Ю. В. Глухов. Роль маркетинговой службы в работе сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива

Ю. В. Глухов

Роль маркетинговой службы в работе сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива

аспирант кафедры государственного и муниципального управления Мордовского государственного университета

В отличие от других стран в сельском хозяйстве России существенное развитие получила горизонтальная кооперация, что нельзя сказать о вертикальной, которая развивается медленно. В результате товаропроизводители, оставаясь поставщиками сельскохозяйственного сырья, независимо от форм собственности и хозяйствования, несут большие потери (30—40 % прибыли от суммы реализации готового продукта, которая оседает у перерабатывающих и снабженческих предприятий, многочисленных посредников, в транспортных организациях, оптовой и розничной торговле).

За последние несколько лет разработаны специальные правительственные программы развития сельскохозяйственной кооперации, предусматривающие широкую гамму мероприятий по созданию правовых, организационных и экономических условий для развития кооперативов именно вертикального типа и их государственной поддержки. В результате реализации этих программ в Мордовии в 2010 г. было создано порядка 260 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 213 — это снабженческо-сбытовые (СПССК). Предпочтение СПССК отдано неслучайно. Эти кооперативы позволяют решить ряд проблем, с которыми сталкиваются сельхозтоваропроизводители: сбыт и реализация продукции; поставки ГСМ, семян, удобрений; транспортные услуги и др. Создание СПССК может обеспечить гарантию востребованности продукции каждого предприятия, правильную организацию налогообложения, условия привлечения инвестиций.

Создание СПССК позволит использовать ряд преимуществ интегрированного предприятия: повысить отдачу от уже имеющихся средств за счет улучшения управления предприятием; стабилизировать экономику предприятий за счет сближения интересов товаропроизводителей, перерабатывающих и торговых структур; расширить возможности регулирования уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и отпускной цены на конечную продукцию; централизовать финансовые средства и инвестировать их в наиболее узкие места; стабилизировать хозяйственные связи за счет повышения надежности и упрочения взаиморасчетов по предприятиям, связанным в технологическую цепочку; добиться денежной стабильности и противодействовать инфляционным процессам.

Рисунок  доступен в полной PDF - версии журнала.

В составе общего управления кооператива перспективной организационной структуры СПССК, представленной на рисунке, наряду с администрацией, финансово-расчетным центром и юридической службой должно существовать управление маркетинговой службы. Несмотря на то, что в настоящее время среднее по размерам российское сельскохозяйственное предприятие не может позволить себе организовать и содержать такое подразделение, его необходимость в условиях рыночных отношений очевидна. Например, при формировании рынка сбыта продукции предприятия, на которых отсутствует маркетинговая служба, несут значительные потери при бартерных сделках и обращении к посредникам. Наличие такой службы позволит минимизировать подобные потери. Также централизованная служба маркетинга СПССК будет решать значительную часть снабженческо-сбытовых проблем его участников. Одновременно она способна выполнять функции уполномоченного государством заказчика и поставщика продовольствия в федеральный и региональный фонды.

Действуя как рыночный агент, СПССК должен быть заинтересован в обеспечении эффективного комплекса агромаркетинга, основными функциями которого являются сбор, хранение, анализ информации и прогнозирование конъюнктуры и тенденций развития основных показателей продовольственных и других рынков, на которых работают сельскохозяйственные товаропроизводители; поиск оптовых и розничных торговых партнеров, торговое представительство и формирование пакетов соглашений и договоров для обеспечения сбыта продукции и услуг сельхозпроизводителей; мониторинг конкурентной ситуации, положения аграрных товаропроизводителей, содействие в разработке и осуществлении стратегий обеспечения конкурентных преимуществ по товарам и услугам, производимым в районе; мониторинг инновационных решений и проектов для внедрения, поиск бюджетных и внебюджетных источников финансирования; разработка бизнес-планов, планов по маркетингу сельскохозяйственной продукции, их поддержка и исполнение, оценка и снижение рисков, увеличение прибыли.

Наличие маркетинговой службы в структуре СПССК и реализация вышеперечисленных функций создадут дополнительные условия для эффективного функционирования широкой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что обеспечит повышение доходов и занятости их членов, особенно мелких и средних сельхозтоваропроизводителей.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная