Е. Ф. Савелова. Реализация концепции стратегического планирования в системе менеджмента качества в организациях региона
Е. Ф. САВЕЛОВА
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕГИОНА
САВЕЛОВА Елена Федоровна, аспирант кафедры управления качеством Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: стратегическое планирование; система менеджмента качества; стратегия; стратегический план; миссия организации; видение организации; лидерство руководства; направления стратегического планирования в системе менеджмента качества
Key words: strategic planning; system of quality management; strategy; strategic plan; mission of organisation; vision of organisation; leadership of management stuff; strategic planning trends in the system of quality managemen
Целостное понимание стратегического планирования в системе менеджмента качества (СМК) как сегмент управленческой мысли предполагает рассмотрение понятия «стратегическое планирование», сформулированного в рамках общего менеджмента.
Стратегическое планирование — это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности организации на длительный период1.
Учитывая возрастающую роль управления качеством в производстве и оказания услуг, организации Республики Мордовия разрабатывают, внедряют и сертифицируют СМК. О важности этого направления говорит его активная поддержка Правительством РМ.
На современном этапе развития экономики и менеджмента выделилось отдельное направление управленческой мысли — стратегическое планирование в СМК. Формирование стратегического планирования как отрасли управления экономической мысли носило вполне закономерный поступательно-эволюционный характер. Его развитие было обусловлено научно-техническим прогрессом, изменением производственных отношений и, как следствие, совершенствованием форм и способов ведения бизнеса, что в итоге привело к охватыванию всех сфер финансово-хозяйственной, общественно-политической и социальной сторон жизнедеятельности человека2.
Логическим продолжением развития стратегического планирования общего менеджмента явилось стратегическое планирование в СМК, которое, изначально охватывая категории технического контроля и качества выпускаемого продукта, трансформировало стратегическое планирование в СМК в философию менеджмента. Эта концепция направлена на создание непрерывно развивающейся и автономно улучшающейся системы управления качеством, имея своей целью, с одной стороны, удовлетворение потребностей потребителя, с другой — стабильно-цикличное и поступательное развитие бизнеса в целом, а также развитие отдельной личности.
Пока еще нет достаточной информации о стратегическом планировании в СМК, отсутствует даже определение этого понятия и формализация основных этапов внедрения данной концепции. Тем не менее, базируясь на теоретических и практических исследованиях в этом направлении, можно сформулировать определение понятия «стратегическое планирование в СМК». Стратегическое планирование в системе менеджмента качества — это управленческий процесс определения миссии и целей организационного развития компании, направленного на создание органической структуры, способной автономно и адекватно реагировать на изменения требований развития бизнеса в рамках управления качеством.
Стратегическое планирование в СМК организаций региона пока еще не выделилось в самостоятельный объект управления, но если исходить из практики хозяйствования бизнес-структур, можно выделить следующие последовательные этапы внедрения и формализации этого направления. Описанный ниже алгоритм представляет собой обобщение опыта наиболее успешных и крупных организаций Мордовии.
Стратегическое развертывание в СМК начинается с ориентации на потребителя. Общеорганизационное видение определяет, какие выгоды могут получить от организации потребитель, ее работники, акционеры и общество в целом. Если достигнуто соглашение по направлению развития организации, то средства для его реализации могут быть разнообразными. На этом этапе определяется главный ориентир направления развития организации, и лишь впоследствии он декомпозируется в соответствии с управленческими сегментами.
На следующем этапе формулируется общеорганизационная миссия. Заявление миссии отвечает на вопрос «Каким бизнесом мы занимаемся?». Она делает ясным назначение компании или причины ее существования3. Чаще всего в общеорганизационной миссии учитывается стратегическое планирование в СМК, другие направления стратегического планирования, как правило, не конкретизируются. Возможно и формулирование миссии в рамках СМК, т. е. определяются стратегические ориентиры и назначение СМК наряду с корпоративной миссией в целом.
Далее разрабатываются основные стратегии общеорганизационного планирования в СМК. Первая ступень преобразования глобального видения реализации стратегических планов заключается в разработке четырех-пяти стратегий, согласованных с общим видением. При этом на основе соответствующей информации (возможно, полученной методом внутреннего аудита) проекты стратегии укрупненно следует сгруппировать по ряду основных направлений: приверженность потребителей и их удовлетворенность; затраты, связанные с плохим качеством; культура организации и удовлетворенность ее работников; внутренние бизнес-процессы; оценка конкурентов и внешней среды.
Анализ содержания и реализации этих направлений помогает выявить сильные и слабые стороны предприятий (организаций), благоприятные возможности и угрозы, связанные с потребителями, качеством и затратами. Выработанные стратегии могут дорабатываться или разрабатываться заново, отражая измеримые и наблюдаемые долгосрочные цели.
Следующим этапом является конкретизация общеорганизационных планов применительно к стратегическому планированию в СМК, которое базируется на формализации планов и основных направлениях деятельности применительно к СМК. Причем каких-либо специфичных требований к планам СМК нет, они должны быть конкретными, измеримыми и заданными в рамках установленного срока (обычно одного или двух лет).
Основываясь на опыте предприятий (организаций) Мордовии, можно выделить основные направления стратегического планирования в СМК: характеристики продукта, характеристики конкуренции, улучшение качества, затраты из-за плохого качества, характеристики бизнес-процессов, удовлетворенность потребителя, преданность потребителя и его удержание. Глубина и направления декомпозиции вышеперечисленных направлений зависят от специфики и уровня развития организации.
Далее устанавливаются ценности в СМК, т. е. на этом этапе определяется перечень объектов, выявляющих их положительное или отрицательное значение для СМК в частности и организации в целом.
Таким образом, ценности представляют собой взгляды, в которых организация убеждена и в которые верит, поддерживая их своей деятельностью и поступками руководства. Понимание и доведение ценностей до всех работников организации являются очень важными.
Формулирование «Политики в области качества организации» при реализации концепции стратегического планирования в СМК — это следующий этап реализации стратегии общеорганизационного планирования.
Основополагающим этапом работы при реализации концепции стратегического планирования в СМК является обеспечение лидерства высшего руководства предприятия. Необходимое условие разработки стратегических планов в СМК — участие высшего руководства в исполнительном совете их реализации. Оно отвечает за выполнение делового стратегического плана и наблюдает за ключевыми показателями его выполнения. Отдельные организационные бизнес-единицы в структуре холдинга или какого-либо другого объединения (филиалы или дочерние предприятия) могут иметь подобные советы на местах. Важными элементами реализации стратегического плана являются, например, методы управления, время для собраний и обучения работников, деятельность которых оказывает существенное влияние на достижение ориентированных на потребителя целей.
После прохождения перечисленных этапов следует полнее и как можно подробнее детализировать направления стратегического планирования в СМК, осуществить достижение долгосрочных и среднесрочных целей. Это процесс преобразования установленных целей в оперативные планы и проекты. Цели разбиваются и распределяются на подцели. При этом особое внимание уделяется деталям, участникам, графикам и этапам их выполнения. Сформулированные цели доводятся до исполнителей. Принимаемые решения должны поддерживать и не противоречить целям (подцелям).
При любом виде планирования, в том числе и при планировании в СМК, необходимо осуществлять функцию контроля. Измерение улучшения и реализации стратегических планов в СМК целесообразно реализовывать с использованием основных показателей деятельности. Такой подход очень важен, поскольку измерение показателей деятельности свидетельствует о степени достижения целей. Измерение позволяет наблюдать за производственной деятельностью и работой отдельных лиц и подразделений. Показатели измерения должны быть просты, количественно измеряемы и наглядны.
После того, как определены цели, анализируется эффективность способов их достижения, что дает возможность убедиться в том, что они соответствуют целям. Затем затраты сравниваются с полученными результатами, и определяется соотношение выгод и издержек.
Следующим этапом реализации концепции стратегического планирования в СМК является анализ достигнутых улучшений, заложенных в стратегических планах СМК.
Официальная проверка повышает возможность достижения целей. В ходе ее реализации организация находит расхождение между измерениями текущего состояния и установленными целями. Для ключевых показателей необходимо разработать протокол оценки или пакет отчетов. Первый включает наиболее важные показатели деятельности организации, второй отчет опирается на факты.
Последний этап реализации концепции стратегического планирования в СМК — коррекция или адаптация стратегических планов в СМК, на основе данных оперативного контроля реализации обозначенных планов, изменений во внешней или (и) внутренней среде.
Таким образом, реализация концепции стратегического планирования в СМК в организациях региона представляет собой последовательность ряда этапов: формирование и изучение общей концепции стратегического развития организации в целом; анализ внутренней и внешней среды (изучение макроэкономического состояния организации и уровня развития СМК); выделение основных направлений стратегического планирования в СМК с их декомпозицией до уровня оперативных планов и проектов; контроль выполнения стратегических планов и их коррекция (в случае необходимости).
Особое внимание при реализации концепции стратегического планирования в СМК необходимо уделить работе с персоналом (мотивация к труду, вовлечение и обучение), обеспечению лидирующей роли руководства при формировании и реализации стратегических планов в СМК, обеспечению всеми необходимыми ресурсами реализации поставленных планов.
Правильно сформулированная концепция стратегического планирования в СМК является залогом поступательного логически последовательного развития организации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру. URL: http:// slovari.yandex.ru (дата обращения: 01.08.2009).
2 См.: Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2009. С. 142—143.
3 См.: Томсон-мл. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2007. С. 35.
Поступила 13.07.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная