А. А. Балябина. Роль малых инновационных предприятий при вузах в обеспечении энергосбе режения в ЖККХ

А. А. БАЛЯБИНА

РОЛЬ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖКХ

БАЛЯБИНА Анна Алексеевна, аспирант кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала Московского энергетического института (технического университета) в г. Смоленске.

Ключевые слова: инновации, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, малые инновационные предприятия

Key words: innovations, housing and communal utilities, energy-saving, small innovative enterprises

Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость проведения структурных реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), которое занимает особое место в региональной экономике, так как является градо-обслуживающей сферой городского хозяйства. Реформирование подразумевает модернизацию ЖКХ для перевода отрасли на рыночные принципы функционирования. Важность указанных преобразований обусловлена низким качеством жилищно-коммунальных услуг, высоким уровнем износа основных фондов предприятий (60—80 %), низкой инновационной активностью отрасли, невысокими темпами внедрения энергосберегающих технологий ввиду низкой инвестиционной привлекательности отрасли, что ведет к снижению эффективности расходования ресурсов в целом и росту себестоимости услуг.

В условиях, характеризующихся значительным износом основных фондов предприятий ЖХК и одновременным ростом требований различных групп потребителей к качеству коммунальных услуг, важнейшей составляющей потенциала повышения эффективности деятельности этих предприятий в регионах становится система регионального управления процессами энергосбережения и повышения энергоэффективности в ЖКХ. Эта система должна быть нацелена на повышение качества услуг ЖКХ, а в перспективе и степени их доступности для потребителей в регионе на основе снижения доли затрат на энергоресурсы в структуре себестоимости данных услуг. Резервы энергосбережения в ЖКХ по электроэнергии составляют 15—25 %, по тепло-энергии — 25—60 %, по воде — 20—30 %1. Для реализации такого потенциала энергосбережения и повышения эффективности функционирования предприятий ЖКХ недостаточно реконструкции и модернизации материально-технических баз этих предприятий, необходимо внедрение инновационных энергосберегающих технологий и оборудования.

В настоящее время одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования различных отраслей экономики, в том числе сектора ЖКХ, стало сотрудничество с малыми инновационными предприятиями, которые могут стать частью организационной структуры реализации инновационных проектов по энергосбережению в ЖКХ. Право создавать малые инновационные предприятия для практического применения результатов интеллектуальной деятельности дано научным учреждениям на основании Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»2.

Следует отметить, что идея решения проблем ЖКХ путем обеспечения энергосбережения с привлечением малых инновационных предприятий способствует реализации одновременно нескольких государственных приоритетов на федеральном и региональном уровнях: создание новых рабочих мест, снижение энергоемкости ВРП и повышение энергоэффективности региональной экономики, повышение уровня и качества жизни населения. Соответственно, разработка инновационных проектов в области энергосбережения в секторе ЖКХ может войти в число федеральных целевых программ.

На рисунке представлена предлагаемая организационная структура реализации инновационных проектов по энергосбережению в ЖКХ. Направления трансфера инноваций между малыми инновационными предприятиями

Направления взаимодействия предприятий ЖКХ с малыми инновационными предприятиями при вузе по размещению заказов на разработку инноваций в области энергосбережения. Направления финансирования деятельности малых инновационных предприятий

Рисунок  доступен в полной PDF - версии журнала.

Согласно рисунку, организации сектора ЖКХ (жилищные ремонтно-эксплуатационные организации; организации, предоставляющие коммунальные услуги; многоотраслевые организации ЖКХ; управляющие организации) могут взаимодействовать одновременно с несколькими малыми инновационными предприятиями по вопросам разработки новых энергоэффективных технологий и энергосберегающего оборудования. У вуза, имеющего статус национального исследовательского университета, есть возможность стать участником федеральной целевой программы, поэтому малые предприятия, создаваемые при вузе, могут рассчитывать на получение частичного государственного финансирования разработок. Национальный исследовательский университет способен генерировать инновации и обеспечивать их эффективный трансфер в экономику (в основном посредством малых предприятий). Результаты, получаемые малыми инновационными предприятиями, можно будет оценить путем мониторинга их использования в деятельности предприятий ЖКХ. Таким образом, малые инновационные предприятия при вузах будут играть важную роль в процессе создания инноваций и внедрения их в прикладную сферу. Можно отметить также и значение малых предприятий в распространении инноваций, так как ими могут реализовываться комплексные совместные программы энергосбережения в различных сферах ЖКХ3.

Формирование организационной структуры реализации инновационных проектов в ЖКХ позволит повысить инвестиционную привлекательность этого сектора за счет существования гарантий практического использования и окупаемости вложенных инвестиций. При этом разрабатываемые малыми предприятиями инновационные программы энергосбережения должны основываться на соблюдении принципов разработки и внедрения инноваций в области энергосбережения, обеспечивающих повышение качества услуг ЖКХ и их доступность для потребителей; предоставления частным инвесторам, органам государственной власти и потребителям жилищно-коммунальных услуг информации о прогнозируемых экономических и других эффектах от реализации инновационных проектов по энергосбережению; непрерывного финансирования инновационных проектов с последующим увеличением объемов финансирования со стороны

частных инвесторов; выделения в совокупных расходах на инновации в ЖКХ определенной доли затрат на внедрение этих инноваций на предприятиях, что обеспечит решение проблемы практической реализации разработок.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Руководство по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Сайт производственного объединения «Аркадия». URL: http://www.arkadiya.su/law/ rukovodstvo_po_provedeniyu_ene.html (дата обращения: 25.07.2010).

2 См.: Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России. Сайт Некоммерческого партнерства «Национальное агентство технологической поддержки предпринимательства». URL: http://www.intech-tr.ru/

news/2010 (дата обращения: 26.07.2010).

3 См.: Дли М.И., Какатунова Т.В. Общая процедура взаимодействия элементов инновационной среды региона // Журн. правовых и экон. исслед. 2009. № 3. С. 60—63.

Поступила 09.08.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная