Е. Н. Кривенышева. Аксиология молодежного лидерства в регионе

Е. Н. КРИВЕНЫШЕВА

АКСИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА В РЕГИОНЕ

КРИВЕНЫШЕВА Елена Николаевна, аспирант кафедры философии для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: лидер; лидерские программы; молодежь; ценности; лагеря актива; тренинги; студенческое самоуправление; традиционные нравственные ориентиры; западные ценности; ценностный симбиоз

Key words: leader; leadership programmes; youth; valuables; camp of the active; trainings; students’ self-administration; traditional moral orientating points; Western valuables; axiological symbiosis.

В конце ХХ в. в России произошли глубинные трансформации, приведшие к смене политической системы, затронувшие экономическую и социальную структуры общества. В основе этих трансформаций лежит идея переосмысления ценностей. В качестве основного направления развития была выбрана модель демократического государства. Российский демократический транзит проходил «революционно», но «неэволюционно», что характерно для истории России ХХ в. «Сегодняшняя ситуация в России в каких-то чертах представляет инверсию того, что случилось после 1917 г. Большевики олицетворяли „железную когорту” людей, задумавших навсегда покончить с „плаксивой лирикой” доин-дустриального пейзажа и организовать общество по законам машины»1. Это же можно сказать о «младодемократах» начала 90-х гг. ХХ в.

Готовая модель демократического государства была скопирована с западных стран, где она успешно функционировала на протяжении длительного времени. Схемы взаимодействия государственных структур, социальных институтов в пос-леперестроечной России строились на основе принципов свободы и конкуренции — новых для России ценностей. Такая аксиология, огульно скопированная с западных стран, насаждалась и пропагандировалась как единственно возможная. Система оценок «хорошо — плохо» кардинально изменилась: то, что в советском государстве признавалось неоспоримым идеалом человека и общества (например, коллективизм), в современных условиях теряет прежнюю значимость, уступая место концепции индивидуального развития. Советское мировоззрение отрицалось, наполнялось негативным содержанием.

Искусственно сформированное мировоззрение ориентирует современного россиянина на высокую степень индивидуальной активности в противовес коллективной. Лидерство как явление, выделяющее личность из социального окружения, в этом случае становится приоритетным направлением в развитии общества — стержнем воспитательной концепции молодежи. Феномен копируется с западных аналогов, ставит под сомнение традиционные для России формы предводительства и формального руководства. Он создает благоприятные предпосылки для освоения новых ценностных установок, ускоряет процесс адаптации, создает возможности для социально-активных программ поведения. Молодежь в этом случае выступает удобной площадкой реализации таких установок, а также лакмусовой бумажкой эффективности реформ в стране. Поэтому воспитание активной жизненной позиции у подрастающего поколения (тождественной в западной терминологии лидерской позиции) — основного признака демократического общества — представляет собой одно из основных направлений молодежной политики страны.

Лидерскими программами в Мордовии занимаются государственные структуры (Комитет по молодежной политике РМ, Мордовский республиканский молодежный центр) и общественные объединения (СГОО «Союз студентов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева», МРДЮОД «Истоки» и т. д.).

Самыми распространенными механизмами в реализации лидерских программ являются тренинги, мастер-классы, семинары; лагеря актива; система молодежного (студенческого) самоуправления.

Примером использования первого механизма могут стать школа вожатского мастерства (СГМОО «Содружество педагогических отрядов») или Малая академия государственного управления (Мордовский государственный университет). Их основной целью являются углубленное изучение и приобретение профессиональных навыков в отдельной области применения лидерского потенциала. Этот вид работы с молодежью рассчитан на постоянство и систематичность. Как правило, семинары и мастер-классы входят в единую программу подготовки, предполагающую несколько ступеней и итоговую аттестацию. В школе вожатского мастерства существуют три ступени обучения: первая ступень — для студентов, не имеющих опыта работы с детскими коллективами; вторая ступень — для опытных вожатых; третья ступень — для методистов и руководителей педагогических отрядов. Обучение в этой школе завершается выдачей сертификатов государственного образца. Образовательная деятельность в Малой академии государственного управления структурируется по блокам: теория, практика, научные исследования. Курс обучения — один год. Слушателю, полностью освоившему образовательную программу Малой академии и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается документ (сертификат, удостоверение, свидетельство), подтверждающий освоение дополнительной образовательной программы. Успешно прошедшие курс подготовки будут зачисляться в кадровый резерв государственной службы ПФО2.

Лагеря актива — самый распространенный механизм реализации лидерских программ в регионах. В Мордовии есть несколько видов лагерей актива: городской и республиканский лагерь творческого актива, детский и молодежный лагерь «Летние зори», межрегиональный лагерь молодежного актива «Созидание», лагерь актива Мордовского государственного университета «Огаревец» и др. Целевая группа дифференцирована как возрастными особенностями участников, так и профильной ориентацией (например, интеллектуальная, сельская или студенческая молодежь), но форма и структура лагерей схожи между собой. Это трех-четырехдневные выездные мероприятия, чередующие обучающий и игровой блоки. Содержательная часть лагеря актива определяется в зависимости от современных приоритетов работы с целевой категорией молодежи. Так, в качестве цели лагеря актива «Созидание — 2007» заявлялось закрепление молодых специалистов на селе. Программа лагеря включала лекции и мастер-классы о кредитных и бюджетных отношениях в республике и других регионах России, о создании сельхозкооператива и возможностях получения кредита в рамках национального проекта; ролевые, деловые игры, круглые столы, мобилизующие активные формы проявления гражданской позиции3.

Молодежное самоуправление — это система, ориентированная на приобретение лидерского опыта через практику руководства реально действующими структурами. В Мордовском государственном университете она представлена системой студенческого самоуправления. Это структура менеджмента внеучебной деятельности вуза. Студенты исполняют роль субъектов и объектов управленческих действий. Приоритетность развития этого направления активности обусловливается выдвинутой Министерством образования и науки РФ и Федеральным агентством по образованию проблемой развития альтернативной комсомольской системе воспитательной работы в вузе, которая способствовала бы формированию личности, адекватной современным требованиям общества. «Важнейшей задачей университета является создание оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих личности самореализоваться, ценностно самоопределиться в процессе обучения и развить мотивацию достижения как механизм восхождения личности к ценностям общества, к вершинам собственного профессионального роста, жизненному успеху»4. Проблема развития лидерских качеств молодежи определила значимость создания органов студенческого самоуправления в вузах России.

Система студенческого самоуправления, по данным Министерства образования и науки РФ, представлена в 90 вузах России5. Этот опыт аккумулирует проект «Студенческое самоуправление» ООО «Российский Союз Молодежи». В Мордовском государственном университете система самоуправления представлена студенческим советом университета, факультетов/институтов и общежитий. Каждый совет структурирован на секторы, отвечающие за отдельное направление работы: учебный, научный, информационно-аналитический, культурно-массовый, социально-экономический, спортивный. Выстроена вертикальная иерархия подчинения органов самоуправления, что обеспечивает согласованность и последовательность их действий. Очевидно, что студенты, занятые в системе самоуправления, развивают навыки планирования, организации деятельности и анализа результатов, способны привлекать дополнительные силы и ресурсы — основные навыки профессионального менеджера.

Успешно самореализующаяся личность, ориентированная на профессиональный успех, а также являющаяся целеустремленной и имеющая четко выраженную активную жизненную позицию, стала идеалом современного молодого гражданина России. Широкое развитие лидерских программ в стране (в частности, в Мордовии) ориентировано на «тиражирование» этого феномена. Но проблема заключена в слепой экстраполяции и излишней популяризации образа лидера в среде российской молодежи. Используемые дефиниции этого феномена не отвечают традиционным требованиям, предъявляемым к отечественным неформальным и формальным руководителям, лидерам. В связи с этим возникают не только этимологические противоречия, но и несогласованность ценностных установок современного российского лидерства.

Этимологическое противоречие заключено в многосубъ-ектности и вариативности методов работы с молодежью, отсутствии единой стратегии развития лидерских качеств. Характеристики целевых групп лидерских программ разнятся в зависимости от специфики мероприятия. Так, в региональном туре Всероссийского конкурса «Лидер XXI века», проводимого Мордовским республиканским молодежным центром, могут принимать участие «творчески работающие лидеры и руководители детского и молодежного общественного движения»6, а в лагерях актива — творчески активная молодежь. В первом случае статус лидера подтверждается формальным положением руководителя организации, во втором — используется феномен социальной активности, который шире, чем лидерство (лидер — всегда социально активная личность, но необязательно наоборот).

Отсутствие однозначного понимания лидерства расширяет этимологические границы феномена. Сегодня под термином «лидер» понимается и конкурентно способный специалист, и руководитель или участник общественного движения, и ученый с большим научным потенциалом, и активный гражданин. Сфера использования термина определяется целями лидерских программ. Они колеблются от обобщающих формулировок, не подразумевающих конкретную сферу реализации, до узко практических. К первым можно отнести «подготовку через образовательно-практическую деятельность в авторитетной среде лидеров из числа студентов… с устойчивыми морально-этическими и нравственными качествами, ответственностью, устойчивой гражданской позицией» (одна из целей Малой академии государственного управления)7; пример частных целей — «формирование и развитие кадрового резерва Студенческого совета Мордовского государственного университета» (лагерь-семинар «Лидер студенческого самоуправления», Мордовский государственный университет, СГОО «Союз студентов МГУ им. Н. П. Огарева»).

Тенденция к поливариантности феномена лидерства в полной мере соответствует зарубежной концепции, подразумевающей многофункциональность лидерской позиции. Происходит искусственное насаждение западных форм лидерства на российскую действительность. Традиционные формы (предводительство, руководство) отвергаются как проявление старой культуры. Формируется лояльность российской воспитательной доктрины к западной аксиологии. Но традиционные нравственные ориентиры, глубоко интегрированные в мировоззрение российского общества, на сегодняшний момент не могут быть полностью заменены ею в силу объективности процесса усвоения инноваций. В результате молодежное лидерство России развивается в рамках своеобразного ценностного симбиоза: западные демократические приоритеты целенаправленно адаптируются на российской почве, подвергаясь свободному воздействию устоявшихся традиций.

В 2005 г. в Мордовском государственном университете нами проведено исследование мотивационных и ценностных установок лидеров студенческого самоуправления. Анализ результатов исследования показал это противоречие. Изначальные посылки к участию молодого человека в системе студенческого самоуправления и качества, отвечающие требованиям эффективности лидера, сформированы в условиях западного влияния. Студенты стремятся к власти, исходя из личных амбиций. «Стремление к властным позициям» (28 %) и «собственный интерес» (42 %) — самые популярные ответы на вопрос о мотивах, которые говорят об индивидуализации ценностей современного молодого человека.

Такая самоидентификация членов студенческого совета в полной мере вписывается в западную теорию, обособляющую лидера, акцентирующую внимание на его собственные предпочтения. Однако нельзя в полном объеме переносить западные критерии оценки этого феномена на российского студенческого лидера. В ответах респондентов прослеживаются черты коллективизма. Апелляция к общественному мнению при ответе на вопрос о личных достоинствах («об этом должны судить другие» — 23 %) и обобщенности мышления («все мои качества являются моими достоинствами» — 17 %) свидетельствует о преемственности отечественных лидерских традиций не только в оценке лидерства как социального явления, но и в практикуемых механизмах управления. Подтверждает этот вывод то, что 93 % опрошенных склонны при принятии решений советоваться с коллективом (из них в этом случае 35 % всегда оставляют последнее слово за собой, а 58 % соглашаются с наиболее здравыми суждениями в группе).

Часть студенческих лидеров склонна к авторитарности в принятии решений. 15 % опрошенных в решениях принимают позицию своего руководителя. Строгая вертикаль власти воспитывает жесткое подчинение вышестоящим. Она, следуя принципу самосохранения, защищает систему от внешних воздействий. Вертикальная жесткость в этом случае есть не что иное, как проявление авторитаризма. Студенческие лидеры проявляют его, в том числе в использовании возможностей деканата и преподавателей вуза при решении вопросов самоорганизации учащегося коллектива, что в корне противоречит западному, но продолжает традиции отечественного лидерства.

Выявленная тенденция авторитаризма не является главенствующей в массовом сознании молодежи. Переходный характер социально-экономических и политических процессов проявился и в колебании маятника ценностного сознания студента. Основная масса опрошенных молодых людей (85 %) в своих управленческих решениях руководствуется особенностями ситуации. Например, при ответе на вопрос «Как привлечь студентов к участию в общегородском субботнике?» члены студенческого совета выбирают не демократический принцип убеждения, а директивный — обязать. 44 % выбрали формулировки «подготовить распоряжение деканата об обязательном участии студентов в субботнике», 38 % — «договориться с преподавателем об освобождении от занятий (зачете) студентов, участвующих в субботнике». Варианты, требующие использования убеждающих (демократических) методов, менее популярны у представителей студенческого самоуправления (9 %). В данном случае они являются неэффективными и потенциально проигрышными по сравнению с другими.

Такое ситуационное поведение далеко от ситуативности западного лидера, предполагающее смену руководителя социальной группы в зависимости от внешних показателей. В среде российского студенчества это проявляется как вариации моделей поведения при сохранении субъекта действий. Позиция лидера не подвергается сомнению, ее прочность поддерживается традиционной авторитетностью власти. Но молодежь в силу психологических особенностей возраста не может не реагировать на требования нового общественного строя. Осваивая демократические инновации и в то же время сохраняя ментальные приоритеты, молодые лидеры в поиске вариантов поведения адаптируются к новым условиям, в русле которых развивается страна.

Современное молодежное лидерство в России развивается в русле своего рода ценностного симбиоза, объединяющего западную и традиционную российскую аксиологию. Интеграция диаметральных противоположностей вписывается в общую антиномичность русского характера, варьирующего между двумя крайностями (бунтарской свободой и рабским подчинением, декларированным равенством и элитарными привилегиями и т. д.). В сложившихся условиях это особенно актуально. Лидер, реагирующий на социальные, политические и экономические инновации, обязан лояльно относиться к сопутствующей аксиологии и транслировать ее общественности. С другой стороны, традиции развития отечественного лидерства настолько сильны (основные принципы формировались в течение двадцати столетий), что продолжают оказывать влияние на ценностное самоопределение. Подобная дихотомия проявляется в отношении молодежного лидерства как тиражирование его западного понимания, тождественного гражданской активности, возможности обучения лидерству, и признание эффективности авторитарных методов воздействия. Одновременное существование двух сфер ценностей,

их параллельная значимость определяют уникальность современного отечественного лидерства. Оно развивается по собственным законам и принципам, не становясь преемником западной культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Панарин А. С. Философия политики: учеб. пособие для политических факультетов и гуманитарных вузов. М.: Новая школа, 1996. С. 51.

2 См.: На базе МГУ откроется МАГУ. URL: http://www.mrsu.ru/adv_458. html (дата обращения: 30.11.2007); Положение о Малой академии государственного управления (МАГУ). URL: http://www.magu.unn.ru/official.htm (дата обращения: 07.12.2007).

3 См.: Открылся лагерь актива для молодых специалистов республики «Созидание — 2007». URL: http://www.saransk-online.ru/news/print.asp?-news=22056 (дата обращения: 30.11.2007).

4 Сальков А.В. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета // Вестн. ОГУ. 2002. ¹ 2. С. 118.

5 См.: Студенческое самоуправление. URL: http://www.studorg.ru (дата обращения: 11.12.2007).

6 См.: Положение о Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века». М.: ЭНАС, 2005. 25 с.

7 См.: Положение о Малой академии государственного управления ...

Поступила 02.10.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная