Д. С. Петров. Проблемы социально-трудовой адаптации молодежи в регионе

 

Д. С. ПЕТРОВ

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ

ПЕТРОВ Денис Сергеевич, доцент кафедры философии и социологии Всероссийского заочного финансово-экономического института (филиал в г. Воронеже), кандидат философских наук.

Ключевые слова: общество; экономический кризис; социокультурная адаптация; выживание; бытие; мышление; образование; воспитание

Key words: society; economic crisis; social and cultural adaptation; survival; existence; mentality; education; upbringing

Понимание процессов, происходящих в среде современной молодежи России, неотъемлемо от более общих социальных проблем российского общества, начиная с осмысления современных социокультурных процессов трансформации страны и заканчивая проблемами глобализации и модернизации.

Российское общество находится на сложном, противоречивом этапе развития. Изменения во всех сферах общественной жизни накладывают отпечаток на процесс адаптации молодежи, обусловливают значительную вариативность ее отношений к жизни, способствуют пересмотру жизненных ценностей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает выработка механизмов адаптации населения к новым условиям жизни. Практика показывает, что на смену одним социальным проблемам постоянно приходят другие1. Их нерешенность приводит к серьезным последствиям в будущем. Очевидно, что в этих условиях возникает потребность в исследовании социально-трудовой адаптации молодежи.

Анализ процесса адаптации молодого поколения к новым условиям имеет не только теоретико-методологическое, но и практическое значение. Общество может быть стратифицировано по разным основаниям. Молодость является одним из наиболее значимых жизненных этапов, когда человек приобретает новые социальные роли, формирует свои притязания, личные надежды и планы. Современный рынок труда вынуждает молодого человека сочетать трудовую деятельность с образовательной. Это приводит к росту динамичности жизни в условиях переходного периода. В связи с этим меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, безработица, инфляция, экономический кризис делают адаптацию современной молодежи одной из острейших социальных проблем.

В процессе адаптации у молодежи наблюдается изменение жизненных позиций. Изучение концепции адаптационного процесса современной российской молодежи вызвано рядом особенностей современной структуры молодого поколения, которое представлено группами с разным уровнем образования и социального благосостояния.

Исследование особенностей современного молодого российского работника предполагает выявление эволюции его мотиваций к труду, эффективной деятельности в организации. Экономическая ситуация в России делает задачу освоения социально-экономического и культурного пространства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Сегодня можно констатировать, что молодежь, обладая высоким потенциалом экономической активности и ориентированностью на инновационное развитие, однако имеет суженный спектр их реализации.

Острота этой проблемы обусловливает необходимость всестороннего изучения положения молодежи на рынках труда. Общество на каждом этапе развития вырабатывает к ней определенные требования и предоставляет различные возможности реализации молодежью своих жизненных стратегий. В связи с этим показательны данные социологического исследования, проведенного нами в 2007—2008 гг. среди молодежи г. Воронежа.

Объектом исследования стало население в возрасте от 16 до 29 лет (студенты, безработные, работающая молодежь). Объем выборочной совокупности составил 1 200 чел.


Таблица доступна в полной PDF версии.

Как видно из рис. 1, среди молодежи от 16 до 29 лет 37,0 % работающих, 40,8 % студентов и 75,5 % безработных поставили на первое место желание избежать безработицы, на второе — рост цен (34 %, 34,5 %, 14,5 % соответственно). Рост преступности среди молодежи и падение нравов отметили 29,0 %, 24,8 % и 10,0 %. Эти данные иллюстрируют отношение современной молодежи к сложившейся ситуации. Эта возрастная группа только выходит на рынок труда, и все проблемы, связанные с трудоустройством, оценивает с оптимизмом на основе амбициозных и прагматических взглядов, надеждой на какие-то внешние факторы, что не всегда адекватно социальной реальности.

Кроме того, проведенное исследование дало возможность выяснить приоритетные ценности молодежи по ряду существенных показателей, оказывающих значительное влияние на формирование жизненных позиций.

Современная молодежь переживает ситуацию сложного выбора между борьбой за имеющееся социальное положение и более высокое статусное состояние, так как даже сохранение наличного социально-экономического статуса требует существенных усилий. Результаты социологического исследования показали, что важной целью государства должна стать помощь молодежи в адаптации к современным условиям.

Основными институтами, определяющими правила и условия социально-экономической мобильности молодежи, являются система образования и рынок труда. Трансформация инфраструктуры государственного образования, его коммерциализация в условиях материального расслоения граждан привели к значительному снижению доступности к образованию разных групп молодежи. Малоэффективная государственная молодежная политика в сфере занятости сопровождается ослаблением материально-технической базы учебных заведений, разрушением системы взаимодействия «школа — профессиональное учебное заведение — предприятие», отсутствием интереса и поддержки учебных заведений со стороны работодателей. В г. Воронеже в середине 90-х гг. функционировали более 50 профессиональных училищ. Сейчас их осталось менее 10, и те проходят процессы реорганизации и слияния. Промышленные предприятия Воронежа (ВАСО, СК, КБХА и др.) столкнулись с острой проблемой нехватки профессиональных молодых кадров.

Приватизация крупных и средних промышленных предприятий, резкое сокращение занятости в основных секторах материального производства и в ряде отраслей непроизводственной сферы, стирание границ между формальной и неформальной занятостью привели к ужесточению требований со стороны рынка к профессионализму работников и наличию профессионального опыта, что является невыполнимым требованием для молодежи, впервые выходящей на рынок труда2.

В свою очередь возрастание требований самой молодежи к оплате труда сопровождается деструктивными способами адаптации, включающими продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда, не всегда экономически оправданную миграцию молодежи. Работая в условиях негарантированных трудовых прав, молодежь лишается правовой защиты. Эти обстоятельства способствуют трансформации социально значимых ценностей и формированию девиантных моделей поведения некоторых групп молодежи3. Вместе с тем именно молодежь является носителем социальных перемен и инноваций. Отсюда возникает необходимость выявления факторов повышения экономической активности молодежи, создания в стране механизмов управления взаимодействием общества и молодежи.

Молодежь является ярко выраженной «груп пой риска» из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Сложившиеся институциональные условия выводят молодежь из сегмента эффективной занятости. Трудовая адаптация молодежи трансформируется в нетрудовые занятия, принципиально меняется их экономическое содержание, что влечет за собой вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение, маргинализацию. Отмечается очевидное доминирование групп молодежи, ориентированных на стратегию «школа — вуз — работа», и наличие вариабельных, не всегда социально и экономически эффективных трудовых реализаций. Результаты исследований свидетельствуют о размывании традиционных типов (траекторий) реализуемых молодежью карьер, связанных с суженными возможностями формальных институтов образования и рынка труда при одновременном расширении неформальных институтов. В такой ситуации необходимы успешные практики партнерских отношений между средними профессиональными учебными заведениями, службами занятости и работодателями, учитывающие влияние деструктивных процессов, связанных с рассогласованием между спросом и предложением на локальных рынках труда.

Появление таких практик будет свидетельствовать о наметившихся позитивных тенденциях, связанных со становлением новых эффективных форм решения проблем занятости молодежи на уровне местных сообществ и региона в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: Инфра-М, 2009. С. 63.

2 См.: Алексеева К. Рабочая кость в горле: о трудоустройстве выпускников профессиональных училищ и техникумов // Профессионал. 2007. Вып. 5. С. 19.

3 См.: Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи // Народное образование. 2007. ¹ 6. С. 239.

Поступила 11.08.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная