Л. И. Зинина, М. Н. Щукин. Формирование корпоративной стратегии интеграционных процессов в АПК региона

Л. И. ЗИНИНА, М. Н. ЩУКИН

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК РЕГИОНА

 

ЗИНИНА Любовь Ивановна, заведующая кафедрой информационных систем в экономике и управлении Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

ЩУКИН Михаил Николаевич, соискатель кафедры информационных систем в экономике и управлении Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: АПК; региональная агропродовольственная система; вертикальная кооперация и интеграция; корпоративное формирование; модель агропродовольственного формирования; корпоративная стратегия; система стратегического мониторинга

Key words: agri-industrial complex; regional agri-product system; vertical co-operation and integration; corporative organisation; model of agri-product organisation; corporative strategy; system of strategic monitoring

Перспективы развития системы продовольственного обеспечения часто связывают с процессом вертикальной кооперации и интеграции в рамках региональных АПК, считая его одним из основных путей преодоления организационно-экономических проблем. Такая позиция наиболее адекватна, и ее основой является понимание того, что необходимы преимущественно интенсивные пути развития производства. Именно механизмы вертикальной кооперации и интеграции способны работать на устранение межотраслевых и внутриотраслевых дисбалансов в продовольственной системе региона. Вертикальная кооперация товаропроизводителей по всей технологической цепочке «от фермы и поля до потребителя» должна создать условия для обеспечения и постоянного поддержания баланса в развитии отраслей, а также структуры и масштабов производства на основе учета и соблюдения интересов всех участников кооперации и интеграции.

Специфика и эффективность корпоративных формирований в АПК заключается в том, что они, как правило, создаются по принципу формирования замкнутого воспроизводственного цикла. Исследования трансформации агропромышленных корпоративных структур с 70-х гг. ХХ в. до наших дней показали, что именно интеграция играет ведущую роль в восстановлении ресурсного потенциала, технологической и экономической сбалансированности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Кроме того, значимость корпоративных формирований определяется, во-первых, возможностью минимизации затрат по этапам производственного цикла, во-вторых, эффектом масштаба, когда по мере увеличения объемов производства и продаж продукции происходит увеличение прибыльности производства.

В условиях разобщенной хозяйственной цепи при производстве продо вольствия невозможно эффективно адаптироваться к постоянным изменениям внешней экономической среды, оперативно реагировать на текущую рыночную конъюнктуру, маневрировать ресурсами, варьировать ценами. Нужна оптимальная взаимосвязь между производителями и переработчиками, обеспечивающая единство их социально-экономических интересов и решение задачи увеличения производства и поставок высококачественного сырья на переработку, а также долгосрочность соглашений, четкую координацию и взаимоответственность сторон. Это возможно обеспечить на основе баланса вертикально интегрированных стадий в логистической цепи. Этим требованиям наиболее отвечают организационные структуры корпоративного типа. Модель агропродовольственного формирования может принимать различную интерпретацию по формам организации производственно-экономических связей в зависимости от потребностей товаропроизводителей и социально-экономической целесообразности (с точки зрения оптимизации производства и организации сбыта основных видов продовольствия).

Способы кооперации и интеграционные структуры, объединяющие звенья от производства продукции до реализации ее потребителям, многообразны по организационно-правовым формам, составу участников-учредителей, видам деятельности, формам собственности. В результате благодаря конкуренции и принципу открытого участия создаются возможности для адекватного рыночной среде экономического механизма и эффективного развития сфер продовольственной системы.

Формирование корпоративной стратегии при создании агропродовольственных формирований должно достигать следующие цели: централизация функций управления, регулирования и стимулирования экономических отношений между хозяйствующими субъектами, входящими в агрообъедине-ние, коллегиальность принятия решений; целенаправленное получение и распределение финансовых, материальных и технических средств на производство планируемого объема продукции; заинтересованность всех хозяйствующих субъектов объединения в увеличении объемов производства конечной продукции, сокращении потерь, улучшении качества произведенной продукции и совершенство вании системы реализации ее потребителю; высокоэффективное использование технологий по производству, заготовке и переработке сырья; справедливое распределение прибыли между хозяйствующими субъектами по степени и объему затраченных средств и труда.

Мы считаем, что в качестве наиболее целесообразной и реальной формы вертикальной интеграции и кооперирования в продовольственной системе региона следует рекомендовать производственно-торговые объединения (основными учредителями являются сельхозпредприятия сырьевой зоны и предприятия пере работки). Их организацию следует рассматривать как принципиально новый способ кооперации и интеграции в продовольственной системе: взаимоотношения осуществляются не только по стадиям воспроизводственного процесса, но и по конечному результату в зависимости от степени производственного и финансового вклада участников. Существует ряд объективно необходимых приданной форме вертикальной кооперации основополагающих принципов организации деятельности экономических взаимоотношений.

Центральным звеном структуры являются первичные коллективы основного производства — собственники средств производства, продукции и прибыли, аккумулируемой на их расчетном счете. Они должны максимально приблизиться к свободным предпринимательским формированиям.

Руководство формированием возлагается на совет директоров, в который входят руководители хозяйств и представители первичных коллективов: он устанавливает цены на реализуемую продукцию с учетом складывающейся конъюнктуры на продовольственном рынке, определяет порядок взаиморасчетов и пропорции, в соответствии с которыми денежная выручка и прибыль распределяются между учредителями. Доля участников в выручке постоянно корректируется в зависимости от сезонности производства продукции, достигнутого уровня продуктивности, качества и конкурентоспособности продукции, произведенных затрат с ориентацией на обеспечение условий для расширенного воспроизводства (нормативного уровня рентабельности).

Долевое участие партнеров в цене конечной продукции устанавливается на основе мониторинга суммарных затрат на производство, переработку и реализацию основных видов продовольствия, но с учетом соблюдения нормативной мате-риало-, фондо- и трудоемкости производства (нормативной себестоимости продукции). В последующем они должны корректироваться в зависимости от степени соблюдения нормативных затрат и выполнения целевых параметров производства.

Категория закупочной цены может отсутствовать: завод получает сырье от хозяйств без оплаты, перерабатывает его и направляет готовую продукцию в торговую сеть (желательно в собственные торговые предприятия), и статус реально действующей приобретает только розничная цена на конкретную продукцию. Текущие расчеты с поставщиками могут осуществляться в виде предварительной оплаты не менее 30—40 % планового объема сырья (не менее 70—80 % произведенного сырья должно быть поставлено на переработку), ежемесячно осуществляются текущие платежи поставщикам, в конце финансового года распределяется прибыль между предприятиями. Следовательно, взаиморасчеты должны осуществляться не только в процессе воспроизводства, а по конечному результату в зависимости от индивидуального вклада.

Создание и функционирование корпоративных объединений должно быть нацелены на интенсивное ведение сельского хозяйства, увеличение объемов производства продукции и ее поставок на переработку; углубление переработки продукции и приведение ее структуры в соответствие с имеющимися мощностями, обогащение ассортимента и рост конкурентоспособности продукции (по себестоимости, ценам, качеству, экологичности), рост выхода товарной продукции из 1 т сырья; развитие фирменной торговли, что дает возможность ежедневно иметь денежные средства, снижая розничную цену, обеспечивать дополнительный объем продаж и доходность, иметь обязательный ассортиментный минимум; совершенствование взаиморасчетов на основе применения их различных вариантов.

Выравнивание социально-экономических уровней развития входящих в состав формирования звеньев в результате экономического эффекта, получаемого от объединения и систематизации воспроизводственного процесса, ибо существует противоречие: хозяйства, находящиеся в худших при-родно-экономических условиях (значительная удаленность от рынков сбыта продукции и поставщиков материально-технических ресурсов, низкий уровень агроклиматического потенциала) и, следовательно, имеющие более высокую себестоимость продукции, вынуждены реализовывать ее по более низким ценам, соответственно ниже оценивается труд сельхозпроизводителей. В корпоративном формировании такое противоречие должно устраняться посредством адекватного механизма распределения доходов.

Для обеспечения процессов формирования эффективной корпоративной стратегии объективна необходимость организации системы стратегического мониторинга и соответствующего информационного обеспечения в агропродовольственных формированиях. Стратегический мониторинг может включать методы взаимоувязки задач различных направлений в агропродовольственных формированиях, участвующих в реализации поставленных стратегических целей. Мониторинг обеспечивает руководство контролем стратегической ситуации, что позволяет выявлять отклонения в реальной среде от выбранных направлений развития.

На наш взгляд, система стратегического мониторинга в агропродовольственных формированиях должна представлять собой специально организованную и постоянно действующую систему наблюдения, сбора информации, анализа, контроля и оценки результатов реализации продовольственной стратегии.

Система стратегического мониторинга призвана обеспечить отслеживание процесса формирования товарных ресурсов; повышение конкурентоспособности продукции, применение прогрессивных форм ее реализации; защиту интересов товаропроизводителей и потребителей; системный подход к изучению условий производства продукции, ее переработки и реализации. Это предполагает формирование оперативной информации о потребности в сырье и конечных видах продовольствия, спросе на них и объемах их производства, уровне региональной самообеспеченности, возможностях вывоза на внешний рынок и потребности ввоза за пределы региона, внешних поставщиках и покупателях, конкурентоспособности отдельных видов продукции. Осуществление стратегического мониторинга в агропродовольственных формированиях является приоритетным при формировании стратегии их развития.

На основании данных мониторинга внешней среды и оценки стратегического потенциала агропродовольственных формирований определяются перспективы развития. Для обоснования принимаемых стратегических решений целесообразно проводить оценку сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей системы, а также ее экономической устойчивости и эффективности функционирования. После обоснования перспектив развития происходит формирование стратегии, предполагающее поэтапную структуризацию этого процесса, сопоставление динамики и перспектив развития производственного потенциала, а также выбор, реализацию и оценку стратегии. На основе результатов стратегического мониторинга следует разрабатывать долговременные задачи развития исследуемой системы и основные средства их осуществления.

Таким образом, исследование процесса формирования корпоративной стратегии в развитии агропродовольственных формирований позволяет отметить, во-первых, совершенствование организационно-экономической и производственной структуры агропродовольственных формирований, изыскания оптимизационных решений по определению их целевых параметров, следует рассматривать как условие и стратегическое направление их перспективного развития. Во-вторых, одной из наиболее перспективных моделей корпоративных структур, которые успешно занимают на продовольственном рынке свою нишу, повышая его конкурентоспособность, и влияют на ценообразование, следует считать многопрофильные вертикально-интегрированные агропродовольственные формирования, отличающиеся производственной диверсификацией, что снижает экономический риск. В-третьих, основным мотивом создания формирования корпоративного типа является эффект, достигаемый за счет расширения масштабов производства, создания благоприятных условий для производства и реализации конкурентоспособной продукции. В результате достигается экономия ресурсов совместной деятельности, обеспечивается рост эффективности производства и гарантируется сбыт конечного продукта.

Кроме того, для достижения результативности корпоративного управления необходимо соблюдение ряда требований: организационная четкость, отражающая особенности корпорации как объекта управления (организация должна быть ориентирована на принципы построения и функционирования корпорации); юридическая корректность управления корпорацией в связи с тем, что корпоративное управление предполагает сложность взаимодействия участников, согласования интересов работников и членов правления корпорации; доступность информации о деятельности и состоянии корпорации для всех участников, доверивших правлению распоряжение капиталом и заинтересованных в понимании всей стратегии управления и реалистичной оценке существующего положения.

Становление и развитие корпоративных структур, совершенствование на этой основе корпоративного управления являются стратегическим направлением в развитии интеграционных процессов в региональной агропродовольственной системе.

Поступила 21.04.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная