А. В. Макаркин. Востребованность выпускников специальности «маркетинг» на рынке труда Республики Мордовия

А. В. Макаркин

Востребованность выпускников специальности «маркетинг» на рынке труда Республики Мордовия

директор Регионального центра содействия трудоустройству выпускников вузов РМ, кандидат педагогических наук

Проблемы востребованности и трудоустройства выпускников на рынке труда наиболее актуальны в кризисный и посткризисный периоды. Кризис оказал неравномерное и разноплановое воздействие на различные секторы экономики. В 2009 г. более 85 % компаний ощутили те или иные потери в связи с экономическими проблемами, в три раза упала потребность российских работодателей в выпускниках высших профессиональных учреждений. К середине 2010 г. около 20 % российских компаний продолжало испытывать кризисные тенденции1.

Такая ситуация по-прежнему негативно влияет на рынок труда молодых специалистов — выпускников 2010 г., несмотря на то что число официально зарегистрированных безработных граждан снижается. Так, по состоянию на 29 сентября 2010 г. официально зарегистрированная безработица в России составила 1,62 млн чел. (2,1 % от экономически активного населения), общая безработица составляет 5,4 млн чел. (более 7 %)2. Однако 19 % выпускников 2010 г. Мордовского государственного университета остались нетрудоустроенными, в то время как показатель официальной безработицы среди выпускников меньше в 1,4 раза аналогичного показателя экономически активного населения и составляет 1,5 %.

Следует отметить, что в результате кризисных явлений, оказавших корректирующее влияние на рынок труда, спрос снизился не на все специальности. Определенная группа специальностей стала более востребованной. Сегментируя рынок труда выпускников для проведения анализа востребованности отдельных специальностей, отметим, что в целом по России большинство из востребованных профессиональных позиций находится в области продаж и работы с клиентами, в сфере инженерии и производства, информационных технологий. Наименее востребованными профессиональными позициями являются творческие и гуманитарные профессии, должности в сфере управления персоналом.

В конце 2009 — начале 2010 г. возросла востребованность тех направлений, на специалистов которых в начале кризиса в большей степени сократился спрос (экономисты, управленцы, маркетологи и т. п.). Можно предположить, что студенты этих специальностей в 2010—2011 гг. будут трудоустраиваться более эффективно, чем в 2009 г. Так, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. спрос на маркетологов увеличился в два раза3.

Анализируя статистику занятости выпускников специальности «маркетинг» Мордовского государственного университета, можно отметить, что показатель общей занятости в 2009 г. по сравнению с 2008 г. не изменился и составил 93 %. В 2007 г. он составлял 100 %, что объяснялось первым годом выпуска. Однако даже в первый год выпуска трудоустройство по специальности составило 47,4 %, в 2008 г. в связи с кризисными явлениями показатель составил 41,7 %4. В этот период большинство работодателей предпочло снижать издержки за счет упразднения или минимизации служб маркетинга. Однако уже в 2009 г. тенденция с трудоустройством маркетологов в Мордовии повторила общероссийскую тенденцию: доля трудоустроенных по специальности увеличилась почти в два раза и составила 70,4 %.

Региональным центром содействия трудоустройству выпускников вузов Республики Мордовия были разработаны показатели, отражающие степень влияния кризиса на востребованность той или иной специальности (ширина коридора вариативности и степень изменения показателя трудоустройства по специальности). На основе этих показателей был проведен анализ спроса на выпускающие специальности, составлены их рейтинги. Кризис оказал негативное влияние на трудоустройство выпускников специальностей «агрономия», «финно-угорская филология», «технология машиностроения», «стандартизация и сертификация», «геоэкология», «ветеринария», «микроэлектроника и твердотельная электроника», «менеджмент организации», «сети связи и системы коммутации». Значительно улучшилось трудоустройство выпускников специальностей «маркетинг», «химия», «промышленная электроника», «технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

Основной причиной увеличения спроса на выпускников-маркетологов стала трансформация характера конкуренции между компаниями от ценовой к маркетинговой. Большая часть организаций стала осознавать, что для продвижения и реализации продукции необходимы новые рекламные стратегии и маркетинговые кампании. Молодые специалисты, владеющие знаниями, необходимыми для успешного бизнеса, способны удовлетворить запросы работодателей.

Третья часть выпускников 2009 г. (29,6 %), отследив тенденцию стабилизации рынка труда маркетологов в Москве, покинули республику для трудоустройства. В 2010 г., по данным анкетирования выпускников, планировали уехать за пределы региона для трудоустройства около 30 %, что более чем в два раза превышает средний показатель по другим специальностям. Среди причин выезда маркетологов наиболее существенной является «низкая заработная плата в регионе» (70 %). По причине «отсутствия работы по специальности» трудоустраиваются за пределами Мордовии 23 % выпускников специальности «маркетинг».

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате кризиса 2008—2010 гг., корректирующего современный рынок труда, маркетологи стали более востребованы. В Мордовии также наблюдается увеличение спроса на маркетологов, но в меньшей степени. Это в определенной мере обусловливает трудовую миграцию специалистов в другие регионы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». URL: http://teletesting.ru/modules/center/index. php (дата обращения: 20.10.2010).

2 См.: Голикова Т.А. Об итогах реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2010 году и задачах по поддержке рынка труда в 2011 году. Выступление министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голиковой 30 сентября 2010 г. // Официальный сайт Минздравсоцразвития России. URL: http://www.minzdravsoc.ru/labour/ employment/170 (дата обращения: 04.10.2010).

3 См.: Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов ...

4 См.: Макаркин А.В. Система содействия трудоустройству выпускников в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева. Саранск: ООО «13 РУС», 2010. 132 с.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная