В. П. Миничкина. Мониторинг мероприятий административной реформы в регионе
МИНИЧКИНА Валентина Павловна, заместитель директора по научной работе Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, кандидат экономических наук.
Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 г. основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность деятельности государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти.
Республиканская целевая программа «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006— 2008 годах», утвержденная распоряжением Правительства РМ от 7 июля 2006 г. ¹ 694-р, предусматривает реализацию мероприятий по 7 основным направлениям, которые нашли отражение в Подробном плане мероприятий по проведению административной реформы в Республике Мордовия в 2007 г. и Плане мероприятий по проведению административной реформы в Республике Мордовия в 2007—2008 гг., утвержденных распоряжением Правительства РМ от 27 апреля 2007 г. ¹ 402-Р и изложенных в новой редакции 28 ноября 2007 г. ¹ 1144-Р.
Практика составления докладов о результатах и основных направлениях деятельности региональных органов исполнительной власти в 2004—2005 гг. выявила ряд серьезных проблем, препятствующих формированию системы управления, ориентированной на результат. Не созданы система сбора и обработки информации, необходимой для формирования достаточного набора целевых значений показателей результативности, а также система мониторинга их достижения.
У государственных служащих нет необходимых знаний и навыков такой работы, а также мотивации к ее проведению.
В связи с этим вышло Постановление Правительства РМ от 28 сентября 2007 г. ¹ 444 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Республики Мордовия и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Мордовия». Внедрение системы планирования и проектного управления в равной мере важно для успешного проведения административной реформы и решения других задач, связанных с реализацией полномочий органов исполнительной власти.
Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в РФ не позволяют упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, то есть обязательства РФ и субъектов РФ, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. Целями мероприятий этого направления стали разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
В связи с этим вышли Постановление Правительства РМ от 14 ноября 2007 г. ¹ 518 «Об Админис тративном регламенте предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и задачах исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия по обеспечению личного приема граждан» и Постановление Правительства РМ от 19 ноября 2007 г. ¹ 519 «Об Административном регламенте предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан Правительством Республики Мордовия и задачах по обеспечению личного приема граждан».
Кроме этого подготовлен и утвержден пакет ведомственных нормативных документов: 37 административных регламентов министерств и ведомств республики и 9 регламентов городского округа Саранск. В частности, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Мордовия разработаны, апробированы и внедрены 8 административных регламентов предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
В рамках направления «Стандартизация и регламентация» необходимо также решить задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг, созданию и ведению их реестров (перечней), отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.
Перечень государственных услуг, которые предоставляются органами исполнительной власти субъектов РФ и в отношении которых требуется первоочередная разработка, внедрение стандартов и административных регламентов, рассматривался Комиссией по проведению административной реформы в Мордовии. В результате работы Комиссии вышел Закон РМ от 26 июня 2006 г. ¹ 39-З «О республиканских стандартах качества предоставления бюджетных услуг». В законе даны определения предоставления бюджетных услуг; стандарта качества предоставления бюджетных услуг, изложен подробный перечень требований, которые должен содержать стандарт бюджетной услуги. В Постановлении Правительства РМ от 30 июня 2006 г. ¹ 290 «Об утверждении республиканских стандартов качества предоставления бюджетных услуг» закреплены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальных услуг.
Полномочия Правительства РМ в области установления стандартов бюджетных услуг и порядка оценки качества их предоставления даны в Постановлении Правительства РМ от 30 июня 2006 г. ¹ 282 «Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг республиканским стандартам качества предоставления бюджетных услуг». Под объектом оценки понимается соответствие качества предоставляемых услуг, технологии, условий их предоставления требованиям республиканских стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
Постановлением закреплены правила проведения контрольных мероприятий проверяющим органом, порядок обжалования результатов проверки, обязанности руководителя исполнительного органа государственной власти республики, его заместителей и других должностных лиц, рассматривающих обращения граждан, а также меры ответственности при выявлении нарушений стандартов качества.
Методические рекомендации, закрепленные в Постановлении Правительства РМ от 28 сентября 2007 г. ¹ 443 «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению Реестра государственных услуг Республики Мордовия», направлены на повышение эффективности и качества деятельности исполнительных органов государственной власти РМ по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечению доступности и прозрачности сведений об услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти республики, устанавливают порядок формирования и ведения Реестра государственных услуг Республики Мордовия.
В Постановлении Правительства РМ от 30 июня 2006 г. ¹ 276 «О мерах по созданию системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах» утверждается Перечень бюджетных услуг, в соответствии с которым производится учет потребности в предоставлении бюджетных услуг, а также Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении, а также учета результатов оценки при формировании расходной части республиканского бюджета Мордовии. В Перечне представлен подробный список видов услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими правила их предоставления потенциальным потребителям по 6 направлениям: услуги в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, физической культуры и спорта и др. Нельзя не отметить Постановление Правительства РМ от 26 мая 2006 г. ¹ 212 «О Республиканском перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения, и Тарифах на платные социальные услуги».
В 2007 г. Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия осуществлена оценка эффективности предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Мордовии.
Разработка технологической базы электронных административных регламентов, реализуемых посредством применения информационно-коммуникационных технологий на всех этапах выполнения соответствующих действий, ведется в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)». Электронные административные регламенты позволяют обеспечить взаимодействие различных ведомственных информационных систем в рамках реализации общих административных процедур. Эта работа предстоит на следующих этапах реализации административной реформы.
В рамках административной реформы должна быть продолжена подготовка нормативно-правовой и методической базы для разработки и внедрения административных регламентов, проведены ведомственные и региональные эксперименты, разработаны пилотные проекты, обеспечены экспертная, консультационная и образовательная поддержка разработки и внедрения административных регламентов и сопровождение практики их применения.
Предстоят создание оптимальной структуры и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти. Наличие у органов исполнительной власти значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации стали препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти. Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти.
Целями реализации административной реформы по этому направлению являются оптимизация функций органов исполнительной власти, включая контроль и надзор, внедрение особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти.
Указ Главы РМ от 21 ноября 2005 г. ¹ 187-УГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия» утверждает структуру исполнительных органов государственной власти республики: Правительство РМ, министерства, государственные комитеты, республиканские комиссии, республиканские службы, республиканские инспекции, иные исполнительные органы государственной власти республики.
Цель реализации административной реформы по антикоррупционной политике — оптимизация функций органов исполнительной власти, особых механизмов противодействия коррупции. Следует отметить, что в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств, высокая степень свободы действий, вызванная спецификой их работы, высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, создать антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции, внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность, создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций; разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов, а также разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы.
Закон РМ от 8 июня 2007 г. ¹ 54-З «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» принят Государственным Собранием 5 июня 2007 года. Законом определены задачи антикоррупционной политики и обоснована необходимость разработки антикоррупционной программы, проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, антикоррупционного мониторинга, организации антикоррупционного образования и пропаганды.
Органы государственной власти могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей органов государственной власти, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции. В 2007 г. Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия разработана методология мониторинга восприятия коррупции и взяточничества населением Мордовии и проведено пилотажное исследование «Восприятие коррупции населением». В 2008 г. будет продолжен комплекс антикоррупционных мероприятий.
Важным направлением административной реформы стало повышение эффективности взаимодействия государства и общества. Одна из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Республике Мордовия — информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. Процесс получения информации сложен, значимая для общества информация предоставляется государственными органами зачастую несвоевременно либо вовсе недоступна. Реализация конституционного права граждан на получение информации чрезвычайно затруднена. Целями мероприятий по этому направлению стали повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В 2007 г. Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия разработана методология мониторинга и рейтингования исполнительных органов власти Республики Мордовия по критерию открытости, проведен мониторинг и составлен рейтинг исполнительных органов власти по критерию открытости в 2007 году.
Целью мероприятий по модернизации системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной и муниципальной власти является реформирование системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения международных стандартов и создание систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы. В рамках этого направления ведется разработка методических основ и систем мониторинга процессов управления по результатам качества предоставления государственных услуг, результативности ведомственных и региональных антикоррупционных программ, проведения закупок для государственных нужд, информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, развития гражданского общества и участия его представителей в процессе подготовки и принятия государственными органами решений с последующим мониторингом. Мероприятия осуществляются в рамках Республиканской комплексной целевой программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия до 2010 г.», утвержденной Постановлением Правительства РМ от 14 марта 2005 г. ¹ 76.
Повышение эффективности государственной службы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации — с другой. Необходимый фактор успешного проведения реформы — заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить ее реализацию.
Указ Главы РМ от 14 декабря 2006 г. ¹ 230-УГ «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Республики Мордовия» (далее — Положение) утверждает прилагаемое к нему Положение. Обязанности по организации методического обеспечения работы с кадровым резервом государственной гражданской службы республики возлагаются на управление государственной службы Администрации Главы РМ.
Указом Главы РМ от 25 февраля 2005 г. ¹ 22-УГ «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия и государственных гражданских служащих Республики Мордовия» утверждены прилагаемые к нему соответствующие Положения.
Законом РМ от 20 февраля 2006 г. ¹ 4-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия» внесены изменения в Закон РМ от 26 января 1996 г. ¹ 10-З «О государственной службе Республики Мордовия» и в Закон РМ от 8 июня 1999 г. ¹ 30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» в части пенсионного обеспечения государственных гражданских и муниципальных служащих.
Постановление Правительства РМ от 30 июня 2006 г. ¹ 274 «О мерах по оптимизации бюджетной сети и обеспечению перевода государственных учреждений республики в форму негосударственных организаций» содержит Перечень основных социальных услуг, предоставление которых в Мордовии может осуществляться негосударственными организациями, и Порядок проведения эксперимента по переводу государственных учреждений республики, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций. В число основных социальных услуг, предоставление которых в Мордовии может осуществляться негосударственными организациями, входят услуги по организации занятий граждан физкультурой и спортом путем проведения занятий в клубах, учебных группах, командах; услуги по организации спортивно-массовых мероприятий (соревнования, спартакиады, учебно-тренировочные сборы), в том числе общероссийского и республиканского уровней; услуги по изучению, поддержке традиционной народной культуры.
Постановлением Правительства РМ от 30 июня 2006 г. ¹ 279 «О вопросах результативности работы и повышения самостоятельности бюджетных учреждений Республики Мордовия» утверждаются Перечень основных требований к результатам работы бюджетных учреждений республики. Он представляет собой типовую таблицу, точно оценивающую деятельность учреждений; Перечень индикаторов качества бюджетных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями Мордовии; Методику оценки выполнения бюджетными учреждениями республики требуемых результатов и учета их достижения при финансировании бюджетных учреждений Мордовии.
Таким образом, реализация первого этапа административной реформы позволила создать необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. Разрабатываются проекты типовых административных регламентов, ведутся пилотные проекты по созданию реестров и стандартов государственных услуг. Проведенные в Мордовии мероприятия по осуществлению реформы государственной службы и административной реформы создали базу для дальнейшего ее развертывания в полном объеме, подготовлены нормативные акты, направленные на обеспечение доступа к информации государственных органов и органов местногосамоуправления, осуществляется реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
Однако по ряду приоритетных направлений административной реформы работы не начаты или приостановлены. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти. В частности, не разработаны и не реализованы механизмы осуществления контроля и надзора, противодействия коррупции, взаимодействия между государством и структурами гражданского общества, досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц.
В этом отношении в 2008 г. предстоит осуществить организацию эффективного разделения полномочий и координацию деятельности между исполнительными органами государственной власти республики и органами местного самоуправления муниципальных образований Мордовии, в первую очередь при оказании государственных услуг населению и бизнесу; организацию эффективной координации деятельности между исполнительными органами государственной власти республики и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг населению и бизнесу; дальнейшее внедрение в исполнительных органах государственной власти Мордовии и в органах местного самоуправления муниципальных образований принципов и процедур управления по конечным результатам; создание всеобъемлющей системы мониторинга и оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг; оптимизацию функционирования исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований на основе внедрения административных и должностных регламентов, стандартов оказания государственных и муниципальных услуг; расширение и совершенствование использования программно-целевых методов управления в практике деятельности исполнительных органов государственной власти Мордовии и органов местного самоуправления муниципальных образований республики; создание всеобъемлющей системы антикоррупционных мероприятий, нацеленных на сокращение социально-экономических причин коррупции; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и гражданского общества, прозрачности их деятельности; развитие системы повышения квалификации государственных гражданских служащих; внедрение средств оперативного информационного взаимодействия населения и бизнеса, с одной стороны, и исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований — с другой; дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти Мордовии и местного самоуправления муниципальных образований республики; комплексные и целенаправленные преобразования нормативной правовой базы Мордовии в целях реализации административной реформы и законодательного обеспечения ее мероприятий.
Поступила 15.01.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная