Г. Н. Кригер, С. И. Григашкина, И. Ю. Верчагина. Детерминанты особенностей телеутского этноса
Г. Н. КРИГЕР, С. И. ГРИГАШКИНА, И. Ю. ВЕРЧАГИНА
ДЕТЕРМИНАНТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛЕУТСКОГО ЭТНОСА
КРИГЕР Галина Николаевна, доцент кафедры общественных наук Беловского института (филиала) ГОУВПО «Кеме ровский государственный университет», кандидат психологических наук.
ГРИГАШКИНА Светлана Ивановна, доцент кафедры экономики Беловского института (филиала) ГОУВПО «Кеме ровский государственный университет», кандидат экономических наук.
ВЕРЧАГИНА Ирина Юрьевна, доцент кафедры экономики Беловского института (филиала) ГОУВПО «Кеме ровский государственный университет», кандидат экономических наук.
Ключевые слова: этнос; телеуты; малочисленные коренные народы; народность; этноообразующие факторы; популяционно-демографические факторы; культурно-исторические факторы; социально-психологические факторы; национальная культура
Key words: ethnos; Teleuts; native indigenous peoples; nationality; ethnic factors; demographic factors; cultural and historical factors; social and psychological factors; national culture
В настоящее время в 70 странах мира проживают 5 тыс. групп малых коренных народов. Они живут на своих исконных территориях и нигде более не имеют исторической родины. Особый интерес сегодня представляет изучение этнического самосознания та ких регионов России, где проживают русские и другие народы со своей традиционной культурой. Рассмотрение особенностей аккультурации сопряженных в одном геоисторическом пространстве этносов с мировым сообществом и друг с другом в условиях традиционного межэтнического взаимодействия — актуальная проблема исследования психоло гии, истории, социологии, экономики, этнологии и др.
В Кузбассе сегодня проживают два малочисленных коренных народа — около 20 тыс. шорцев и около 2,5 тыс. теле-утов. Численность этих народов снижается, поэтому особенно важно сохранить их культуру, создать оптимальные экологические и социально-экономические условия для представителей этих национально стей. На наш взгляд, представляет несомненный интерес анализ самосознания телеутов как представителей малочисленных наро дов Сибири. Процесс пробуждения этнического самосозна ния, самосохранения и самовыживания коренного малочисленного народа, их стремление возродить и реконструировать традиционный образ жизни своих предков, культуру, обычаи, язык и многое другое приобретают сейчас особый неповторимый оттенок.
Россия — многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них — коренные народы и народности, для которых Россия является основным или даже единственным местом проживания. Коренные народы России составляют 93 % населения, из них свыше 81 % — русские. Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и культурно-исторически. Это группы народов Поволжья и Урала, народы Северного Кавказа, Сибири и Севера1.
В. В. Собольников придерживается следующей классификации этносов Сибирского региона: русскоязычное население, постоянно проживающее в Си бири и трансформирующееся в русский субэтнос (новорусское образование — «сибиряки»); этносы, имеющие свои государственно-национальные объедине ния (буряты, тувинцы и т. д.); коренные малочисленные народы Сибири и Се вера. В группе народов Сибири выделяется малочисленная народность — теле уты. Малочисленные народы — это народы России, сохранившие за многовековую историю развития страны свои языки, самобытную культуру, способы ведения традиционного хозяйствования и промыслов и отличающиеся небольшой чис ленностью своих представителей. Анализируя малочисленные народы Сибири и Севера, В. В. Собольников отмечает: «Дезинтегрированные этнолингвистические общности, для которых характерны хрупкая демо графическая плотность, дисперсность расселения, этнокультурная мозаич ность и слабая внутри этническая коммуникативность», вместе с тем «они достаточно организованы, имеют собственную идентификацию, определенный статус и традиционную культуру»2.
Этнопсихологическое своеобразие телеутов как коренного малочислен ного народа определяется влиянием многих факторов.
Рассмотрение влияния эт нографического фактора очень важно, так как изучение культурных, бытовых особенностей группы, проблем расселения, культурно-исторических взаимо отношений народов, исторически сло жившихся производственных, бытовых и культурных навыков населения позволяет лучше понять их современное изложение. На территории юга Западной Сибири сформировался ряд телеутских групп: тарская — около г. Тара (ассимилированы в XIX в. сибирскими татарами и русски ми); яйская — на притоках р. Чулым — Яя и Тисуль (ассимилированы аналогичным способом); томская — в низовьях Томи и около г. Томск (большей частью сблизились с томскими татарами — чатами и эуштинцами, не которые обрусели; в настоящее время потомки томских телеутов — калмаки — живут на севере Кемеровской области); кузнецкая — около г. Новокуз нецк, по р. Томь, в низовьях Кондомы и по р. Ускат (единственные теле уты, сохранившие свои этнографические особенности и самоназвание; большая часть кузнецких телеутов в XIX в. жили по рекам Большой и Малой Бачат, они сформировали группу бачатских телеутов)3. Телеутские группы отличаются особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйствен ного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.
По происхождению телеуты относятся к кочевым скотоводческим пле менам «теле», входившим в состав большого военно-административного объединения кочевников восточной части Центральной Азии, известного под названием тюркского каганата в VI—VIII вв.4 Сведения о племенах «теле» содержатся еще в древнетюркских, древнемонгольских, древнекитайских и других восточных письменных памятниках. Этнический состав и происхождение телеутов достаточно полно осве щены в историко-этногра-фической литературе5.
После окончания Джунгаро-Китайской войны (1756— 1758 гг.) начина ется массовый переход телеутов в Российское государство, происходивший в течение полутора столетия. Первыми приняли рос сийское подданство так называемые «окраинные телеутские роды ачкыштымов, тагапцев, тогулов, керетцев», проживавших на границах «Телеутской землицы» и порубежных сибирских уездов к западу от Кузнецка и представлявших, по-видимому, потомков тюркизированных самодийцев и кетов. На протяжении XVII в. отдельные группы телеутов (мелкие улусы, части улусов и ро дов) отъезжали из мест своих исконных кочевий в российские пределы «госу дарево имя» и расселялись в Кузнецком и Томском уездах на правах служило го или ясачного сословия, постепенно переходя к оседлости. В русских доку ментах XVII—XVIII вв. они именовались «выезжими телеутами» или «выезжи ми белыми калмыками». Последней крупной группой телеутов, принявших российское подданство, были так называемые «джунгарские беглецы», прикоче вавшие к границам России после захвата Джунгарии войсками Цинского госу дарства в 1750-х гг. «Окраинные телеутские роды», «выезжие телеуты», «джунгарские беглецы», распределившиеся в разных соотношениях, и явились главными этногенетическими компонентами четырех основных этнотерритори альных групп телеутов XIX — начала XX в.: бачатской, томской, чумышской и алтайской. В результате сложных исторических процессов в настоящее время теле-уты живут на территории Горно-Алтайской автономной области и за ее пределами.
Основная масса телеутов проживает по рекам Большой и Малый Бачат в Беловском районе Кемеровской области в с. Беково (телеутское назва ние Кресту), Челухоево (Ары Байат «по другую сторону р. Бачат»), Вер ховская (Сас), Шанда (Шаанды), Новобачаты (Таш Кбмир), Черта, Большой Улус. Отдельная группа телеутов живет в п. Телеут (Том), в черте г. Новокузнецка. Такой же поселок есть в черте г. Белова. В Горном Алтае они населяют долину рек Маймы, Иши и правый берег р. Катуни Майминского района (в настоящее время большая часть телеутов живет за пределами Горно-Алтайской автономной области, в селах Беловского района Кемеровской области). В Алтайском крае телеуты живут в Заринском (быв шем Сорокинском), Кытмановском и Чулышманском районах6.
К этнообразующему фактору также следует отнести популяционно-де мографический. С развитием цивилизации этническим группам приходится решать важную проблему: жить, как и их предки на протяжении мно гих веков, или приспосабливаться к современным условиям. Для этой группы характерно сохранение национальных традиционных подходов к ведению домашнего хозяйства. Сформировались два хозяйственно-культурных типа телеутов: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степ-ной зоны. С XVII в. русское влияние существенно развило оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Основными посевными культурами являлись рожь, овес, ячмень, пшеница, просо. Разведением лошадей, крупного рогатого скота, выращиванием свиней и коз занимались на севере Горного Алтая. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Наиболее традиционным промыслом являлась охота на зайцев, волков, медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из дичи добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов; из мелких зверьков — кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. В качестве подсобного вида хозяйства развивалось рыболовство и пасечное пчеловодство. Из домашних ремесел наиболее популярными были обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.
По некоторым данным, в Кемеровской области к концу 90-х гг. XX в. насчитывалось 2 594 телеутов как коренного малочисленного народа Сибири7. Сами себя телеуты называют по-разному в зависимости от ситуации: телен гит — при встрече с представителями других тюркоязычных народов и общении с ними на «общетюркском» языке, телеуты — при ответе на вопрос о своей на циональности на русском языке, тадар — для обозначения себя и своего языка при общении между собой на родном языке. Большая часть саяно-алтай-ских тюрков знает телеутов под именем пайат — бачат.
Культурно-исторический фактор объясняет совокупность специфич ных компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры этноса. Телеуты говорят на телеутском диалекте, входящем в южную (киргизо-кып-чакскую) группу диалектов алтайского языка (тюркская языко вая группа). Общий язык поддерживает сплоченность этой этнической груп пы. В языке находят отражение общие знания о традициях, сложившихся в данной культуре; в нем опосредованно материализуется историческая память. Телеуты живут в условиях иноэтнического окружения уже несколько веков, но при этом сохранены важнейшие этнодифференцирующие факторы, лежа щие в основе их этнической идентичности: национальная письменность, разго ворный язык, единая религия и общность территории проживания8. Материальная культура телеутов характеризуется особенностями ору дий труда и жилища, предметов домашней утвари и пищи, одежды и украше ний, средств передвижений и хозяйственной деятельности.
Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России слу жила кочевая улусная организация. Улусы XVII—ХVIII вв. представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княжеского» рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту — «лучшие люди»), отличавшиеся от других категорий населе ния. Основным институтом общественного устройства в XIX — начале XX в. считался сеок — «кость», патрилинейное экзогамное объединение, включавшее генеалогические подразделения различных уровней. В ХIХ—ХХ вв. поселения имели линейную планировку, представители одного юрта — фамилии или одно го сеока селились поблизости друг от друга. Особая роль в общинном само управлении принадлежала паштыкам (башлыкам, старостам) — волостным управителям, которые, отвечая за сбор податей, имели приоритетное право общения с властями. В этот же период преобладала малая моногамная семья, хотя имелись и большие патриархальные семьи. Различалось родство по отцу (карындаш) и по матери (тай). Средняя численность семьи составляла 6—7 чел., ее глава распоряжался семейным состоянием9.
Ведущей формой религии у телеутов является шаманизм. Телеуты по своим ре лигиозным убеждениям обожествляли землю, солнце, горы, реки и т. д., верили в добрых и злых духов, которым приносили в жертву домашних животных. У телеутов есть ритуальное сооружение из высохших молоденьких березок (сом) в честь родовых духов-покровителей (языческий культ). Предметами культа телеутов являются эмегендер (культовые изображения в виде деревянных и тряпичных кукол), маленький деревянный лук со стрелами и др. В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX в. миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале XX в. сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.
Социально-психологический фактор объясняет особенности социализа ции этнической группы, специфику формирования этнического самосознания, обусловленные механизмом культурной трансмиссии.
Для изучения представлений об особенностях этнокультурного мира нами использовался анкетный опрос. Исследование позво лило выявить, что большинство телеутов отчетливо осознает себя членами сво ей этнической группы (93 %). Характер этнической идентичности определяет ся прежде всего предпочтением языка. На вопрос «Почему телеут ский язык Вы считаете родным?» были получены ответы «потому что нацио нальный язык» (68 %); «потому что родители — телеуты» (27 %); «потому что я — теле-ут(ка)» (5 %). При этом большинство опрашиваемых русский язык счи тает языком межэтнического общения, в семьях используются оба языка в зависимости от национальности гостей, близких, друзей и т. д. Чтобы считать себя членом определенного этноса, нужно не только родиться от его представителей, но и подтверждать свою принадлежность своими действиями, знаниями, а также быть носителем своего языка. Уровень иден тичности определяется субъективным предпочтением языка, а не его реальным использованием. Телеуты, проживая на одной территории совместно с русскими и татарами, не утрачивают свои знания о родном языке. К признакам, связывающим человека с этнической общностью, относятся ду ховная, материальная и социально-нормативная культура. В рамках нашего исследования анализировались представления телеутов о различных элемен тах собственной культуры (табл. 1).
Источниками знаний о духовной культуре своего народа респонденты чаще всего называют «родителей», о своей духовой культуре они «знают от старших», «по рассказам взрослых». Большинство опрошенных знает и соблюдает народные обычаи и традиции. При этом одним из наиболее важных факторов сближения с этнической общностью является значимость традиционных праздников. Наиболее часто назывались Пардакай (традиционный праздник окончания посевных работ), а также народные праздники, имеющие межэтни ческое значение (Ильин день, Рождество, Пасха и др.), что связано с давним принятием христианства большинством телеутов. Национальная музыка, тан цы, литература также имеют значение, однако многие опрашиваемые отмеча ют недостаточность материалов по истории и культуре своего народа.
Таблица доступна в полной PDF версии.
Распределение ответов об отношении исследуемых к особенностям ма териальной культуры своего народа представлено в табл. 2. Предметы на циональной материальной культуры присутствуют практически в каждой телеутской семье. Наиболее часто упоминались национальная одежда, украше ния, посуда, а также мебель (сундуки, зыбки (плетеные колыбели) и т. д.). Тра диционная одежда и утварь передается по наследству или же изготовляется и преподносится в качестве приданого. Все исследуемые хорошо знают блюда телеутской кухни и в праздники готовят разнообразные национальные блюда.
Одними из условий, подтверждающих этничность личности, являются обязательное социализирование в этой этнической среде, знание ее культуры, следование ее стилю. Анализ результатов исследования свидетельствует, что телеуты в це лом имеют выраженный интерес к своей этнокультурной среде (соблюдение обычаев, традиций; хранение предметов национальной культуры; сохранение традиционного уклада жизни). Используя культурную трансмиссию, телеуты передают, осваивают социальный опыт, культурные ценности и тем самым сохраняют самобытность своего народа.
Таблица доступна в полной PDF версии.
Телеуты в большей степени сохраняют предпочтения традиционной культуры (22,3 %) по сравнению, например, с русскими (14,5 %) и татарами (18,8 %). Телеутский этнос относится к типу маломодернизируемых культур, сохраняющих традиционный уклад и элементы родового самосознания. Значи мость языка и описанных элементов культуры для этнической самоидентифи кации у телеутов проявляется и в субъективном выборе наиболее важных признаков, являющихся критериями близости исследуемых к своей этнической группе. Ответы на вопрос «Что из указанных признаков главным образом роднит, сближает Вас со своим народом, с людьми вашей националь ности?» позволяют утверждать, что этно интегрирующие основания сводятся к языку, внешнему сходству, кровному родству. У национальных меньшинств про цесс этнической самоидентификации протекает более полно и быстро. На ше исследование это подтвердило. На вопрос «Когда ре спонденты осознали свою этническую принадлежность?» ответы оказались рас пределены следующим образом: в детстве (до 7 лет) — 27,1 %; с 7 лет (в школе) — 33,0 %; при получении паспорта — 39,9 %.
Важной составляющей этнического самосознания является содержание авто- и гетеростереотипов. В нашем исследовании была предпринята попытка выявить представления телеутов об особенно стях их национального характера. От респондентов были получены на звания и самооценки по пятибалльной шкале как наиболее присущих им нацио нально-характерологических особенностей, так и черт, которые, по их мнению, наиболее отличают их от других этнических групп. «Мы—образ» телеутов включают в себя трудолюбие, честность, до броту и др. При этом большинство выявленных самохарактеристик не являет ся этнодифференцирующим, что свидетельствует о близости авто- и гетеро стереотипов. Отличия от окружающих видятся не в специфических национально-характерологических особенностях, а в особенностях культуры и в ма лочисленности.
Приоритетной для телеутов является категория семьи, родственных отношений. Преимуществен ное раскрытие этой категории дается через указание на связи в отношении близких родственников, что, по-видимому, является очень важным для телеу тов («дочь», «жена», «муж», «отец», «племянник», «золовка», «бабушка», «се стра», «брат», и др.). Есть высказывания, передающие климат в семье («у меня хорошая семья», «люблю свой дом», «почитаю родителей»).
Таким образом, представители телеутского этноса представляют собой достаточно самобытную общность. Проведенный анализ позволяет утверждать, что этнопсихологическое своеобразие телеутов как коренного малочисленного народа определяется совокупностью этнообразующих, популяцион-но-демографических, культурно-исторических социально-психологических факторов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Богоявленский Д.Д. Этнический состав населения России // Со-циол. исслед. 2001. ¹ 10. С. 88—97.
2 Собольников В.В. Межэтноконфессиальные отношения в Сибирском суперрегионе: социально-психологический анализ. Новосибирск, 2003. С. 55.
3 См.: Агеева Р.А. «Какого мы роду-племени?». Народы России: имена и судьбы: слов.-справ. М., 1997. С. 423.
4 См.: Кацюба Д.В., Никола ев Р.В. Этнография народов Сибири. Кемерово, 1994. 202 с.
5 Там же.
6 См.: Кривошеева Е.А., Сорокин М.Е. Разыскания. Историко-краевед-ческий альм. Вып. 3. Кемеровское кн. изд-во, 1993. 131 с.
7 См.: Агеева Р.А. «Какого мы роду-племени?» ... С. 423.
8 См.: Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских телеутов. Кемерово, 1991. 92 с.
9 См.: Кацюба Д.В. Духовная культура телеутов. Кемерово, 1993. 192 с.
Поступила 12.12.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная