В. И. Пантелеев, В. К. Кистенев, С. А. Демченко. Формирование лимитов потребления электрической энергии муниципальными учреждениями

В. И. ПАНТЕЛЕЕВ В. К. КИСТЕНЕВ С. А. ДЕМЧЕНКО

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИМИТОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ПАНТЕЛЕЕВ Василий Иванович, заведующий кафедрой электроснабжения и электрического транспорта Политехнического института Сибирского федерального университета, доктор технических наук (г. Красноярск).

КИСТЕНЕВ Вячеслав Константинович, инженер ООО «ЕнисейЭнерго-Сервис», кандидат технических наук (г. Красноярск).

ДЕМЧЕНКО Сергей Алексеевич, начальник отдела энергосбережения департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска.

Лимитирование потребления энергоресурсов относится к одному из механизмов энергосбережения. В конце 90-х гг. ХХ в. Министерством топлива и энергетики РФ предложена временная методика формирования лимитов потребления энергоресурсов для учреждений, финансируемых из федерального бюджета. За прошедшие годы методика не дорабатывалась и не уточнялась. Расчеты по ней не всегда дают удовлетворительный результат.

Энергетическая стратегия России, рассматривая развитие топливно-энергетического комплекса страны, предполагает опережающий рост тарифов на энергоресурсы по отношению к инфляции1. Бюджеты муниципальных образований направляют значительные средства на оплату энергоресурсов. В связи с этим возрастает важность формирования лимитов потребления энергоресурсов как одной из мер планирования и контроля рационального потребления тепловой и электрической энергии учреждениями, финансируемыми из бюджета муниципального образования. Проводимые в России рыночные реформы повышают требования к точности прогнозирования объемов потребления энергоресурсов2. Это требует разработки научно-обоснованной методики формирования лимитов их потребления.

В начале рыночных преобразований для учреждений, финансируемых из бюджетов, устанавливались льготные тарифы. С этого момента берет начало формирование лимитов потребления энергоресурсов для бюджетных учреждений. Под лимитом потребления электрической энергии понимаются количество электрической энергии, необходимое для осуществления нормальной жизнедеятельности бюджетного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, а также стоимость электрической энергии в действующих на данный момент тарифах, утвержденных в установленном порядке.

Для формирования лимитов потребления энергоресурсов учреждений, финансируемых из федерального бюджета, разработаны Методика формирования лимитов (МТЭ)3, Правила лимитирования потребления электрической и тепловой энер-гии4 и Временный порядок реализации лимитов5. Администрации краев и областей России в основном приняли документы, подобные федеральным6, и рекомендовали муниципальным образованиям разработать подобные акты.

В качестве объекта исследования нами выбраны муниципальные медицинские учреждения г. Красноярска. При наличии фактических данных за 2003—2006 гг., расчеты по методике МТЭ дали положительные результаты только в случае, если не происходило существенных изменений ни в условиях функционирования учреждения, ни в факторах, влияющих на потребление электрической энергии. При наличии таких изменений разница между прогнозируемой величиной потребления электрической энергии и фактическим объемом достигает 40 %.

В случае отсутствия фактических данных МТЭ предполагает расчет прогнозируемых объемов потребления электрической энергии по усредненным нормативам потребления на единицу площади, количества посещений и т. д. Основной недостаток таких расчетов заключается именно в усредненных нормативах. Анализ фактически складывающихся объемов потребления электрической энергии, приходящихся на 1 кв. м общей площади зданий и на одно посещение в смену по муниципальным медицинским учреждениям г. Красноярска, показывает, что имеются большие различия между учреждениями. Кроме того, значение фактических объемов потребления электрической энергии на 1 кв. м площади здания и на одно посещение в смену имеет заметное колебание значений в разные годы. Такие различия фактических объемов потребления электрической энергии происходят вследствие различных погодных условий, различного количества посетителей, а также влияния других случайных факторов.

Методика формирования лимитов должна опираться на математические модели, с использованием методов корреляционно-регрессионного и факторного анализа. Это актуализирует формирование лимитов потребления электрической энергии в соответствии с основными положениями теории функционирования техноценозов7. Основная идея техноце-нологического подхода в том, что между технологически несвязанными объектами существуют слабые связи, формирующие из группы объектов сообщество. Используя методы математической статистики и математического моделирования, можно получить научно обоснованный прогноз потребления электрической энергии сообществом на следующий период планирования.

 

 

Муниципальные медицинские учреждения г. Красноярска, безусловно, имеют связи между собой. Хотя технологически они связаны не всегда, но имеется общий центр управления — администрация муниципального образования, учреждения функционируют в одинаковых климатических условиях. Медицинские учреждения оказывают услуги населению одного города, которое имеет свою специфику и одновременность заболеваний.

Процесс формирования лимитов потребления электрической энергии муниципальным медицинским учреждениям предлагается проводить по определенной схеме. Во-первых, на уровне муниципального образования следует осуществлять сбор информации о фактическом потреблении электрической энергии учреждениями города за прошедшие 4—5 лет и формировать прогноз ее потребления на следующий период планирования. Прогноз потребления передается муниципальному учреждению. Во-вторых, после анализа полученного прогноза потребления муниципальным учреждением электрической энергии формируются предложения по уменьшению или увеличению объема потребления электрической энергии на следующий период планирования. В-третьих, в муниципальном образовании проводится анализ обоснованности предложений муниципальных учреждений, с учетом этих предложений формируются лимиты потребления электрической энергии.

Расчеты на 2006 г. показали, что в 72 % случаев прогноз объемов потребления электрической энергии, рассчитанный по методике МТЭ, оказался ниже фактического потребления, в 8 % случаев выявлено превышение потребления, составляющее 15—30 % от фактического объема. По предлагаемой методике превышение расчетного объема потребления над фактическим составляет 5—10 %.

Таким образом, для 80 % муниципальных медицинских учреждений г. Красноярска расчет прогноза потребления электрической энергии, выполненный по представленной методике, ближе к фактическим значениям по сравнению с расчетом прогноза потребления электрической энергии, проведенным по методике МТЭ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Об энергетической стратегии России на период до 2020 года». Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 г. ¹ 1234-р // Собр. законодательства РФ. 2003. ¹ 36. Ст. 3531.

2  «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. ¹ 530 // Собр. законодательства РФ. 2006. ¹ 36. Ст. 3876.

3  «О направлении методики». Письмо Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 11 июня 1998 г. ¹ АК-4670 // Вестн. Госэнергонадзора. 1999. ¹ 1. С. 8—12.

4   «Правила лимитирования потребления электрической и тепловой энергии», утвержденные Минтопэнерго РФ от 16 апреля 1998 г. // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 1998. ¹ 18. С. 148—149.

5  «Временный порядок реализации лимитов потребления электрической и тепловой энергии организациям, финансируемым из Федерального бюджета, и контроля за их выполнением», утвержден Минтопэнерго РФ от 21 января 1998 / «Консультант +».

6   «О порядке обеспечения бюджетных учреждений». Постановление администрации Красноярского края от 8 декабря 1998 г. ¹ 688-П // Красноярский рабочий. ¹ 237—238. С. 2—3; «О лимитировании потребления электрической и тепловой энергии организациям, финансируемым за счет областного бюджета». Постановление Правительства Мурманской области от 5 декабря 2002 ¹ 412-П // Мурманский Вестн. ¹ 239. С. 1—2; «Об экономии потребления электрической, тепловой энергии и моторного топлива». Постановление Главы администрации Новосибирской области от 13 ноября 1998 г. ¹ 699 / «Консультант +».

7 См.: Кудрин Б. И. Введение в технетику. Томск, 1993; Гнатюк В. И. Закон оптимального построения техноценозов // Ценологические исследования. Вып. 29. М., 2005.

Поступила 11.07.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная