А. С. Палибина. Значимость православных ценностей для современной российской семьи

А. С. ПАЛИБИНА

ЗНАЧИМОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ

ПАЛИБИНА Александра Сергеевна, соискатель кафедры социальной работы Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: семья, ценность, религиозная ситуация, воцерковленность, верующие, социальный институт, православие, религия, православная церковь

Key words: family, valuable, religious situation, churching, believers, social institution, Orthodoxy, religion, Orthodox Church

Каждый человек живет в системе определенных ценностей, призванных удовлетворять его основные потребности. Ценности отдельной личности составляют систему ее ценностных ориентаций, под которой, как правило, понимается совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Определенная система ценностных ориентаций выступает регулятором поведения конкретного индивида, служит критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация. В системе общепринятых ценностей семейные ценности занимают важное место.

Семья — один из важнейших феноменов, сопровождающих человека в течение всей его жизни. Любые семейные ценности уникальны, каждый член семьи имеет собственные взгляды на окружающую его действительность. Православная церковь называет семью «малой церковью», «единым организмом, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви»1. Семейная жизнь является религиозно-нравственным установлением, члены которого имеют нравственные обязательства и ответственность. Потребность изучения значимости православных ценностей для современной российской семьи вызвана необходимостью детального анализа роли православной религии в формировании семейных отношений.

В ходе трансформации российского общества произошла реконструкция религиозных отношений в общей системе социальных отношений. После семидесятилетнего забвения православная церковь как социальный институт вернула себе субъектный статус в общественной жизни. Традиционные конфессии активно участвуют в социокультурном, социально-политическом развитии российского общества, в том числе играют важную роль в брачно-семейных отношениях. Сегодня российская семья находится в состоянии кризиса, невольно став участницей изменений в стране. Исторически сложилось так, что в России православие являлось формирующим звеном в российской семье: традиции и обряды так или иначе изначально были подчинены религиозным канонам.

Весной — осенью 2008 г. нами совместно с кафедрой социальной работы Мордовского государственного университета было проведено социологическое исследование в городской и сельской местности Мордовии. Задачами исследования были изучение состояния православной религиозности населения республики, выявление соотношения православных и семейных ценностей и значимости православных ценностей для современной российской семьи в городе и селе.

По данным исследования, православными себя признали 63,3 % (13,5 % мужчин и 21 % женщин в городе; 11 % мужчин и 17,8 % женщин в сельской местности); неверующими — 23,5 % (11,4 и 5,1 % в городе; 5 и 2 % в сельской местности); затруднились с ответом 13,2 % (4,6 и 3,4 % в городе; 4,5 и 0,7 % в сельской местности). Эти данные практически полностью совпадают с результатами общероссийских исследований 2004—2006 гг., поэтому можно утверждать, что процесс изменения религиозности населения страны стабилизировался. Следовательно, больших изменений при стабильном развитии общества ожидать не стоит.

Для подробного и достоверного анализа полученных данных важно выделить пять признаков (индексов), характерных для образа жизни православного человека: «выполняемые обряды», «частота посещения храмов», «соблюдение постов», «регулярность чтения текстов и книг, рекомендованных церковью», «знание текстов молитв»2. Можно утверждать, что если эти признаки явно выражены в образе жизни человека, то осуществляется процесс приобщения его к православной церкви (воцерковление).

Первый и важный признак (он является условием для ряда других признаков) — выполняемые обряды. Как правило, истинно православный человек должен выполнять все обряды церкви. Например, еще на Руси рождение ребенка было связано со многими приметами, но не меньше их было приурочено ко «вторым родинам» — крещению. Сегодняшние реалии таковы, что многие из респондентов приняли крещение в сознательном возрасте. Это наиболее ценно, так как они приняли первое таинство «не только сердцем, но и разумом».

Сегодня можно говорить об увеличении процентного числа верующих (по сравнению с серединой 90-х гг. ХХ в.), выполняющих обряды крещения, венчания, причастия, а также посещающих церковные службы и принимающих участие в церковных праздниках. При этом соотношение между мужчинами и женщинами составляет 1:1,5 в пользу последних. Такое распределение наблюдается в городе и сельской местности и объясняется несколькими причинами. Во-первых, после длительной невозможности участвовать в исполнении общецерковных обрядов верующие с максимальной отдачей стали соблюдать их. Во-вторых, не последнюю роль играет пример кого-либо из сомневающихся. Таким примером могут быть родственники, друзья, известные личности, которым хочется подрожать. В-третьих, верующие до 30 лет получили возможность быть причастными к Русской православной церкви и ее обрядам еще в детстве и юношестве. В-четвертых, значительна пропаганда православного образа жизни в СМИ.

К обряду венчания верующие подходят с большей ответственностью. В Русской православной церкви сложилась разумная практика венчать лишь тех лиц, гражданский брак которых уже зарегистрирован. Венчание не может совершаться в любое время года и суток. Однако венчание в день, когда это запрещено церковным уставом, не делает таинство недействительным независимо от того, имело ли допущенное нарушение серьезную причину или нет. В венчании заключена традиция церковного осмысления основ семейной жизни.

Второй важный признак — частота посещения храмов. Согласно апостольскому правилу, посещение храма должно осуществляться каждое воскресенье и во все великие праздники. Если человек пропустил без уважительной причины три воскресные службы подряд, то это значит, что он отошел от Русской православной церкви. Апостольские правила существуют и сегодня, но современный человек не в состоянии по многим причинам посещать храм еженедельно. Поэтому церковь относится к этому терпимо. Результаты ответов на вопрос относительно частоты посещения храмов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Частота посещения храмов, %

Частота посещения церквей, монастырей и т. д.

Город

Сельская местность

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Нерегулярно, не каждый год

9,3

7,4

8,6

3,7

Один раз в год

5

5

1

3,1

Несколько раз в год

3,2

6,6

6,5

11,6

Раз в месяц

0,4

2,5

0,6

Каждую неделю

1,1

0,5

Другое (мнение респондентов «не посещаю»)

11,5

6,9

4,4

1

Третий признак — соблюдение постов, установленных Русской православной церковью. Однако сегодня соблюдают посты и неверующие ради оздоровления, члены различных сект и псевдорелигиозных организаций. Но мы изучаем не просто отказ от пищи, а духовное очищение, соблюдение постов как характеристику воцерковленности. По итогам исследования, соблюдают все посты лишь 1,1 % женщин. Самый большой процентный показатель в индексе «не соблюдаю постов» у 38 % мужчин и 28,5 % женщин. Нерегулярно постятся 10 % мужчин и 14 % женщин.

У Русской православной церкви есть четыре больших установленных поста: Великий, Петровский, Успенский, Рождественский. Стараются соблюдать Великий пост 0,7 % мужчин и 2 % женщин. Необходимо отметить, что для вновь обращенного верующего его соблюдение особенно трудно, потому что ограничение себя в еде и привыкание к другому образу жизни — это не просто физиологический, но и психологический процесс.

Четвертым признаком является регулярность чтения книг и текстов, рекомендованных Русской православной церковью. В идеале православный человек должен читать Евангелие и другие тексты каждый день. Однако процент таковых очень мал. Для человека чтение Евангелия и других текстов затруднительно из-за специфического изложения и содержания. Они сложны не только для чтения, но и для понимания (табл. 2).

Таблица 2

Регулярность чтения текстов, рекомендованных церковью, %

Регулярность чтения текстов, рекомендованных церковью

Город

Сельская местность

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Нет, не читаю

22

14

15,5

9,7

Читал(а) давно

6,2

7,7

4

4,2

Регулярно читаю Евангелие

0,4

2,3

0,3

2,6

Читаю регулярно все тексты

0,9

Другое (мнение респондентов «иногда читаю»)

0,9

4,6

0,7

4

Пятый показатель — знание текста молитв. С этим возникают особые трудности, так как молитва всегда требует усилия. Большинство православных, особенно мужчины (17,9 % в городе и 10,2 % в сельской местности), не знает текстов молитв, тогда как 5,8 % женщин в городе и 11,2 % в сельской местности знают тексты основных молитв. После 1992 г. тексты с молитвами начали поступать в продажу, но и сейчас люди с трудом их осваивают, так как не были обучены этому в детстве.

Православная церковь приветствует выполнение взаимных обязанностей супругами, но эта взаимность далеко не одинакова. Муж, согласно православным канонам, является главой семьи. В опрашиваемых нами семьях большинство респондентов отмечает, что в принятии важных решений участвуют оба супруга и имеют равнопартнерские отношения. В некоторых семьях ответственность берут на себя женщины, мотивируя это тем, что мужчины не в состоянии обеспечить семью материально и не обладают достаточным духовным авторитетом. Это вызывает озабоченность Русской православной церкви, так как мужчина перестал нести ответственность перед Богом за благоденствие супруги и детей.

Православная церковь настаивает на том, что жена обязана повиноваться мужу во всем и слушать его, если только он не требует от нее то, что противоречит заповедям православия и нравственному закону. Но респонденты, в основном женщины, отмечают, что в современной семье должны быть равноправные отношения. При этом 15,1 % мужчин и 14,4 % женщин в городе, 15,8 % мужчин и 11 %

женщин в сельской местности говорят о необходимости дисциплины и иерархии в семейной жизни, отмечая, что это весьма важно для детей, так как «дети должны подчиняться и уважать старших членов семьи». Архиерейский собор 2000 г. подчеркнул, что «высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери»3.

Хранение верности своему супругу является непременным православным и нравственным долгом мужа и жены. Поэтому православная церковь отвергает любую возможность измены и считает веской причиной для расторжения церковного брака неоднократно повторяющиеся измены одного из супругов, причем такие, в которых он не желает раскаиваться. Среди опрашиваемых (как среди верующих, так и неверующих) отношение к изменам однозначное, хотя есть и исключения (табл. 3).

Таблица 3

Отношение к вопросу супружеской измены, %

Отношение к супружеским изменам

Город

Сельская местность

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Допускаю возможным физическую измену

0,8

0,6

0,2

 

Да, считаю возможным

1,8

0,2

0,4

1,5

Считаю допустимым, но не в моей семье

1,8

1,8

1,3

 

Нет, ни в коем случае

11

14,2

13,2

10,4

Затрудняюсь ответить

14,1

12,7

5,4

6,4

Для большинства мужчин в сельской местности измена не является причиной для развода (13,4 %) (женщины — 16 %), но и в городе это соотношение между мужчинами и женщинами практически одинаково — 15,9 и 13,6 % соответственно. Женщины в этом плане более консервативны: 18,4 % в городе и 16 % в сельской местности не признают измену в качестве важного аргумента для бракоразводного процесса. Таким образом, отношение к разводам среди опрашиваемых различно. Хотя основная масса среди категории верующих отмечает, что брак должен сохраняться при любых обстоятельствах.

Православная церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается церковью как тяжелый грех, так как он приносит тяжелые душевные страдания супругам и детям. В случае разнообразных конфликтов между супругами церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, беседа) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Однако существует ряд причин для развода, определенных Собором Российской Православной Церкви под председательством святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в 1917—1918 гг. и дополненных в 2000 г. юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви4.

Вопрос целомудренности и половых отношений является для церкви одним из основных. Целомудрие — мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил. Целомудрие охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Сегодня в обществе нет единой точки зрения на эту проблему. Но Русская православная церковь настойчиво рекомендует быть целомудренным до вступления в семейную жизнь, объясняя это медицинскими и нравственными причинами. 19,3 % мужчин и 18,5 % женщин в городе допускают половую жизнь до брака, но при этом сами вступали в половую жизнь до брака 19,8 % мужчин и 15,5 % женщин. Равные показатели наблюдаются и в сельской местности: допускают половую жизнь до брака 17,1 % мужчин и 13,7 % женщин, но при этом вступали сами 12,8 % и 6 % соответственно.

Православная церковь не отрицает половые отношения. Поэтому и в «Основах социальной концепции» содержатся напоминания о том, что «человеческое тело является дивным созданием Божиим», а «телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, „единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания»5. Именно в такой общности, не отделимой от жертвенности и ответственности друг за друга, заключается достоинство отношений между мужчиной и женщиной. Вот почему церковь проповедует целомудрие, а не «свободную любовь», т. е. временную телесную близость, освобожденную от верности, личностной и духовной общности. Также отмечается, что целомудрие должно сохраняться и в супружеских половых отношениях. С этим согласны 30,3 % опрошенных, затруднились с ответом на этот вопрос 28,8 %. Остальные утверждают, что супружеские половые отношения в принципе не могут быть целомудренными, отмечая, что нужна не только чистота тела, но и души, а это невозможно. Православные супруги не должны переоценивать своего духовного благополучия и преждевременно давать обет воздержания, для которого они еще не готовы.

Указывая на важность целомудрия в отношениях, церковь призывает к отказу от различных видов контрацепции. Хотя большинство респондентов (69,6 %) говорит о необходимости ее применения. Необходимость использования методов контрацепции респонденты объясняют ответственностью не только за свое здоровье, но и возможностью планировать свою жизнь.

Одной из главных целей брака является деторождение. Дети, согласно народной мудрости, — «благодать Божья». «У кого детей много, тот не забыт от Бога», — говорили наши предки6. Но мало родить ребенка, важно его еще и воспитать. В процессе воспитания должны принимать участие все члены семьи. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего приобщает детей к своему укладу жизни, воспитывает понимание необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось от предыдущих поколений. Поэтому весьма важно участие в воспитании старших членов семьи. Так, 35,2 % опрошенных в городе отметили участие родителей в воспитании детей, но в не значительном объеме. В сельской местности этот процент ниже (25,9 %). Этому есть и объективные причины: отдельное проживание от родителей, нет в живых и т. д., а не только разрыв с родительской семьей.

В процессе воспитания важна и подготовка к воцер-ковлению детей. Этот процесс, как правило, очень долог и труден, но чтобы дети выросли православными, следует осуществлять подготовку с раннего детства. Однако с этим мнением некоторые респонденты не соглашаются, считая, что дети должны самостоятельно принимать решение об участии в церковной жизни.

Православная церковь всегда была институтом социальной защиты семьи и ее членов, оказывая материальную, социальную и духовную поддержку всем нуждающимся. 6,4 % женщин в городе и 6 % в сельской местности, относящихся к группе верующих, уже обращались за поддержкой к представителям церкви за советом из-за проблем в семье (воспитание детей, проблемы с супругом, душевный дискомфорт); 4,7 % мужчин и 11 % женщин в городе, 5 % мужчин и 9,2 % женщин в сельской местности в случае каких-либо затруднений также обратились бы за помощью. Однако значителен процент тех, кто ни при каких обстоятельствах не пошел бы в церковь за помощью (12,8 % мужчин и 6,5 % в городе; 8,2 % мужчин и 1,8 % женщин в сельской местности). При этом отмечается, что участие священнослужителей во внутренней семейной жизни нежелательно, и они, если и могут помочь, то лишь в отдельных ситуациях.

Социальная база православной религии традиционна: верующими чаще всего являются люди в возрасте 18—24 года, 25—29 лет и старше 50 лет. Среди них женщин больше, чем мужчин. Процентное соотношение между городом и сельской местностью по всем основным характеристикам практически равно (в отличие от предыдущих лет, когда сельская местность традиционно считалась более религиозной, чем город). Религия стала относительно массовым явлением, равномерно охватившим все социально-демографические группы населения. Однако стоит заметить, что распространение религиозности не сопровождается православной воцерковленостью населения. Лишь незначительная часть верующих соблюдает все предписания Русской православной церкви.

Основные ценности православия социально значимы для современной российской семьи. Но такие характеристики, как «муж есть глава семьи», «дисциплина и иерархия в семье», «целомудренность семейных отношений», нашли отражение только у трети православных. Остальные, в том числе и те, кто отнес себя к неверующим и затруднившимся ответить, отметили, что эти постулаты церкви потеряли свою актуальность в современном обществе, где женщина вынуждена становиться главой семьи. В то же время 16,5 % населения обращались за помощью и поддержкой в трудной жизненной ситуации к представителям Русской православной церкви, хотя отмечается тенденция, когда люди не готовы идти за помощью в решении своих семейных проблем в церковь, предпочитая решать их самостоятельно.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2002. С. 325.

2 См.: Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Академ. Проект, 2005. С. 19.

3 Православная энциклопедия: [к 2000-летию Рождества Господа Нашего Иисуса Христа]: учеб. пособие / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000. Т. 6. С. 161.

4 См.: Иеромонах Савва (Тутунов). Брак в современном обществе // Журн. Москов. Патриархии. 2006. № 11. С. 60—65.

5 О социальной концепции русского православия ... С. 223.

6 Цит. по: Киселева О.Ф. Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия. М.: Книжкин Дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. С. 43.

Поступила 17.12.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная