Н. С. Кулешова. Дети как человеческий капитал общества

Н. С. КУЛЕШОВА

ДЕТИ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА

КУЛЕШОВА Наталья Сергеевна, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Московского государственного университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: детство, ребенок, человеческий капитал, общество риска, социализация, социальный институт

Key words: childhood, child, human capital, risk society, sociolisation, social institution

Детство как социальный институт общества и сами дети как объекты научного анализа стали предметами исследования в социально-гуманитарном знании сравнительно недавно, примерно в середине XIX в. Естественно, и до этого времени существовало немало трудов, в той или иной степени рассматривающих детство как особый мир бытия человека, его вначале преимущественно природные, а позже и социокультурные основы. В конце XX — начале XXI в. исследование феномена детства как особого социального института приобрело практическую актуальность. В настоящее время можно считать детство одной из глобальных проблем современности, потому что решение каждой из них в той или иной степени зависит от понимания особенностей детства в современном мире. Именно в этот период, когда население Земли превысило 6 млрд чел., демографы сделали вывод о том, что рост численности населения мира происходит не за счет рождаемости, как это было на протяжении многих веков, а за счет постоянного и массового увеличения продолжительности жизни населения. Если в 1980 г. дети с рождения и до 4-х лет составляли примерно 600 млн чел. в совокупном населении Земли, а людей старше 65 лет было чуть больше 200 млн чел., то с 2005 г. начинается снижение общей численности детей в самом младшем возрасте, в то время как численность старших возрастов достигла 600 млн чел. и будет неуклонно увеличиваться.

Работники отдела народонаселения Секретариата ООН, анализирующие исследования в области демографии и защиты семьи, отмечают, что в мире происходит значительное изменение общего уровня рождаемости. Известно, что для простого воспроизводства народонаселения, т. е. сохранения его общей численности, необходимо рождение в каждом поколении не менее 2,5 ребенка на каждую женщину. В настоящее время среди высокоразвитых стран мира этот уровень воспроизводства характерен только для США, а в странах Западной Европы он ниже 2,1, причем в таких странах, как Япония, Германия и Италия, этот показатель ниже 1,5. Это позволило П. Дж. Бьюкенену дать название своей работе «Смерть Запада»1.

Для современной России характерна начавшаяся с 1992 г. депопуляция страны, которую Н. М. Римашевская назвала «русский крест»2. Преобладание смертности над рождаемостью обусловлено не только кризисными процессами, но и объективным движением возрастных когорт, которое нельзя отменить ни правовыми нормами, ни социальными поощрениями.

Наметившееся в последние годы увеличение рождаемости в России та же Н. М. Римашевская назвала «привет из 80-х гг.», характеризовавшихся «бумом рождений». Дети тех лет достигли репродуктивного возраста. Однако с начала 90-х гг. XX в. происходило существенное уменьшение рождаемости, когорты репродуктивного возраста становятся все малочисленнее. Поэтому российские исследователи прогнозируют дальнейшее сокращение народонаселения страны, аналогичное высокоразвитым странам мира3.

Последние десятилетия показали беспочвенность доводов демографов-алармистов о том, что бурный и неконтролируемый рост населения Земли приведет к перенаселенности планеты и гибели всех современных цивилизаций. Практика убедительно показывает, что современное народонаселение планеты увеличивается не по природным, а социокультурным законам. На место многовековой ценности многодетной семьи, характерной для любого традиционного общества, для большинства народов мира приходит ценность мало-детной семьи.

Переход к этим принципиально новым ценностям современного бытия человека был обусловлен рядом объективных причин: включение всех стран и континентов в глобальные процессы; масштабная урбанизация Земли, так как уже половина населения планеты живет в городской среде, и более трети населения — это внутренние или внешние мигранты; постоянное увеличение вовлеченности женщин в работу по найму, что не способствует сохранению традиционных ценностей крепкой семьи и ее многодетности; целевая установка современных СМИ на пропаганду ценностей общества потребления, которая ориентирует население на престижное обладание и другие ценности бытия.

Современные исследователи народонаселения планеты делают акцент не на росте общей численности населения Земли, а на его качестве.

П. Бурдье, анализируя проблематику современного человека, показывает, что процесс его становления может быть рассмотрен как итоговая сумма четырех основных капиталов: экономический капитал (материальные ресурсы, деньги, товары); культурный капитал, включающий не только уровень образования человека, но и авторитетность полученных дипломов и аттестатов; социальный капитал (каждый человек принадлежит какому-то классу, социальной группе, имеет определенные властные и жизненные шансы, и именно социальный капитал является атрибутивным признаком современного человека, основой всех существующих социальных отношений и структур современного общества); символический капитал, основу которого составляют престиж и репутация человека, его авторитет и популярность в обществе4.

Следует отметить, что неустойчивость характерна не только для России, но и всего современного человечества, живущего в обществе риска. Отличительной чертой этого общества является то, что все происходящие в нем социокультурные процессы осуществляются хаотически, имеют ярко выраженный нелинейный и вероятностный характер, а быстрые темпы изменений в социальных институтах и учреждениях общества, как изменения самой социальной структуры, особенно разнонаправленность происходящих в обществе массовых процессов, делают процесс формирования человека достаточно длительным и непредсказуемым5. Эти неравномерности и общая нестабильность существенным образом влияют на первичную социализацию российских детей.

По данным официальной статистики, за последнее десятилетие в России существенно сократилось общее число детей, сейчас их в стране 27,6 млн чел. Это на 10 млн чел. меньше, чем во время перестройки, распада СССР и становления РФ. Вместе с тем за эти же годы по сравнению с предыдущими периодами существенно увеличилось число детей, которые относятся к социальным сиротам (по данным комиссии Государственной Думы их в стране сейчас не менее 720 тыс. чел.). Удручает высокая численность детей-инвалидов (свыше 650 тыс. чел.), что составляет не менее 1,8 % от общей численности детей в стране.

Урбанизационные процессы советского периода развиваются и в современной России. Неконтролируемый рост численности населения городов за счет внутренних и внешних мигрантов, особенно в условиях кризисного состояния общества, порождает ряд негативных социальных процессов: рост маргинализации населения, нестабильность, малодетность семьи, усиление девиантного и делинквентного поведения детей и подростков, алкоголизация и наркотизация населения, вспышки социальных болезней (туберкулез, гепатит, педикулез), склонность к агрессивному поведению.

В таких социокультурных обстоятельствах у большинства населения существенно угасает (порой полностью пропадает) общечеловеческая потребность иметь детей, увеличивается количество разводов, абортов и т. п.

Экономический капитал среднестатистического современного российского ребенка незначителен, хотя бы потому, что институт частной собственности в стране складывался не из традиционного наследственного капитала, в основе которого лежала жизнь и деятельность двух-трех поколений, а из процессов приватизации экономических богатств страны, особенно монополизации ее природных богатств и последующей ваучеризации страны. В результате этих процессов возник и функционирует частный капитал сравнительно небольшой группы магнатов-миллиардеров. У большинства россиян нет каких бы то ни было значимых ресурсов, товаров или денежных капиталов. Прогнозы и социальные ожидания относительно роста среднего класса российского общества, который должен был стать основой нового строя, все еще не подтвердились практикой.

В соответствии с федеральными и местными законами при рождении ребенка родители единовременно получают определенную сумму денежного вознаграждения, а затем и постоянную (в течение определенного срока) социальную помощь. Особо следует подчеркнуть значение материнского капитала, который, по мысли создателей этого закона, может лечь или в основу первоначального взноса будущей ипотеки ребенка (что весьма сомнительно при существующих ценах на жилье), или пригодиться для оплаты его будущего высшего образования, что также не менее проблематично. В этом смысле материнский капитал (на второго и последующих детей) является своеобразным символом, подчеркивающим, что современному российскому государству важен каждый новорожденный россиянин, особенно тогда, когда он не один. Для специалистов по проблемам народонаселения очевидно, что это будут или дети в религиозно-настроенной семье (независимо от конфессии родителей), или, что также весьма очевидно, дети в социально неблагополучных семьях. Родители таких детей злоупотребляют детскими пособиями.

Проблема культурного компонента особенно заинтересовала представителей критически настроенной группы философов постмодерна, которые, анализируя существование людей в современном западном обществе потребления, неоднократно подчеркивали, что в мире потребления человека интересуют не сами вещи, предметы или процессы, а их символы или симулякры, с помощью которых человек демонстрирует свою принадлежность к обществу потребления. Жизнь в обществе потребления заставляет человека быть на должной высоте, а обладание дипломом престижного учебного заведения играет роль такого значимого символа или знака. Это симулякр, который с успехом может заменить реальные знания6.

Само понятие «культурный капитал» подчеркивает, что каждый человек с самого раннего возраста адаптируется в культуре. Нормами культуры и стандартами поведения ребенок овладевает уже в процессе первичной социализации (сначала в семье, а затем в среде ближайшего социального окружения). В современном мире ребенок овладевает нормами культуры определенного типа и с помощью массовых коммуникаций, особенно посредством телевидения.

Однако при нарушении процесса преемственности культуры от поколения к поколению, что всегда происходит в период радикальных трансформаций общества, русские культурные традиции, вплоть до языковых норм, могут быть утрачены в течение жизни двух-трех поколений. Нельзя забывать о том, что культурный капитал ребенка формируется и в системе народного образования. В России она включает сеть дошкольных, школьных и других учебных заведений (от ПТУ до университетов и академий). Приобщение к знаниям через систему народного образования существенно увеличивает шансы молодого человека, впервые оказавшегося на рынке труда.

З. Бауман утверждает, что в современном мире знание — это основа не только для свободы доступа к жизненным ресурсам, но и для возможности их выбора. Именно знание, а не деньги, власть и влияние, которые были жизненными ориентирами эпохи модерна, становится одним из основных источников и реального богатства, и не менее реальных конфликтов не только между людьми, но и между народами и государствами. Научить ребенка учиться, сформировать у него потребность в получении нового знания, потребность в самоактуализации своего творческого потенциала — весьма важная задача, стоящая перед современным человечеством7.

Сегодня в России у старших поколений сохранилась высокая оценка знания, поэтому они из года в год, несмотря на разные привходящие негативные обстоятельства, делают все от них зависящее, чтобы дети, окончив среднюю школу, продолжали получать дальнейшее образование. В настоящее время в РФ на каждые 10 тыс. чел. населения приходятся 279 студентов. Это высокая цифра и ей можно было бы гордиться, если бы коммерциализация образования и переориентация большинства вузов в сервисно-коммерческие учреждения не породили бы негативные «социальные технологии» современного обучения, которые предполагают грубую фальсификацию образования, погоню за престижными или модными дипломами, симулякрами.

Социальный капитал — это атрибутивный признак человека, исходная точка при отсчете жизненного пути каждого человека. В современной социологии достаточно подробно рассмотрены вопросы социальных статусов и социальных ролей, показана эта проблематика в условиях существования зарытых и открытых обществ, при тоталитаризме и в странах с развитой либеральной идеологией.

В условиях современной России с ее переходным типом общества, высокими социальными рисками социальный капитал человека значит существенно больше, чем в странах с развитой либеральной демократией. Социальный капитал современного россиянина зависит от социальной, этнической, региональной и даже конфессиональной принадлежности человека, а также от типа и формы семьи, которая особенно значима для первичной социализации ребенка.

Характерными особенностями современной российской семьи являются ее нестабильность и малодетность в условиях сравнительно низкого достатка. Это формирует типичные социокультурные характеристики многих современных молодых россиян, например, завышенную самооценку единственного, а потому и очень любимого ребенка, его иждивенчество, высокую агрессивность и нежелание подчиняться принятым нормам поведения, семейным и этнокультурным традициям. Именно в период первичной социализации в семье устанавливаются правила поведения и те фиксированные установки, которые формируют жизненную траекторию и индивидуально-личностную, уникальную судьбу человека.

Развитый социальный капитал дает существенные преимущества человеку в достижении жизненных целей, карьере, доступе к информации, защите и приумножении своего имущества. Именно социальный капитал можно определить как основу современного либерального общества. Вместе с тем формирование и развитие социального капитала индивида определяется не только обществом, но и ежедневной самостоятельной работой человека, его собственными волевыми усилиями.

Индивидуальная работа человека, стремящегося добиться определенных целей, достичь конкретных социально значимых символов, иметь в обществе социальный престиж, завоевать авторитет, пользоваться уважением окружающих, заслужить высокую репутацию и популярность, в итоге способствует становлению его символического капитала. При этом человек не только повышает свой символический капитал, но и одновременно изменяет и увеличивает другие имеющиеся у него капиталы.

Символический капитал человека формируется в процессе общения с другими людьми, в его коммуникативной деятельности, потому что только в общении с себе подобными человек учится уважать других людей, разделять их взгляды, слышать и понимать самого себя и других.

Детство в современной России амбивалентно и дихотомич-но, как и вся этносоциокультурная практика современного российского общества. Как особый социальный институт оно характеризуется переходным состоянием, уходящим от представлений о ценности детства в традиционном обществе к пониманию детства как основы социального капитала современного общества и человека. Дети по ряду показателей (здоровье, образование, достаток, межличностные коммуникации) являются особой экстраординарной группой риска в совокупном населении страны.

Парадоксальность положения ребенка в современной России проявляется в ряде новейших социально значимых тенденций при минимальной рождаемости в РФ, аналогичной странам Западной Европы. В России все еще сохраняется высокая детская смертность (от новорожденных до года), что сопоставимо с этими же цифрами в странах Африки и Азии. Медики отмечают растущее неудовлетворительное состояние здоровья новорожденных (до 32 % из них появляются на свет с врожденной патологией, вплоть до инвалидности). На фоне общей малодетности семьи РФ существует огромное число социальных сирот, и в роддомах увеличивается число «отказных» детей. Детей из года в год становится меньше по численности, а девиантное и делинквентное поведение детей растет (алкоголизация, наркотизация, токсикомания и табакокурение широко представлены в детском возрасте практически во всех субъектах РФ). Реализация принципов либеральной идеологии в образовании существенно увеличила число детей, не получающих образование, и в то же время способствовала росту числа студентов, при этом половина из них получает образование на коммерческой основе безотносительно к запросам современного рынка труда. Дети являются главными жертвами общества потребления, а деятельность современных СМИ, связанная с безудержной рекламой и пропагандой изобилия, находится в прямом противоречии с реальной жизнью большинства детей современной России.

Таким образом, воспитание, образование и обучение детей — главная цель всех современных государств, стремящихся к сохранению и увеличению своего населения и, следовательно, своему существованию. Эффективное решение этой задачи возможно только на основе современного междисциплинарного подхода к анализу такого значимого социокультурного феномена, как ребенок, который является основой и единственным залогом существования человечества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. СПб.: Terra Fantastica, 2003. 443 с.

2 См.: Римашевская Н.М. Русский крест // Природа. 1997. № 5.

3 См.: Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические

процессы в России в XXI веке. М.: МГУ, 2002. С. 102.

4 См.: Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Альм. THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 2.

5 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 381 с.

6 См.: Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-е Урал. ун-та, 2000. 319 с.

7 См.: Bauman Z. Individualized Society. Cambridge: Polity Press, 2001.

Поступила 22.04.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная