А. З. Гильманов, Т. К. Муратов. Основные требования работодателей к выпускникам вузов гуманитарного профиля
А. З. ГИЛЬМАНОВ, Т. К. МУРАТОВ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
ГИЛЬМАНОВ Амир Зарифович, главный научный сотрудник отдела качественных исследований ГУ «Центр перспективных экономических исследований» Академии наук Республики Татарстан, доктор социологических наук, профессор (г. Казань).
МУРАТОВ Тимур Каримович, аспирант ГУ «Центр перспективных экономических исследований» Академии наук Республики Татарстан (г. Казань).
Ключевые слова: выпускник вуза; работодатель; личные качества; навык; опыт; профессиональная деятельность; самореализация; рынок труда
Key words: University graduate; employer; personal qualities; skill; experience; professionl activity; self-realisation; labour market
Современные взаимоотношения между работодателями и специалистами с высшим образованием строятся на основе удовлетворения обоюдных интересов, постоянно возникающих в ходе их контакта. Каждая из сторон преследует свои интересы, цели и в то же время вынуждена идти навстречу требованиям другой стороны. С каждым годом стремительно развиваются информационные технологии и внедряются общепризнанные мировые стандарты в профессиональную деятельность человека, усиливая требования работодателей к кандидатам на вакансии.
Молодые специалисты с высшим образованием, столкнувшиеся с условиями и требованиями, предъявляемыми современным рынком труда, в разной степени способны преодолеть конкуренцию и трудоустроиться в соответствии с полученным образованием. Однако их представления об особенностях рынка труда являются весьма ограниченными. Соответственно у студентов вузов и специалистов с высшим образованием возникает проблема удовлетворения потребностей.
В этом контексте показательны результаты исследования, проводившегося 28 ноября 2007 г. на ярмарке вакансий в Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева.
На ярмарке вакансий был представлен ряд крупнейших предприятий Татарстана: КАПО им. С. П. Горбунова, ОАО «Казанский завод „Электроприбор”», ОАО «Завод Элекон», ГУП «Федеральный НПЦ „Радиоэлектроника” им. В. И. Шимко», а также компания «Данафлекс», компания «Смайл», страховые компании «НАСКО», «Aviva», кадровое агентство «Ancor», компания связи «Телесет», компания «Интелком», всемирно известная компания «PriceWaterHou-seCoopers», а также «Startravel», «Work and Travel USA», представители сайта «HeadHunter» (kazan.hh.ru) и др.
Для специалистов по социально-гуманитарным специальностям в основном предлагались вакансии, не требующие высшего образования. Иными словами, работодатели готовы были трудоустраивать студентов, учащихся на старших курсах вуза. Этот момент является положительным для студентов и работодателей. Подобные меры, принимаемые работодателями в поисках персонала, позволяют ориентировать студентов на профессиональную деятельность в конкретной профессиональной сфере еще до завершения ими обучения в вузе, что впоследствии позволяет работодателям взращивать специалистов для своего учреждения, предприятия с меньшими рисками, а студентам еще в процессе обучения в вузе получать практический опыт и стаж профессиональной деятельности.
Основными требованиями работодателей к кандидатам на вакантные места по гуманитарному профилю были наличие высшего или неоконченного высшего образования, коммуникабельность, презентабельность (умение себя подать), нацеленность на результат, активная жизненная позиция, мобильность, опыт работы в среднем не менее одного года в конкретной профессиональной сфере, компьютерная грамотность (на уровне опытного пользователя).
Обозначенные требования работодателей выступают в качестве навыков, необходимых для специалиста с высшим образованием. Эти навыки можно разделить на два вида: так называемые «стержневые» навыки; навыки, приобретаемые со временем.
«Стержневые» навыки — это личностные качества специалиста: коммуникабельность, нацеленность на результат, жизненная позиция, мобильность, презентабельность и т. п. Приобретаемые навыки включают в себя наличие высшего
образования, стаж работы в профессиональной области, компьютерную грамотность, компетентность в определенной профессиональной сфере и т. п. «Стержневые» навыки возможно совершенствовать во время обучения в вузе, например, усиливая культмассовую деятельность в вузе со студентами.
Профессиональная деятельность специалистов гуманитарного профиля непосредственно связана с коммуникационным взаимодействием между людьми, и поэтому требования работодателей в коммуникационной активности кандидатов на вакансии гуманитарного профиля являются обоснованными. Такие вакансии, как финансовый консультант, менеджер по работе с клиентами, менеджер по управлению персоналом, инвестиционный консультант, специалист по продвижению и оформлению кредитов, агент банка по работе с корпоративными клиентами, ассистент консультанта, маркетолог и др., обозначенные на ярмарке вакансий, в своем названии уже содержат понятие высокой коммуникативности специалиста.
В условиях современного рынка труда, жесткой конкуренции ключевыми среди личностных качеств специалистов гуманитарного профиля становятся активная жизненная позиция, мобильность. Рынок труда требует перспективных специалистов, способных взять ответственность на себя, добросовестно исполнять функциональные обязанности. Специалисты с высшим образованием, имеющие высокие карьерные ожидания и активную жизненную позицию, являются высоко мотивированными в исполнении функциональных обязанностей.
Образ конкурентоспособного специалиста с высшим образованием, затребованного работодателями, дополняется необходимыми для работы качествами: нацеленность на результат, способность максимально эффективно использовать время, знания и навыки.
В условиях современного рынка труда необходимым требованием работодателей к специалистам с высшим образованием является обязательное наличие компьютерной грамотности не ниже уровня опытного пользователя. В основном требования по знанию информационных технологий сводятся к овладению программных пакетов MS Office: Word, Excel, Power Point, а также Internet, специализированных программ 1C. В связи с этими актуальным требованием становится знание иностранных языков, в частности, английского, на базовом уровне подготовки.
Таким образом, основные требования работодателей к специалистам с высшим образованием на рынке труда являются комплексными, ориентированными на обязательное наличие у специалистов высоких морально-психологических, личностных качеств и успешно приобретаемых навыков, опыта. Высоких результатов по трудоустройству выпускников вузов возможно добиться, если в вузах параллельно с обучением по специальности ведется активная работа культмассового характера, ориентирующая учебный процесс не только на получение профессии, но и на развитие, а также стимулирование личностных навыков у студентов.
Поступила 22.06.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная