Е. В. Полутина. Любительские театры мордовского края как фактор развития провинциальной культуры конца XIX — начала ХХ в.

Е. В. ПОЛУТИНА

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕАТРЫ МОРДОВСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в.

ПОЛУТИНА Елена Владимировна, доцент кафедры библиотечно-инфор-мационных ресурсов Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук.

Ключевые слова: домашний театр, любительские спектакли, социокультурные гнезда, благотворительность, любительский театр, крестьянская оперная группа

Key words: home theatre, amateur performance, socio-cultural nests, charity, amateur theatre, peasant opera group

В начале XIX в. любительское театральное искусство входило в повседневную реальность дворянина вместе с другими видами искусства, воздействуя на стиль его жизни. Новому увлечению в дворянских усадьбах (домашним спектаклям) предшествовали совместные вечерние чтения по ролям пьес русской и западной классики и постановка «живых картин».

Во второй половине XIX в. «культурный быт старой усадьбы не исключал художественного дилетантизма»1. Это ярко проявилось в театральных начинаниях помещиков, так как участниками любительских спектаклей являлись не актеры-профессионалы, а люди, увлекающиеся театром. Среди актеров, занятых в таких спектаклях, чаще всего бывали члены одной или нескольких семей, их друзья и знакомые. В то же время в любительских спектаклях, устраиваемых дворянством, нередко играли дворовые люди и крестьяне. Ставились эти спектакли с целью оживить жизнь семьи, сделать ее более эмоционально насыщенной, интересной, деятельной.

Специально для новогоднего представления шили наряды, делали маски, короны. О празднике оповещали дворовых, которым также готовили костюмы. В этих праздниках разыгрывались «французские зуавы», «маркитантки», «карлики», «повара», «шуты с горбами», «цари» с золотыми и серебряными коронами. Нередко «актеры» из народа исполняли роли «маркизов» и «царей», а простолюдинов — представители дворянства. Помимо участников маскарада, на представлении в качестве зрителей присутствовали местные жители. Участие простых людей в театрализованных постановках было обусловлено как демократическими тенденциями исторического развития России в середине XIX в., так и ситуацией сближения, которая складывалась между помещиками и крестьянами2.

Любительские спектакли середины XIX в. стали неординарным социокультурным явлением, значение которого вышло за пределы семейного досуга. История развития любительского театра в провинциальных городах мордовского края берет начало с 20-х гг. XIX в. Первый любительский театр был создан в г. Краснослободске, однако его деятельность носила эпизодический характер. Анализ архивных источников показывает, что до появления любительского народного театра в г. Саранске домашние спектакли ставились в дворянских имениях П. Б. Огарева, в с. Яхонтово-Долгоруково — имении А. А. Тучкова.

На рубеже XIX—XX вв. не было целенаправленной государственной политики в области театрального искусства, оно возникало стихийно. В качестве яркого примера можно привести театр, который возник не в уездном городе, а в сельской местности благодаря деятельности В. С. Серовой. Будучи незаурядной личностью в литературе, музыке, театральном искусстве, В. С. Серова внесла значительный вклад в культурную жизнь провинции, положив начало оперному театру в с. Судосеве.

Однажды семью Серовых посетил один из знакомых, некто Юрьев, рассказавший, что он в своей деревне в Тверской губернии поставил спектакль «Не так живи, как хочется». Рассказ этого человека произвел на В. С. Серову сильное впечатление. «Тут я впервые узнала, — пишет она, — что даются спектакли для народа; вся душевная жизнь моя заколыхалась от этого известия: значит, может быть найдено дело для артиста и в деревне»3. В конце 80-х гг. XIX в. В. С. Серова едет в д. Сябринцы Новгородской губернии, где создает крестьянские хоры, знакомит крестьян с музыкальной культурой, произведениями русских композиторов. Позднее в Сябринцах был построен Хоровой дом им. А. Н. Серова.

Зима 1891—1892 гг. стала началом работы В. С. Серовой среди крестьян с. Судосева. Нищета крестьян была ужасающей, население гибло от голода и болезней. На свои средства и средства друзей В. С. Серова покупала медикаменты, муку и крупу для оказания помощи селянам, а также открыла в селах Судосево, Косогоры и Большие Березники столовые. В 1892 г. в Судосеве она создала сиротский дом. Была построена новая школа для крестьянских детей. Через два года она привезла в село рояль, книги и стала вести музыкально-просветительскую работу.

На сцене Судосевского театра с успехом шли «Илья Муромец» (автор В. С. Серова), «Князь Игорь», сцены из «Рогнеды» и «Вражьей силы» А. Н. Серова и др. Особенно большой успех имела опера Глинки «Иван Сусанин». Когда слава о крестьянской оперной труппе вышла далеко за пределы Судосева, в феврале 1900 г. труппа (32 чел.) совершила успешную гастрольную поездку в Пензу и Симбирск. В. С. Серову поддерживали А. Г. Рубинштейн, Л. Н. Толстой, Ф. И. Шаляпин, газета «Русские ведомости». В. С. Серова широко пропагандировала свои идеи в печати, рассказывала о талантах деревенских детей. «После представления „Вражьей силы", — писала она, — в деревенском театре ребятишки запоминали напевы из оперы и в холодные зимние вечера, забравшись на печку, громогласно воспроизводили хором „широкую масленицу", ясно различая мажор веселого напева от минора отдельных куплетов. В Тверской губернии в одной частной деревенской школе было 25 детей, все они очень быстро научились писать ноты и читать голосом написанные на доске нотные примеры»4. Спектакли часто ставили под открытым небом, сцены изготавливали из досок. «Что спектакли нравились народу, тому служит доказательством постоянная просьба с их стороны повторить представление и громкое спасибо по окончании его. Для своего удовольствия он не жалеет ни ног своих, ни времени, ни лошаденки — хоть даже в рабочую пору»5.

Поездка в Симбирск и Пензу имела большое значение для судосевцев, она обогатила их впечатлениями, расширила кругозор и вместе с тем научила смотреть на свое искусство как на дело значимое и необходимое. В культурной жизни российской провинции это явление было уникальным и новым. Воспитанники Серовой в дальнейшем сами стали учителями, общественными деятелями, а ее ближайшая помощница Е. Гусева в 70 лет защитила докторскую диссертацию и стала профессором Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1918 г. В. С. Серова по приглашению друзей приехала в Судосево, чтобы, как она говорила, «перед смертью увидеть свободное Судосево». Она поехала туда, плохо оправившись от второго инсульта, не владея рукой, но полная радостного вдохновения. С собой она привезла библиотеку в дар деревне.

Согласно архивным данным, первые благотворительные любительские спектакли в Саранске, Инсаре и Краснослобод-ске состоялись вслед за губернским городом Пензой. Сначала любительские спектакли ставились редко, а сообщать об их постановках было негде. Первая информация о культурных мероприятиях появилась в газете «Пензенские губернские ведомости». Так, в 1865 г. сообщалось о том, что «в начале сентября в Саранске дано два любительских спектакля в пользу пострадавших от пожара. Собрано 102 рубля и деньги розданы беднейшим из погорельцев»6.

В 1870 г. в этой газете снова сообщается о благотворительном спектакле в пользу погорельцев. Дважды были представлены «Свадьба Кречинского» и водевиль «Хочу быть актером», подготовленные распорядителем П. Д. Эл-пидовым. «Спектакль удался как нельзя лучше, — пишет корреспондент-зритель, — и возбудил в публике полное единодушное удовольствие. По окончании спектакля публика вызывала распорядителя снова и единодушными аплодисментами благодарила его за представленное удовольствие. Собранные 153 рубля переданы в комитет для вспомоществования погорельцам»7.

Первые сведения о благотворительных спектаклях любителей в г. Краснослободске опубликованы в газете «Пензенские губернские ведомости» от 19 января 1872 г. Уездный врач Г. П. Петерсон пишет: «...Стремление современного общества к общности интересов и целей, выразившихся появлением в различных местах нашего отечества артистических кружков и спектаклей любителей, нашло в себе отголоски и в нашем маленьком городке, мирно дремавшем среди Мокшанских лесов»8. «Первый благотворительный спектакль состоялся в частном доме, в котором с трудом разместилось 40 зрителей. Пьесу показали два раза, было собрано 90 рублей и часть денег роздано бедным. Однако выражаем надежду, что театр в городе приобретет большую популярность и сможет принести гораздо больше пользы»9. Надежды врача оправдались. Театральное дело в начале XX в. достигло высокого уровня. Анализируя деятельность артистов-любителей г. Краснослободска с 1888 по 1900 г., можно констатировать, что театр представлял собой социокультурный центр, оказывающий влияние не только на культурные процессы провинциального города, но и на развитие благотворительности и социальной помощи.

Особого внимания заслуживает деятельность любительских театров по культурному просвещению населения, их взаимодействию с государственными структурами. Так, при введении питейной монополии (середина 90-х гг. XIX в.) правительство для борьбы с пьянством учредило губернские и уездные попечительства о народной трезвости. В этом документе представлена продуманная программа создания сети народных театров. Органы попечительства занялись организацией театральной деятельности. В 1903 г. в г. Краснослободске даны 10 спектаклей, из них три были в пользу Комитета попечительства о народной трезвости, четыре — в пользу бедных студентов учебных заведений, три — в пользу бедных семейств города и рабочих винного склада10. Краснослободский Комитет попечительства о народной трезвости оказывал содействие любительскому кружку драматического искусства. С его помощью в 1904 г. устроены девять спектаклей и построены две постоянные сцены11.

В течение 1904 г. даны спектакли «Бедность не порок» и «Лес» А. Н. Островского, «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма, «Семья преступника» П. Джакометти, «Из-за короны» Ф. Кони, «Трогирский воевода» и «Чародейка» И. В. Шпажинского, «Каширская старина» Д. В. Аверкие-ва, «Уриель Акоста» К. Гуцкова (два раза). Посещаемость была высокой, так как цены на билеты были снижены. Спектакли активно посещали малообеспеченные люди, чего раньше никогда не было. Для рабочих казенного винного склада на каждый спектакль отпускались 40 контрамарок. Кроме того, по 20 контрамарок давалось беднейшим жителям города. Летом спектакли проходили в земском саду, зимой — в здании женского училища.

В 1909 г. творческая интеллигенция краснослободско-го театрального общества объединилась в новое общество «Городское общественное собрание». Его целью было более планомерное и организованное проведение культурных мероприятий. Учредителями его были члены городской и земской управ, учителя, врачи, юристы и артисты-любители. Крас-нослободское «Городское общественное собрание» создало артистам-любителям условия для активной деятельности и роста их творческого мастерства. 14 мая 1914 г. в городе был создан «Кружок любителей драматического искусства» и в этом же году официально зарегистрирован в г. Пензе12. Целями кружка были содействие развитию просвещения среди местного населения путем устройства общедоступных полезных развлечений (спектакли, концерты, литературно-музыкальные вечера, базары), сборы пожертвований и оказание помощи пострадавшим лицам и учреждениям.

Театральная деятельность динамично развивалась и в г. Саранске. В феврале 1883 г. в газете «Пензенские губернские ведомости» появилась информация о театральном вечере, состоявшемся в пользу учащихся 4-классного мужского училища. Поставлена пьеса А. Н. Островского «Тяжелые дни». Спектакль о жизни купцов пришелся по вкусу саранским зрителям, в числе которых было немало представителей купеческого сословия. Следующий театральный вечер состоялся через год, в 1884 г. «Наконец-то и наш Саранск посетило отрадное явление, давшее жителям города удовольствие интересно провести масленицу в театре. Представлялись три комедии: „Бабье дело", „Она его ждет" и „Живчик" с участием господ Масловых, Юрловых, С. С. Станиславского, Е. К. Косых и др. Чистая прибыль высокая — 100 рублей. Устроительницей спектакля была Ольга Федоровна Брониковская»13. Следующая информация о спектакле появилась в газете от 7 марта 1887 г. «По инициативе и трудом землевладельца Дмитрия Петровича Федочукова в зале Городского Дома 8 и 13 февраля состоялись два благотворительных спектакля в пользу Александровской женской школы и 4-классного училища. Получено чистой прибыли 152 рубля»14. Театральные представления прошли с большим успехом.

90-е гг. XIX в. стали новым этапом развития народного театра в Саранске. Для одних народный театр стал модой, для других — жизненной потребностью. С 90-х гг. саранские артисты выступали более активно, сменился репертуар. В театральные кружки влились молодые силы: З. С. Деменкова, Л. П. Кубанцева, В. Н. Кубанцев, дочери Г. П. Петерсона, А. Н. Благоданова, сестры Токаревы, В. Д. Селиванов, И. В. Сыромятников, А. Н. Афанасьева, В. А. Шпейер. В 1892 г. в Саранске поставлены два любительских спектакля, в 1893 г. — семь, в 1894 г. — три, в 1896 г. — семь, в 1897 г. — пять и один концерт, проведен литературный вечер. В 1898 г. были 14 спектаклей и 7 концертов, 1900 г. — 3, 1902 г. — 10, в 1903 г. — 45, в 1904 г. — 12 спектаклей15.

За 12 лет, с 1893 по 1904 г., саранскими любителями было поставлено около 200 многоактных, одноактных пьес и водевилей. В этих спектаклях приняли участие 168 чел. из числа интеллигенции, чиновников, технических служащих, купцов, мещан. Спектакли саранских артистов ценились зрителями за их демократичность и доступность для всех слоев городского населения. Самыми популярными были пьесы А. Н. Островского, более половины пьес которого прошли на саранской сцене («Пучина», «Доходное место», «Гроза», «Тяжелые дни», «Светит, да не греет», «Не так живи, как хочется» и др.). Неоднократно повторялись «Блуждающие огни» Л. Антропова, «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Грех попутал» И. В. Шпажинского, «200 тысяч» И. И. Мяс-ницкого, «Домовой шаман» и «Сорванец» В. А. Крылова, «Старое старится, молодое растет» А. Н. Плещеева и др.

8 типографии братьев Сыромятниковых печатались красочные афиши для саранских спектаклей и театров других городов Пензенской губернии. Это еще раз доказывает, что семья Сыромятниковых была причастна как к развитию любительского театра, так и культуре г. Саранска16.

Участником многих спектаклей был врач Г. П. Петерсон, обладавший артистическим талантом и любивший театральное искусство. Он был одним из первых организаторов любительских спектаклей и концертов в Краснослободске, Инсаре и Саранске. О. Ф. Брониковская была самой увлеченной артисткой-любительницей. Эрудированная, музыкально одаренная, обладающая организаторскими способностями, она была душой любительского искусства, а с 1884 по 1904 г. — участницей и устроительницей 20 спектаклей и концертов. Благотворительные спектакли и концерты, подготовленные ею и проводившиеся в зале дворянского собрания, проходили с большим успехом, о чем говорят значительные денежные сборы. В конце XIX — начале XX в. организатором и участницей многих культурно-театральных мероприятий была Е. Л. Токарева, заведующая народной бесплатной библиотекой-читальней. Деньги от спектаклей тратились и на покупку книг в народную библиотеку.

Мастерство саранских артистов-любителей, деятельность драматических кружков с увеличением числа участников побудила самых активных деятелей народного театра объединиться в общество, чтобы совместными усилиями улучшить качество спектаклей, увеличить число зрителей, защитить артистов от произвола полиции и повысить авторитет народного любительского театра. Так, в 1904 г. возникло Общество любителей изящных искусств. В списке устроителей мы находим О. Ф. Брониковскую, члена городской управы Н. А. Сыромятникова, потомственного почетного гражданина Н. И. Кубанцева, Е. Л. и Н. Л. Токаревых, коллежского асессора П. А. Протопопова, потомственного почетного гражданина Н. П. Кузовкова, врача Н. И. Соколова, жену коллежского асессора М. С. Баталину, учительниц М. Н. Ушакову и А. Н. Афанасьеву, В. Л. Шпейер и К. Кузовкову.

30 сентября 1904 г. устав общества был утвержден Министерством внутренних дел, и 9 ноября создан Совет старейшин общества, председателем которого стал Л. Н. Кузовков, а заместителем — И. А. Сыромятников. На собраниях Общества любителей изящных искусств решались различные вопросы: принятие новых членов общества, избрание членов совета и ревизионной комиссии, постановка спектаклей, ассигнования на постройку декораций для сцены, приобретение квартиры для собраний членов общества, устройство кинематографа при театре в Пушкинском саду и его содержание, содержание катка, получение электричества для освещения кинематографа, строительство зимнего театра и т. д. Члены общества читали лекции и доклады, вели культурно-просветительскую работу в городе, давали благотворительные спектакли. По приглашению общества в летнем театре выступали приезжие артисты, драматические труппы, хоровые коллективы, солисты из местных любителей искусства.

В 1914 г. газета «Пензенские губернские ведомости» сообщала: «Вот уже четвертый год, как за антрепризу летнего театра взялось местное Общество любителей изящных искусств и театральное дело весьма сильно разрослось... Труппа для Саранска весьма сильная, и артисты пользуются у зрителей заслуженным успехом. Режиссер театра П. Н. Зверев подготовку спектаклей проводит тщательно, спектакли идут на высоком уровне и приносят хорошие сборы. Но сложившийся репертуар не совсем удовлетворяет зрителей. Поэтому режиссеру необходимо подобрать более глубокие по содержанию пьесы. Это замечание руководитель труппы принял к исполнению»17.

Подводя итоги деятельности народного любительского театра в Саранске в конце XIX — начале XX в., можно утверждать, что театральное искусство получило существенное развитие. Было много талантов среди артистов и организаторов театрального дела. Репертуар театра отражал наиболее злободневные вопросы общественной жизни, имел социальную направленность. Драматическое искусство в городе могло развиваться и более динамично, но отсутствовало здание зимнего театра, а городская управа мало заботилась о развитии театра в городе.

С 27 декабря 1915 г. по 5 января 1916 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд деятелей народных театров. Достижением съезда было признание полного равноправия в области театрального искусства всех народов России, представления спектаклей на их родном языке. Возник вопрос о соотношении профессионального и любительского театров. Одни говорили, что любительство может быть главным средством при создании настоящего художественного театра для народа, другие, напротив, считали, что с этим под силу справиться только профессиональным театральным деятелям. Этого мнения придерживался дважды выступавший делегат из Саранска Б. И. Сыромятников.

Решение этого вопроса предложил директор Малого театра А. И. Южин: «...Пусть будут идти и любительские крестьянские спектакли, и все прочие, но в деле настоящего народного театра они имеют то же подготовительное значение, или добавочное, как и всякие любительские. Но истинно демократическим народным театром может стать лишь талантливый профессиональный театр»19. Жизнь подтвердила справедливость вывода А. И. Южина: театрами для народа стали лучшие профессиональные театры страны, а наряду с этим получило бурное развитие театральное самодеятельное искусство.

Таким образом, анализ деятельности любительских театров в провинциальных городах мордовского края показал, что любительские театры возникали стихийно, в ответ на культурные запросы населения. Их репертуар свидетельствует о высоких эстетических вкусах провинциальной интеллигенции. Они являли собой образец социокультурного гнезда, оказывающего заметное влияние на формирование культуры населения, и внесли значительный вклад в развитие системы благотворительности мордовского края.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века. Абрамцево: от «усадьбы» к «даче». М., 1984. С. 204.

2 См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). СПб., 1996. С. 190.

3 Серова В.С. Мои успехи и неудачи в деревне // Театр и искусство. 1913. № 29. С. 588.

4 Ее же. Музыка в деревне // Артист. 1892. № 25.

5 Там же.

6 Пензенские губернские ведомости. 1865. № 18. С. 407.

7 Там же. 1870. № 25. С. 372.

8 Там же. 1872. № 3. С. 463.

9 Там же.

10 ГАПО. Ф. 5, Оп. 1. Д. 7329. Л. 233, 251, 283, 335, 336; Д. 7411. Л. 39,

40, 175, 177, 178, 258, 261.

11 Там же. Ф. 16. Оп. 1. Д. 46456. Л. 1—14.

12 Пензенские губернские ведомости. 1883. № 22. С. 454.

13 Там же. 1884. № 21. С. 473.

14 Там же. 1887. № 15. С. 455.

15 ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 6550. Л. 6; Д. 6627. Л. 12; Д. 6763. Л. 7; Д. 6987, Л. 1; Д. 7329. Л. 349; Д. 7411. Л. 516; Д. 7502. Л. 141, 180, 192, 203, 254, 338.

16 Там же. Ф. 5, Оп. 1. Д. 7181. Л. 121, 125.

17 Пензенские губернские ведомости. 1814. № 160. С. 472.

19 Цит. по: Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX в. и начала XX в. М., 1975. С. 260.

Поступила 15.09.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная