С. А. Мохначев, Е. С. Мохначева. Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона
С. А. МОХНАЧЕВ Е. С. МОХНАЧЕВА
ТЕНДЕНЦИИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
МОХНАЧЕВ Сергей Анатольевич, заведующий кафедрой менеджмента Удмуртского филиала Московской финансово-промышленной академии, кандидат экономических наук.
МОХНАЧЕВА Евгения Сергеевна, заместитель начальника отдела клиентских отношений Центрального территориального управления Представительства ОАО АКБ «РОСБАНК».
Ключевые слова: кластер; региональная экономика; региональный рынок труда; система профессионального образования; образовательный кластер
Key words: cluster; regional economy; regional labour market; system of professional education; educational cluster
В настоящее время современная региональная экономика находится в стадии формиро вания региональных альянсов и кластеров. Среди направлений развития орга низационно-правовых форм хозяйствования особое место занимает кластери зация экономики, обусловленная развитием процессов интеграции на микро- и мезоэкономическом уровнях, повышением роли корпораций как субъектов ин формационной экономики. Согласно теории М. Портера, кластер — это группа географически со седствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государ ственного управления, инфраструктурные компании), действующих в опреде ленной сфере и взаимодополняющих друг друга1. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориен тированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуще ствляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии произ водства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». В связи с этим многие страны (как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику) все активнее используют «кластерный под ход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.
Кластерный подход позволяет рассматривать в качестве полюса роста не какое-то отдельное предприятие, а взаимосвязанную совокупность предприятий и отраслей. Кластеры влияют на повышение эффективности дея тельности интегрированных в них предприятий посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей, способно сти к инновациям и повышению производительности за счет стимули рования новых проектов, поддерживающих инновации и расширяющих грани цы кластера. Политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повыше нию конкурентоспособности регионов и государства в целом. Например, за счет кластеров Фин ляндия, располагая всего 0,5 % мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10 % мирового экспорта продукции деревопереработки и 25 % — бумаги. На теле коммуникационном рынке она обеспечивает 30 % мирового экспорта оборудо вания мобильной связи и 40 % — мобильных телефонов2.
А. В. Егорова отмечает, что на мезоуровне интеграционное взаимодействие хозяйствующих субъектов осуществляется путем формирования в экономике страны особых сетевых организаций — кластеров, включающих фирмы и орга низации, связанные с выпуском конечной продукции и географическим положе нием. При этом географическую близость следует рассматривать как место накопления «критической массы» социального и человеческого капита ла, научного, инновационного и производственного потенциалов. Главное в структуре кластера — это распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакцион-ные издерж ки3.
В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, хотя они находятся в разных плоскостях, но дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кла стера «завязано» на конкуренции, а с внешним, как правило, — на кооперации с использованием аппарата снабжения и распределения единого логистического окна. Отличительными признаками кластера как сетевой формы интеграции являются:
— субъекты, входящие в кластер, связаны географическим положением;
— структура кластера имеет ядро — крупное промышленное предприятие, играющее роль интегрирующего фактора;
— кластер включает все предприятия и учреждения, сопряженные с основ ным, независимо от вида их деятельности (обслуживающие производства, сервисные фирмы, НИИ, университеты, рыночные посредники и др.).
Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республи ки, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: произ водство стратегического вооружения и специальных средств связи, машино строение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих от раслей и малого бизнеса при активной поддержке государства4. В 2007 г. доля занятых в малом бизнесе составила 9,1 % от общего числа занятых в экономике. С 2002 г. количество малых предприятий увеличилось в 1,6 раза и составило в 2007 г. 13,2 тыс. предприятий (по итогам 2006 г. Удмуртская Республика занимала 25-е место в РФ по общему количеству малых пред приятий). Активизация малого и среднего бизнеса в нефтяной промышленности, нефтегазовом машиностроении, сфере услуг, производстве электрообо рудования создает предпосылки формирования мини-кластеров в соответ ствующих отраслях. Тенденция формирования региональных локальных аль янсов в наибольшей степени затронула сегменты, где работают компании с наиболее высо кими по стоимости активами либо обладающие хорошими перспективами дол госрочного развития (наличие позиции на мировом или российском рынке, долгосрочная стратегия). В настоящее время холдинги сформированы в лесо промышленном комплексе («Увадрев-Холдинг», «Иж-мебель», «Балезинский ДОК» и др.), агропромышленном комплексе («Комос-групп»), пассажирском транспорте («Автобусы Удмуртии»), торговле («Ижтрейдинг») и др.
Перспективными отраслевыми кластерами Удмуртии являются электротехнический кластер (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования); кластер по производству огне стрельного оружия; кластер по производству автокомпонентов.
Дальнейшее развитие региональной экономики настоятельно требует осу ществления конкретных мер по приведению системы профессионального об разования в соответствие с возрастающими потребностями экономики.
В настоящее время в системе профессионального образования Удмуртии работают (без учета филиалов) 9 вузов (из них 5 государственных и 4 негосу дарственных), 11 средних специальных и 33 начальных профессиональных учреждения. Самыми крупными вузами являются Удмуртский государствен ный университет (УдГУ) и Ижевский государственный технический универси тет (ИжГТУ). Предприятия республики также участвуют в мероприятиях, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала республики: развивается система трехстороннего социального партнерства, увеличивается объем со трудничества предприятий с образовательными учреждениями региона. На базе начальных и средних профессиональных учебных заведений при участии промышленных и агропромышленных предприятий республики раз вернута сеть ресурсных центров. В результате этого повысился образователь ный уровень выпускников, удалось обеспечить их трудоустройство на 100 %. В республике среди занятого населения 75 % имеют профессиональное образо вание (высшее, неполное высшее, среднее или начальное) — это самый высокий показатель среди субъектов ПФО РФ (в 2006 г.).
Кадровый дефицит, традиционный для лесоперерабатывающего комплекса страны, не позво ляет осуществлять предприятиям лесоперерабатывающего комплекса лесозаготовки
и внедрять новые технологии. Большинство специалистов проходит подготовку и переподготовку на предприятиях комплекса. Предприятия не со трудничают с вузами региона и страны в плане финансовой поддержки про грамм подготовки кадров, считая эту деятельность неэффективной.
Предприятия военно-промышленного сектора не испытывают острого де фицита в квалифицированных кадрах, однако существует отток на предприятия и регио ны с более выгодными условиями труда, который через определенный промежуток времени может стать критическим. Предприятия преимуще ственно осуществляют подготовку и переподготовку необходимых им специа листов в рамках практического обучения, расширяют связи с вузами. Например, в Удмуртии исторически сформировался кластер по произ водству огнестрельного оружия, базирующийся на уникальной школе оружей ников, позволившей сохранить накопленные традиции и науч ную базу. Образовательный блок этого кластера объединяет ИжГТУ, УдГУ и Ижевский индустриальный техникум.
На большинстве предприятий приборостроения, производства электронных компонентов и материалов нет острого дефицита кадров (по штатной численно сти), тем не менее снижается удовлетворенность работодателей уровнем знаний у выпускников и занятого персонала (т. е. увеличивается потребность в квалифицированном персонале, обладающем знанием современных техноло гий). Растет спрос на рабочие специальности. Кроме того, местные предприя тия проигрывают по уровню предлагаемой заработной платы предприятиям других секторов экономики (строительство, торговля, транспорт и др.) и крупных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Самара и др.). Число выпускаемых специалистов системой профессионального образования региона в целом соответствует запросам предприятий отрасли. На некоторых предприятиях существуют собственные программы подготовки кадров и повышения квалификации. Однако, согласно оценкам работодателей, качество знаний выпускников не соответствует современным требованиям. Имеют ся прецеденты кооперации предприятий и образовательных учреждений в ча сти предоставления возможности прохождения практики на производстве, формирования заказа на выпуск специалистов, материаль но-технической поддержки и др. Но взаимодействие предприятий с учрежде ниями образования в целом не является систематическим.
В секторе производства автомобилей и автомобильных компонентов имеет ся значительный кадровый потенциал, обусловленный высокой численностью населения и наличием профильного специализированного образования. Еже годно учреждениями начального профессионального образования г. Ижевска выпускаются свыше 4,2 тыс. квалифицированных рабочих. Базовыми для авто мобильной промышленности являются Ижевский автомеханический колледж, Политехнический лицей, профессиональные училища, готовящие специа листов по направлениям «Слесарь по ремонту автомобилей», «Электрогазосварщик», «Слесарь-ремонтник» и т. д. Среди средних специальных учреждений базовыми для автомобильной промышленности стали Ижев ский индустриальный техникум и Ижевский политехнический техникум, готовящие специалистов по направлениям «Технология машиностроения», «Обработка металлов резанием» (по отраслям), «Техническое обслуживание и ремонт ав томобильного транспорта», «Организация перевозок и управление на транс порте» (по видам транспорта) и т. д. Базовым в системе высшего образования для автомобильной промышленности является ИжГТУ, образованный в 1952 г. на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной войны МВТУ им. Баумана. Однако кад ровый дефицит в секторе производства автомобилей и автомобильных компо нентов постепенно увеличивается. Имеется дефицит специалистов по логистике.
Из-за того, что рентабельность удмуртских нефтяных компаний является не очень высокой, им приходится контролировать свои расходы, в том числе и денежное довольствие сотрудников. В результате большая часть молодых специалистов нефтедобывающего сектора, получив необходимый опыт работы, переходит на работу в другие нефтяные компании России, где более высокая заработная плата. В то же время система профессионального образо вания Удмуртии полностью обеспечивает нефте добывающий сектор специалистами, а нефтяные компании активно сотрудничают с вузами региона, осуществляя их поддержку.
Результаты исследований свидетель ствуют о том, что успешное решение задачи по обеспечению экономического роста России требует проникновения образования в экономику и слияние академической науки с практикой ведения бизнеса и технологиче ских укладов5. Эта особенность определяется не только общемировой тенденцией по вышения востребованности персонала с высшим образованием и происходя щими глобальными изменениями структуры источников финансирования выс шей школы, проявляющимися в снижении доли государственных расходов и увеличении удельного веса корпоративных источников финансирования дея тельности высших учебных заведений (вузов), но и формированием вузами и корпорациями специализированных структур (технопарков, бизнес-центров, научно-производственных объединений), направленных на внедрение в произ водство результатов научных исследований.
Проблему приведения системы подготовки кадров профессионального об разования в соответствие с потребностями экономики помогает решать созда ние образовательных кластеров. Под образовательным кластером понимается сеть учебных заведений (до школьные образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации), а также научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, консалтинговых и венчурных фирм. Естественно, что центральное место в этой сетевой структуре должно принадлежать высше му учебному заведению (университету)6. Например, в Татарстане созданы 14 образовательных кластеров. В их составе находятся головные вузы, учреждения начального профессионального образования, учреждения среднего профессионального образования, и работодатель во главе с отрасле выми министерствами проводит целенаправленную работу по приведению системы профессионального образования в соответствие с кадровыми потребностями каждой отрасли7. Следует отметить, что система начального профессионального образования этой республики выходит на рынок образования при мощной поддержке работодателей и отраслевых министерств. Базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах, и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Крупнейшие промышленные предприятия обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантировать последующее трудоустройство.
Таким образом, наметившиеся тенденции перехода от отраслевой к кла стерной организации производства в регионе требуют разработки новой госу дарственной политики на рынке труда и профессионального образования, а формирование образовательного кластера представляет собой актуальную проблему, решение которой значимо для всех регионов страны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 53.
2 См.: Дрождева И.А. Плюрализм форм хозяйствования в смешанной экономике // Вестн. Сарат. гос. соц.-эконом. ун-та. 2007. ¹ 19. С. 9.
3 См.: Егорова А.В. Институциональные основы развития новых интегрированных структур в России // Там же. 2007. ¹ 16. С. 18—25.
4 См.: Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Региональная схема разделения рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2008. ¹ 26. С. 9—11.
5 См.: Винислав Ю.Б. Профессиональное образование и экономика: микроуровень интеграционных процессов (фактология, теория, предложения) // Рос. эконом. журн. 2005. ¹ 7—8. С. 55—71.
6 См.: Захаров П.Н. Модель повышения синергии стратегии развития университета // Экономика региона. 2007. ¹ 17. URL: http://journal.vlsu. ru/index.php?id=1759 (дата обращения: 07.08.2008).
7 См.: Материалы к докладу Министра образования и науки Республики Татарстан Р.Ф. Шайхелисламова на Республиканском форуме «Модернизация высшей школы в Республике Татарстан: проблемы и перспективы» (10.05.2007 г.) // Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан. Аналит. материалы. URL: http://mon.tatar.ru/rus/analytic.htm?-page=2 (дата обращения: 22.08.2008).
Поступила 21.01.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная