному на грудь (количество листьев зависит от поверхности, которую нужно покрыть) до тех пор, пока не закончатся все листья. В первый вечер кладут 1 лист на грудь больного, во второй — на спину, между лопатками, и чередуют расположение листьев до полного их использования13. Заливают двумя литрами кипятка горсть высушенных цветов мать-и-мачехи и настаивают их до температуры тела, а затем обливают этим настоем и натирают смесью из меда и водки14. Заваривают кипящей водой 40 головок лука-севка и держат до тех пор, пока они не размокнут, а после помещают их в 0,5 л оливкового или подсолнечного масла и разминают. Полученное пюре принимают до еды по 1 ст. л. утром и вечером. Этот способ пригоден для взрослых и детей15.

Для укрепления иммунитета от простудных заболеваний мордва взрослым детям дает чеснок. Мордва из с. Пуркаева Дубенского района в качестве общеукрепляющего средства употребляет отвар корней аира. Измельченное корневище растения заливают водой, кипятят в течение 30 мин., затемохлаждают и пьют по 1 ст. л. три раза в день за 15 мин. до еды16.

Таким образом, в повседневной традиционной медицинской культуре мордвы растения широко применялись и применяются для профилактики детских и взрослых заболеваний и их лечения. При этом используются разные их части (цветки, стебли, корни). Растения до сих пор служат в жизни и быту не только питанием, предметами домашнего быта, орудиями труда, но и являются основой традиционной медицины мордвы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Никонова Л.И., Кандрина И.А. Как лечились народы Поволжья и Приуралья. Саранск: Ковылк. тип., 2005. С. 30.

2 См.: Назаркин Н.Я. Народонаселение и охрана здоровья в Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. С. 139.

3 См.: Шахматов А.А. Этнографический сборник. СПб.: Тип. Импер.Акад. наук, 1910. С. 157.

4 Никонова Л.И., Кандрина И.А. Как лечились народы Поволжья и Приуралья. С. 101.

5 Полевой материал автора (далее — ПМА): Гулягина Дарья Семеновна, 1927 г. р., с. Пуркаево Дубенского района.

6 ПМА: Малыйкина Надежда Евдокимовна, 1927 г. р., с. Ардатово Дубенского района.

7 ПМА: Кямкина Елизавета Алексеевна, 1927 г. р., с. Поводимово Дубенского района.

8 Герд К. Человек и его рождение у восточных финнов. Хельсинки, 1993. С. 56.

9 ПМА: Дворецкова Нина Дмитриевна, 1926 г. р., с. Пуркаево Дубен-ского района.

10 ПМА: Козлова Наталья Павловна, 1918 г. р., с. Морга Дубенского района.

11 ПМА: Кашайкина Нина Петровна, 1956 г. р., с. Морд-Юнки Торбе-евского района.

12 Никонова Л.И., Кандрина И.А. Как лечились народы Поволжья и Приуралья. С. 86.

13 ПМА: Еремкина Мария Васильевна, 1953 г. р., с. Морд-Юнки Тор-беевского района.

14 ПМА: Кашайкина Анна Петровна, 1967 г. р., с. Морд-Юнки Торбе-евского района.

15 ПМА: Катаева Мария Евдокимовна, 1932 г. р., с. Ардатово Дубенского района.

16 ПМА: Туягин Сергей Иванович, 1935 г. р., с. Пуркаево Дубенского района.

Поступила 22.11.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная