Т. А. Яковлева, В. И. Газетов, В. А. Кижеватова. Непрерывное образование как фактор развития трудового потенциала региона
Т. А. ЯКОВЛЕВА, В. И. ГАЗЕТОВ, В. А. КИЖЕВАТОВА
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
ЯКОВЛЕВА Тамара Александровна, директор Ульяновского филиала Московской финансово-юридической академии.
ГАЗЕТОВ Владимир Иванович, профессор кафедры социологии и культуры Московского государственного университета приборостроения и информатики, кандидат исторических наук.
КИЖЕВАТОВА Валентина Александровна, главный специалист-эксперт отдела по организации выполнения надзорно-контрольных функций Федеральной службы по труду и занятости, кандидат социологических наук.
Ключевые слова: непрерывное; формальное; неформальное и инфор-мальное образование; классификация компетенций; Болонский процесс; конкурентоспособность; жизненные планы; знания через всю жизнь
Key words: continuing; formal; informal education; competences classification; Bologna process; competitiveness; life plans; knowledge through the whole life
Образование на протяжении всей жизни человека имеет важное значение. В его содержании находят отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Тезис «знания на всю жизнь» уступает место новому — «знания через всю жизнь», так как образование устремлено в будущее и является ответом на вызов информационному обществу. Возникает необходимость «освежать» образование, профессиональную подготовку, особенно тогда, когда человек сталкивается с новыми технологиями. В Государственной стратегии развития России до 2020 г. подчеркивается, что модернизация национальной системы образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Поэтому государством ставится задача (с опорой на богатые традиции и потенциал) сделать российское образование (от школы до университета) одним из лучших в мире.
Становление новой системы образования, сопровождающееся, к сожалению, значительными потерями в качестве обучения на всех уровнях, начиная с общего и кончая высшим профессиональным образованием. Это происходит на фоне перехода к постиндустриальному обществу. Главной проблемой реформирования российского профессионального образования, на наш взгляд, является не столько избыток или дефицит подготовленных специалистов и квалифицированных рабочих (хотя такая проблема существует и будет обостряться), сколько качество их подготовки и структурная подготовка.
В связи с этим актуализируется вопрос создания института многовариантного образования, представленного новыми моделями образовательных учреждений, призванными повысить уровень профессиональной и общекультурной подготовки специалистов, способных в дальнейшем к самореализации и освоению качественно новой техники и технологий. Показательно также, что в Послании Федеральному Собранию 2008 г. Президент РФ выделил в числе важнейших задач на ближайшее будущее внедрение инновационных технологий не только в производство, но и в образование.
Анализ распределения занятых в экономике в зависимости от образования по России и по ПФО показал, что наибольшая доля среди занятых в экономике — квалифицированный «рабочий класс» (люди со средним профессиональным образованием) (31,4 %). По ПФО таких оказалось 29,3 %. Начальным профессиональным образованием обладают соответственно 12,0 и 13,8 % занятых (в Москве — 9,3 %). В целом по России группа «специалистов» (включая лиц с высшим, неоконченным высшим, средним и начальным профессиональным образованием) составляет 68,4 %, средняя величина этого показателя по ПФО составила 65,0 %, по Москве — 84,0 %.
В Саратовской (75,2 %) и Самарской (73,8 %) областях показатель занятых в экономике специалистов выше общероссийского; уступают общероссийскому уровню, но опережают окружной республики Марий Эл и Башкортостан (66,9 и 66,5 % соответственно), Кировская, Пензенская, Оренбургская и Пермская области (66,3; 66,0; 64,6 и 64,3 % соответственно). Ниже, чем в округе, показатели в Нижегородской области, Чувашской Республике, Республике Татарстан, Ульяновской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике (63,4; 63,1; 59,0; 57,5; 56,0 и 55,8 % соответственно), что свидетельствует о более низком качестве социально-трудового потенциала, а также о миграционных процессах квалифицированных кадров в макрорегионы1. Что касается специалистов с высшим образованием, то среди занятых в российской экономике их лишь 22,7 %, а в ПФО — 19,7 % (ср.: в экономически развитых странах доля граждан, имеющих высшее образование, за период с 1975 по 2000 г. увеличилась с 22,0 до 41,0 %). Но даже такая динамика, по оценкам западных экспертов, недостаточна для удовлетворения растущих потребностей экономики развитых стран.
В дискуссию относительно модернизации российского образования включились различные слои населения. Как показывают исследования, от Болонского процесса больше выигрывают студенты, нежели преподаватели. По-видимому, именно это и порождает у последних внутреннее сопротивление. Во всяком случае, более половины опрошенных преподавателей (53,6 %) отметили, что возможны иные пути реформирования российского образования. В необходимости же самого реформирования никто не сомневается2.
Ответы преподавателей на вопрос «Удовлетворяет ли существующая система образования потребности российского общества?» распределились следующим образом: «да» — 20,4 %, «скорее да» — 29,6 %, «скорее нет» — 9,3 %, «нет» — 40,7 %. Но абсолютное большинство преподавателей отмечают, что систему образования необходимо реформировать как в школе (73,2 %), так и вузе (76,8 %), сохраняя при этом имеющиеся достижения. К достоинствам отечественной системы образования были отнесены сама система (27,1 %), традиционность (16,7 %), доступность (16,7 %), универсальность (14,6 %), фундаментальность (12,5 %), стремление к инновациям, формирование творческой личности (8,3 %), высокий уровень теоретической и методологической базы (4,2 %); к недостаткам — доступ к образованию незаинтересованных людей, поверхностность, бесцельность (31,4 %), слабое финансирование (19,6 %), недостаточно прикладной характер знаний (15,7 %), непрофессионализм выпускников (9,8 %), коммерческий подход к образованию (7,8 %), несовременность (5,9 %), плохая материально-техническая база (3,9 %), ориентация на западные образцы (3,9 %)3.
Решение проблемы видится преподавателями в принятии мер по повышению конкурентоспособности вузов. Это предполагает повышение качества образования и внедрение новых технологий обучения (32,2 %), введение профессиональной специализации (10,7 %), повышение профессионализма профессорско-преподавательского состава (7,1 %), налаживание связей с предприятиями (5,4 %), уравнивание зарплаты и стипендии в вузах (5,4 %), сокращение количества университетов (5,4 %), повышение оплаты труда преподавателей (3,6 %), а также внедрение современных методов управления, увеличение финансирования вузов, расширение сотрудничества университетов разных городов (1,8 %).
Работодатели г. Ульяновска на вопрос «Какими качествами должен обладать выпускник вуза?» на первое место поставили профессионализм и компетентность (51,0 %), на второе — целеустремленность (35,0 %), далее — трудолюбие (33,0 %), стремление к совершенствованию (27,0 %), ответственность (20 %), креативность (12,0 %), исполнительность (12,0 %), мобильность (10 %), здоровый карьеризм (10,0 %), добросовестность (8,0 %), коммуникабельность (4,0 %), настойчивость и отзывчивость (по 2,0 %).
Но современный выпускник, по мнению работодателей, обладает иным набором качеств: коммуникабельность (35,0 %), целеустремленность (33,0 %), ответственность (31,0 %), амбициозность (27,0 %); гораздо в меньшей степени — компетентность (12,0 %), трудолюбие, лень и бездарность (10 %), организованность и отзывчивость (по 2,0 %). Получается, что высоко ценимый работодателями профессионализм присущ современным выпускникам в меньшей степени. В значительной мере он заменяется «джентльменским набором» личных качеств успешного человека, пока ничем не подтвержденным.
Такая ситуация не удовлетворяет работодателей. Во всяком случае, большинство опрошенных (75,0 %) считает, что нужно менять существующую систему образования полностью (12,5 %) либо частично (62,5 %). В первую очередь изменений требуют практическая подготовка выпускников и методика обучения. Предлагается также увеличить в программах долю профилирующих предметов, повысить качество преподавания.
Сотрудники кадровых агентств, выступающие посредниками между работодателями и соискателями вакантных должностей, обладают интегрированными знаниями о структуре спроса и предложения рабочей силы на рынке труда г. Ульяновска. По их мнению, к числу наиболее востребованных специальностей относятся экономисты, бухгалтеры (с опытом работы — чаще главные): их назвали 25,0 % рекрутеров; юристы и квалифицированные рабочие (13,0 %).
Сотрудники агентств отметили, что работодателей интересуют прежде всего лица до 30 лет с высшим образованием и стажем работы по специальности свыше трех лет. Реально в агентства чаще обращаются молодые люди в возрасте до 18—20 лет, имеющие, как правило, среднее специальное и незаконченное высшее образование. Работодатели неохотно берут выпускников вузов (81,3 %) или не берут вообще (6,3 %), поскольку уровень их подготовки недостаточно высок для работы по специальности. 31,2 % рекрутеров считают, что их подготовленность недостаточна даже для начала работы, 68,8 % — она достаточна только для начала трудовой деятельности, но в дальнейшем требуется повышение квалификации.
Рекрутеры настроены более скептически по отношению к выпускникам, чем работодатели: 87,6 % из них считают, что систему образования следует менять полностью или частично. Необходимо сделать так, чтобы подготовка выпускников осуществлялась исходя из запросов общества (31,0 %), а студенты получали больше практических навыков (25,0 %). В том, что количество коммерческих вузов необходимо уменьшить, убеждены 13,0 %, «гуманизировать» высшее образование — 6,0 %.
Проведенное исследование показало, что системе высшего образования Ульяновска свойственны те же черты, что и общероссийской. Проблемы отечественного высшего профессионального образования требуют системного изучения и разработки мер, позволяющих их разрешить. Важно лишь помнить, что любую реформу следует проводить осторожно, основываясь на результатах социального прогнозирования, учитывая в равной степени современные тенденции, определяющие развитие общества, национально-культурные традиции и накопленный опыт.
Перед системой образования стоит задача своевременного реагирования на специфические образовательные запросы общества и предложения более широкого спектра дополнительных образовательных услуг для их удовлетворения. В связи с этим актуализируется вопрос создания института вариативного непрерывного образования, который был бы представлен новыми моделями учреждений, призванных обеспечить самореализацию личности, ее профессиональное и общекультурное развитие.
Учитывая «период полураспада компетенций» в профессиональной сфере, возникает насущная необходимость перехода на непрерывное образование, т. е. обучение в течение всего периода трудоспособности работников4. Оно оказывает существенное влияние на экономику: повышаются производительность труда специалиста и эффективность функционирования организации. Сами работники, повышая квалификацию, становятся более конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках труда. Специалисты получают дополнительные возможности вертикальной и горизонтальной мобильности.
Обостряется конкуренция между платным образованием негосударственных вузов и платным образованием на коммерческих отделениях государственных вузов. При этом доля принятых в негосударственные вузы студентов, согласно статистике, увеличилась и составила 16,1 %. Этот показатель варьируется в федеральных округах от 8,0 до 23,9 %5.
Статистические данные свидетельствует о сокращении приема в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения.
В России образовательные услуги предоставляют 1 429 филиалов и 2 174 вуза. Из 755 государственных вузов 731 (96 %) имеют государственную аккредитацию, 24 вуза не аккредитованы. Из 674 негосударственных вузов государственную аккредитацию имеют 448 (66,4 %)6. Такое положение дел побуждает Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ пересмотреть образовательную политику по количеству вузов и качеству подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Цель модернизации образования и развития непрерывного образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, которая обеспечит качественное развитие трудового потенциала страны.
В связи с этим целями современного образования и проф-обучения являются формирование нового круга базовых компетенций, необходимых современным работникам всех специальностей; в профессиональной области — развитие способности к работе в команде, умение организовать свой труд, креативность, предпринимательский подход и пр.; в технической — знание ПК, Интернета, использование телекоммуникационных технологий; в теоретической — знание иностранных языков, понимание культурного многообразия. Непрерывное образование становится основным инструментом защиты людей в случае потери ими работы и других изменений в их трудовой жизни. В современных условиях смена работы постепенно станет нормой: на протяжении трудовой жизни человеку придется не раз менять профессию. Для этого необходима образовательная система, обеспечивающая возможность приобретать широкие базовые знания, развивающая способности к адаптации, познанию и место работы. Важная ее часть — образовательная подсистема для взрослых, позволяющая реализовать модель непрерывного образования в течение всей жизни. Многоуровневая система высшего образования лучше всего отвечает потребностям рыночной экономики, управления информационными потоками в обучении7. Решение проблемы видится нами в переходе на пожизненное образование, где базовое образование дополняется узкопрофессиональными программами дополнительного образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Образование в России — 2003: стат. сб. М., 2003 С. 342—344.
2 См.: Кижеватова В.А Социально-трудовой потенциал современного российского общества: структура, факторы и практики развития: моногр. Ульяновск: УлГУ, 2007. С. 193—195.
3 Там же.
4 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
5 По данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi (дата обращения: 15.12.2008).
6 URL: http://www.mon.gov.ru/press/smi/4928 (дата обращения: 15.12.2008).
7 См.: Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества // Социс. 2005. ¹ 7.
Поступила 19.01.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная