А. А. Махнин. Формирование и развитие архитектурной среды Ярославля и Рыбинска в период модерна
А. А. МАХНИН
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ЯРОСЛАВЛЯ И РЫБИНСКА В ПЕРИОД МОДЕРНА
МАХНИН Антон Александрович, аспирант кафедры культурологии и журналистики Ярославского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: модерн; неоклассицизм; архитектурная среда; полистилистичность; архитектура; «нерусский» стиль; рационализм; иррационализм; фасад
Key words: modern; neo-classicism; architectural environment; poly-stylicism; architecture; «non-Rus-sian» style; rationalism; irrationalism; front
В XX в. стилевая полифония, распространившаяся в период эклектики, проявляется все более отчетливо. В период модерна неоклассицизм и модерн скорее не сменяют друг друга, а соседствуют в одних и тех же хронологических рамках. Более того, элементы неоклассицизма присутствуют в постройках модерна.
Для периода модерна в той или иной мере присуща полистилистичность. В провинции начала ХХ в. модерн и неоклассицизм не были противопоставлены друг другу, как это было в столицах. Более того, как будет показано ниже, в русских провинциальных городах неоклассицизм переплетается с модерном. Одним из первых проявлений модерна в архитектуре был так называемый «„неорусский” стиль», который обозначал одну из граней характерной для русского искусства второй половины XIX — начала ХХ в. темы национального своеобразия России.
Некоторые черты «неорусского» стиля нашли свою интерпретацию в пространстве двух тенденций стиля модерн — рационализм и иррационализм — в провинциальной архитектуре. Эстетика рациональной формы не была столь привлекательна для провинциальных архитекторов, как возможности иррациональной, более необычной и, тем не менее, более соответствующей облику русского провинциального города. К рациональному модерну относятся здание бывшей гостиницы «Бристоль» (бывшая Угличская, ныне ул. Кирова, 10) (рис. 1) и бывший особняк Кокуева (бывшая Дворянская улица, ныне пр. Октября, 14). Фасады здания полностью выполнены с помощью элементов, присущих классицизму, но иначе трактованных. Присутствует трехчастное деление фасада, но решено оно не плоско, как обычно в классицизме, а объемно с помощью дополнительных элементов, выступающих и западающих относительно основного объема. Декоративные лопатки, также присущие классицистическим зданиям, имеют иную ритмическую организацию: в классицизме — совпадают с основным ритмом с вертикальной осью окон, а в данном случае — нет. Кроме того, они расположены ассиметрично на фасаде здания, еще больше подчеркивая свободное построение композиции постройки. Плоские квадратные ниши над окнами первого этажа, характерные для классицизма, дополняются стилизованными цветами и приобретают большое декоративное значение. Лепной фриз и легкий сандрик на кронштейнах, расположенные на левой части фасада, уравновешивают декоративное решение здания. Объединяющим элементом двух столь различных частей фасада здания служит выступающий объем. В его декоре сочетаются элементы, примененные на правой и левой части фасада: плоские ниши со стилизованными цветами и лепной фриз. Здание состоит из классицистических элементов, но иначе трактованных.
Рисунок доступен в полной PDF версии.
Под воздействием иррационализма развивалась неоромантическая традиция. По мнению М. В. Стовичек, неоромантизм в России обращен больше всего к европейской традиции, в частности к готике1.
Рисунок доступен в полной PDF версии.
В ярославской архитектуре неоромантизм проявился в обращении к традиции готики, и в материалах Музея истории г. Ярославля он именуется русско-готическим модерном. Этот термин в полной мере соответствует явлению, так как указывает на ярославскую специфику неоромантического обращения к готической форме. Эта специфика заключается в том, что для постройки неоготических зданий (бывшая Любимская улица, ныне ул. Чайковского, 23-а (рис. 2); бывшая Вла-сьевская улица, ныне ул. Свободы, 29 — не сохранилось) используется материал, более характерный для традиционного русского зодчества, — красный кирпич. Кроме того, в неоромантических зданиях реализовывались возможности пластического решения стеновой поверхности, которые предоставляет кирпичная кладка.
Модерн использовал арсенал декоративных элементов, цвет и сочетание самых неожиданных материалов. По-новому начинают выглядеть кованое железо, облицовочный кирпич, изразцы, штукатурка, стекло и дерево. Особую роль в создании художественного облика играет цвет. Перед архитекторами модерна было множество образцов использования цвета: русское зодчество XVII в. с его пластикой, яркостью и полихромией изразцов, мрачная торжественность готики, рафинированность классицизма и экспрессивность барокко. Так, судя по архивным фотографиям, цвет в постройке железнодорожного вокзала в г. Рыбинске играл далеко не последнюю роль. Стены вокзала были выкрашены в розовый цвет, а вертикальные и горизонтальные членения и архивольты центрального окна выделены белым цветом.
Железнодорожный вокзал, возведенный в 1904—1905 гг. по проекту гражданского инженера С. И. Минаша, является типичным образцом модерна (рис. 4, 6). Однако первый железнодорожный вокзал в Рыбинске, построенный по проекту петербургского архитектора К. К. Рахау в 1870 г. и появившийся вместе со строительством железной дороги, относится к периоду эклектики (рис. 3). На месте сгоревшего вокзала был выстроен новый существующий ныне в стиле модерн.
Рисунок доступен в полной PDF версии.
Здание Рахау было удобным и, вероятно, нравилось горожанам, так как С. И. Минаш в своем проекте нового каменного вокзала полностью повторил его объемно-пространственную композицию. Внешне старый деревянный вокзал был стилизован под древнерусский терем. Его центральная, выполненная из кирпича часть была отмечена островерхой башенкой с часами.
Рыбинский вокзал, который построен по проекту С. И. Ми-наша, представляет собой длинное вытянутое вдоль перрона сооружение, состоящее из массивного кубического объема в центре и симметрично расположенных крыльев. Центральный объем, в нижней части которого устроены входы в здание со стороны привокзальной площади и перрона, в верхней части оформлен полуциркульным окном, далеко вынесенным карнизом и высоким аттиком.
Рисунок доступен в полной PDF версии.
В интерьерах сохранилась обильная лепнина, исполненная в стиле модерн, но самым характерным элементом модерна являлся навес, устроенный над перроном вокзала, где сочетаются новые конструкции и материалы (рис. 5).
Рисунок доступен в полной PDF версии.
Удобный навес, украшавший новый рыбинский вокзал, придавал оригинальность и своеобразие всей постройке, но навес по решению железнодорожного начальства был снесен в 1972 г. Исчезли профилированные стойки из причудливо собранных в пучки металлических труб с изящными кронштейнами, державшие деревянные перекрытия навеса. Теперь им держать стало нечего. Здание вокзала, лишившись этой части фасада, потеряло былую целостность. Зданием в стиле фасадного модерна является Земский дом на улице Крестовой, 77 (рис. 7). В данном случае вполне реализует себя общий принцип фасадного модерна. Он часто оказывался всего лишь декоративным приемом в стремлении провинциальных заказчиков следовать моде. Фасадный модерн в данном случае имел еще один исток. Он проявлялся не только во вновь выстроенных зданиях, но и в старых постройках, с которых уничтожался прежний декор и накладывался в соответствии с требованиями «нового стиля». До 1875 г. на этом месте стоял каменный двухэтажный дом. В 1859 г. дом и другие хозяйственные постройки купил В. С. Михалков. Он сдавал его в аренду, а в 1873 г. продал имение Рыбинскому уездному земству. Здание сломали, и в 1875 г. по проекту ярославского архитектора И. Ф. Яровицкого построили новое. Следил за строительством и исправлял некоторые его планы инженер-техник Я. А. Никифоров. В договоре было записано: «Здание вывести под кровлю не позднее 15 (27 — по новому стилю — прим. наше — А. М.) сентября 1875 г. За просрочку платить неустойку по 1 рублю с каждой тысячи кир-пича»2.
Рисуноки доступены в полной PDF версии.
Прошло 35 лет, дом потребовал ремонта. Земское собрание в сентябре 1910 г. постановило затратить от 40 до 50 тыс. руб. из не имеющего особого назначения аптечного капитала. В новом проекте предложено было все учреждения в здании расположить так, чтобы они могли функционировать совершенно самостоятельно, т. е. иметь свои входы и выходы, однако таким образом, чтобы по мере необходимости могли пользоваться общим залом.
Перестройкой Земского дома занималось товарищество строительных работ «Бр. Букетовы». Выполнялась перестройка по проекту ярославского архитектора Н. Ю. Лермонтова, была закончена в 1912 г. Следование моде изменило декоративные особенности здания, сохраняя при этом, если не старую планировку, то прежнюю тектонику. Первый этаж дома рустован. Стена уличного фасада второго этажа рустована небольшими участками. Окна второго этажа с полуциркульным завершением обрамлены наличниками. Современное цветовое решение фасада здания выполнено в соответствии с чертежом, выполненным Н. Ю. Лермонтовым в 1911 г.3 (рис. 8). Но ныне фасад окрашен в более яркие цвета, отличающиеся от цветового исполнения на старых чертежах, хотя для модерна и характерно использование ярких красок. В Рыбинске появляются здания, стиль которых можно определить как ретроспективный модерн (например, Рыбинск, бывшая Мышкинская, ныне ул. Герцена, 6). Как замечает М. В. Стовичек, «данный термин является оксюмороном, но в полной мере отражает суть называемого явления, так как здания, проходящие в этой номинации, совмещают в себе черты и ретроспективизма, и модерна»4. Причину этого явления следует искать в различии столичного и провинциального подходов к ретроспективизму. В столицах неоклассицизм воспринимался не как новый стиль, а как возвращение к старому усовершенствованному стилю на новом этапе развития архитектуры, что видно и из терминов, обозначающих это явление (неоклассицизм, ретроспективизм). В провинции модерн и ретроспективизм были восприняты равноправными новыми стилями, а не антиподами, каковыми являлись рассматриваемые стили в столицах.
Рисунок доступен в полной PDF версии.
Общие и специфические черты развития архитектурной среды городов Северного Верхневолжья Ярославля и Рыбинска четко прослеживается в соотношении противоположных тенденций традиции и новаторства и их доминирования в различные периоды социокультурного развития городов, вместе с тем обнажая сходства и различия в архитектурной среде этих городов. Период модерна предоставляет большую свободу выбора образа жизни, провозглашая новаторство, которое зачастую переплетается с традицией. В Рыбинске новаторство, к сожалению, проявляется лишь в новых декоративных элементах, часто переплетающихся с традиционными архитектурными элементами, хотя в декларациях модерн открыт всему новому. В отличие от Ярославля, где архитектура модерна под влиянием столичной моды вобрала в себя лучшие черты стиля, в Рыбинске новый стиль отразился лишь в решении декоративного убранства плоских фасадов зданий, хотя на этом фоне особенно следует отметить несохранившийся навес железнодорожного вокзала, в котором программа стиля модерн реализовалась наиболее полно. В отличие от Рыбинска наилучшим образом модерн нашел свое воплощение в Ярославле, где архитекторы не ограничивались поиском декоративных элементов, выполненных в стиле на фасаде здания, а шли дальше, воплощая идеи модерна в объеме. Модерн в Ярославле в отличие от Рыбинска проявился не столько в элементах, навешенных на фасад здания, а в форме, ассиметричной композиции выступающих и западающих объемов здания, в поиске новых образов, воплощенных в камне.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Стовичек М.В. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль): дис. ... канд. искусствоведения. Ярославль, 2001. С. 72—73.
2 Петухова Н. Город, который мы сохранили // Рыбинские известия. 2002. ¹ 69. 16 апр. С. 3.
3 См.: Архив Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: Н. Ю. Лермонтов. Чертеж к проекту перестройки здания Рыбинского земства. Фасад по Крестовой улице. 23.04.1911. Номера Рбм 7071; ДД-257.
4 Стовичек М.В. Архитектурная среда русской провинции ...
Поступила 24.08.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная