Н. А. Алексеева. Некоторые аспекты мезоэкономической теории региона

Н. А. АЛЕКСЕЕВА НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕГИОНА

АЛЕКСЕЕВА Наталья Анатольевна, начальник Управления планирования и прогнозирования Министерства экономики Удмуртской Республики.

Практика политических и социально-экономических реформ 90-х гг. ХХ—ХХI вв. в России и западных странах поставила перед теорией управления задачи, решение которых невозможно в рамках неоклассической традиционной системы «экономикс», включающей уровни микро-, макроэкономики. Все больше ученых-экономистов и практиков склоняются к необходимости выстраивания трех- или четырехуровневой институциональной структуры экономики: микро-, макро-, мезоэкономический и наноэкономический уровень.

Нам близка позиция В. Дементьева, утверждающего, что мезоэкономика как наука должна стать теоретической основой развития национальной экономики: «Жизнеспособность и конкурентоспособность теории национальной экономики и самой национальной экономики зависят от того, создадут ли ее разработчики результативную методологию достижения такой целостности»1. В связи с этим предлагаем ряд теоретических положений и практических обоснований к ним, которые могут составить часть такой методологии2.

Мезоэкономика — одно из направлений, возникшее на стыке неоклассической экономической теории, политической экономии, институциональной концепции, менеджмента, региональной экономики и системно-структурного подхода. Ее появление обусловлено растущим влиянием общественных институтов на приоритеты экономического развития, смещением акцентов в оценке роли государства в рыночных системах, эволюцией рыночных систем в направлении к смешанной экономике на национальном и глобальном уровнях. Мезоэкономическая теория изучает высокоинтегрированные, территориально-иерархически организованные экономические отношения.

Базовым понятием мезоэкономической теории является категория «мезоэкономического отношения», представляющая собой существенное, воспроизводственное (целенаправленное, регулярно повторяющееся, функционально-деятельное), сетевое (скоординированное по вертикали и горизонтали) отношение управляющего субъекта (самостоятельные, экономически обособленные хозяйствующие субъекты, бюджетные учреждения, общественные организации, население, государственные и муниципальные органы управления) к отведенным ему сферам общественных отношений (предметам ведения).

Объектами мезоэкономических отношений являются: интегрированные хозяйственные организации с развитой территориальной сетью; сельские и городские поселения; муниципальные районы; городские округа; городские агломерации; регионы; специальные территориальные зоны; федеральные округа. Но только региону присущи черты «встроенности» его экономики в интегрированный хозяйственный комплекс страны, наличия менее интегрированных хозяйственных систем в его составе, сложной структуры управления экономическими отношениями, включая субсидиарную ответственность в реализации экономических интересов местных сообществ, целостности и самодостаточности в правовом, организационно-управленческом, культурном, информационном отношениях, способности воспроизводить ресурсы, блага и удовлетворять потребности населения конкретной территории, а также развернутой, достоверной и доступной статистической информации о развитии.

Есть мнение, что регионы в их настоящем государственно-правовом статусе высокого места в геоэкономической иерархии никогда не займут3. Источником экономического роста и создания прибавочного продукта являются высоко-интегрированные хозяйственные организации. На наш взгляд, столь категоричных утверждений здесь быть не может.

Крупный корпоративный сектор экономики сочетает производственно-технологическую вертикальную и горизонтальную кооперацию конкурентоспособных предприятий (кластеров) с целесообразным частно-государственным партнерством в решении производственных и социальных задач общества. Немалая роль регионов заключается в том, чтобы быть источниками сырья, рабочей силы, площадкой для размещения производственных мощностей, служить способом аккумуляции доходных источников для воспроизводства качественного человеческого капитала.

Учитывая, что субъектами бюджетного планирования являются органы государственной власти, ключевая роль в адаптации федеральной и муниципальной политики, макро- и микроэкономической политики отводится региону. Эти черты актуализируют мезоэкономический аспект исследования экономики региона и делают мезоэкономику с позиций региона объектом управления.

По этой причине важным разделом мезоэкономики стала мезоэкономика региона — междисциплинарное научное направление, систематизирующее теоретические взгляды, методологические и методические подходы различных экономических дисциплин, объясняющие основы организации, функционирования и потенциал развития, региональной экономики, который, в свою очередь, определяет потенциал экономического роста и развития национальной экономики посредством установления сетевых межуровневых взаимосвязей субъектов управления.

Проблема управления состоит в том, чтобы найти инструменты мезоэкономического анализа, позволяющие управлять эффективностью деятельности субъектов управления. Одним из таких инструментов мы считаем мезоэкономическую структуру — особую комбинацию факторов, определяющую ключевые экономические связи в экономике, и с помощью которой регулируется степень влияния факторов на экономическое развитие общества. В этом случае мезоэкономическую теорию можно определить как теорию альтернативного выбора приоритетного развития высокоинтегрированных структур.

Для измерения действия мезоэкономических структур предлагается использовать модель индикатора-конструкта, в которой в «свернутом» виде отражаются: интересы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и мероприятия разноуровневых субъектов управления, заинтересованных в решении одной комплексной проблемы. В данном случае речь идет об интегральном индикаторе «Качество жизни населения».

Представляется, что с помощью данного инструментария возможно оценивать эффективность региональных экономик.

На примере Удмуртской Республики рассчитан индикатор качества жизни населения (¹ 1) за 2004—2009 гг., состоящий из 14 частных индикаторов (они же есть определяющие факторы): уровень жизни населения (¹ 2); состояние здоровья

населения (¹ 3); уровень комфортности жилья (¹ 4); уровень благоустройства сельского жилищного фонда (¹ 5); уровень благоустройства городского жилищного фонда (¹ 6); доля нормативно чистой и нормативно очищенной воды в общем объеме водоотведения (¹ 7); обеспеченность медицинской помощью населения (¹ 8); обеспеченность учреждениями образования (¹ 9); обеспеченность учреждениями культуры (¹ 10); обеспеченность спортивными сооружениями (¹ 11); обеспеченность теле-, радиосвязью (¹ 12); обеспеченность транспортом общего пользования (¹ 13); обеспеченность дорогами общего пользования (¹ 14); охрана прав несовершеннолетних (¹ 15).

Из числа прикладных программ, позволяющих диагностировать качество жизни населения, выбран метод самоорганизующихся карт (СОК), основанный на современных нейродинамических самообучающихся системах4. СОК может служить как средством кластеризации, так и средством визуального представления данных большой размерности.

Сводную карту качества жизни населения за 2004—2009 гг. можно представить в виде набора карт по годам и цветовой гамме, определяющей разные кластеры частных индикаторов, судить о степени влияния каждого частного индикатора на интегральный индикатор «Качество жизни населения». Так, в 2004 г. качество жизни на уровне 0,577 ед. обеспечивалось в большей степени за счет индикатора ¹ 7 на 0,101 ед., чем за счет других индикаторов. Индикаторы ¹ 5, 6, 8, 9 12, 13 находились в «депрессивной», более темной по цвету зоне и в совокупности обеспечивали качество жизни на 0,136 единиц.

К 2009 г. планируется достичь качества жизни на уровне 0,705 ед. за счет преимущественного развития сфер отношений, измеряемых индикаторами ¹ 4, 10, 11, 12, 13. Они находятся в более светлой по цвету зоне, и их совокупный вклад в обеспечение качества жизни составит 0,337 единиц.

Алгоритм расчета индикатора качества жизни населения универсален и может применяться к оценке качества жизни на любом уровне управления. Сквозной расчет индикатора на всех уровнях управления и выделение территориальных и отраслевых разрезов индикатора позволяют составить общую картину экономического положения не только региона, но и страны в целом, анализировать роль отдельных регионов и видов деятельности в общей экономической динамике. В зависимости от целей исследования в оценке эффективности региональной экономики может применяться система индикаторов, связанных со структурой полномочий субъектов управления и в которой индикатор «Качество жизни населения» является лишь частью.

Использование системы индикаторов в управленческой деятельности позволит превратить стратегию общественного развития в непрерывный планово-отчетный процесс, перевести миссию и общую стратегию экономического развития общества в систему четко поставленных целей и задач.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Дементьев В. Теория национальной экономики и мезоэкономическая теория // Рос. экон. журн. 2002. ¹ 4. С. 71—82.

2  См.: Алексеева Н. А. Индикативное управление мезоэкономикой региона. Екатеринбург, 2005.

3  См.: Концепция регионального (пространственного) развития в Российской Федерации // Заседание Комитета по экономической и инвестиционной политике Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большая Волга» в г. Ижевске 27 января 2005 года.

4  См.: Дебок К., Кохонен Т. Анализ финансовых данных с помощью самоорганизующихся карт / Пер. с англ. М., 2001.

Поступила 28.06.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная