В. Ф. Чеботарев, И. В. Белов. Кластерная политика как основа стратегического инновационного развития региона

В. Ф. ЧЕБОТАРЕВ, И. В. БЕЛОВ

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА, КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ЧЕБОТАРЕВ Валентин Федорович, заместитель министра экономики Республики Мордовия, кандидат экономических наук.

БЕЛОВ Илья Вадимович, аспирант Нижегородского государственного технического университета.

Достижение эффективной региональной социальной политики, опирающейся на современные гуманитарные технологии, способной дать ответ на вызовы времени, лежит в плоскости формирования стратегического каркаса инновационного регионального развития, узловыми и связующими центрами которого являются территориально-производственные кластеры.

Разработка долгосрочной стратегии развития региональной экономики, проектирование стратегического каркаса регионального инновационного развития с выделением конкурентоспособных территориально-производственных кластеров требует решения задачи согласования в рамках частно-государственного партнерства общности интересов. Иными словами, это не только создание наиболее благоприятных условий для развития крупного и малого бизнеса, но и решение комплекса социальных задач: от преодоления «конфликта» между производительностью труда и возможностью организации рабочих мест до решения проблем, вызванных концентрацией или монополистической централизацией промышленного производства.

В Мордовии накоплен положительный опыт оказания государственной поддержки и стимулирования развития территориально-промышленных комплексов. Применение кластерного подхода в сочетании с программно-целевым является эффективным инструментом социально-экономического развития региона и позволяет, с одной стороны, задействовать потенциал внутри- и межрегиональной кооперации, с другой — способствует повышению уровня конкурентоспособности предприятий, значение которой в условиях предстоящего вхождения России в ВТО трудно переоценить.

 

Здесь наиболее перспективным, на наш взгляд, представляется дальнейшее совершенствование сформировавшегося в республике кластера светотехнической промышленности, создание кластеров в пищевой промышленности и лесоперерабатывающем комплексе.

Нельзя не отметить, что успешная реализация кластерной политики, как основы стратегического каркаса инновационного развития региона, эффективность механизмов государственной поддержки и стимулирования территориально-производственных кластеров во многом будут зависеть от четкого разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями власти, степени реформирования системы межбюджетных отношений, а также гибкости подходов при определении масштабов местного самоопределения и планирования развития. При этом в работе со стратегиями следует, на наш взгляд, руководствоваться опережающим и расширенным пониманием развития. Это не только экономический рост, повышение конкурентоспособности и модернизация инфраструктур энергетической, транспортной и др., но и освоение новых информационных, социальных и гуманитарных ресурсов развития, включающих: научные подходы, опыт разработки и реализации стратегий регионального развития. Это и научные дискуссии, содействие инициированию новых идей и конкретных предложений к стратегии и сценариям регионального развития, усиление роли муниципальных образований в формировании долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики, повышение согласованности разработки стратегий развития на республиканском и муниципальном уровнях.

В области государственного управления, как уже отмечалось, ключевой вопрос — разграничение полномочий между различными ветвями и уровнями власти. Если сегодня предмет обсуждения разграничения полномочий рассматривается в целостном формате, то завтра на повестке дня будет вопрос о дальнейшем разграничении полномочий процессов развития. В этой связи не трудно спрогнозировать последующий ход событий. Такая постановка вопроса повлечет за собой появление новых по содержанию полномочий. Поэтому главным при разработке схем управления региональным развитием остается вопрос о его предпочтительных, оптимальных масштабах и согласованности.

Это обусловливает необходимость уточнения в каком виде, в каком объеме, не снижая эффективности управления, можно заниматься стратегическим планированием развития муниципальных образований.

В контексте обсуждаемой проблемы, на наш взгляд, уместно сформулировать тезис «расширенного понимания региональности». Если принять во внимание, что на каждом уровне и этапе управления региональным развитием на передний план выходит вполне определенная задача, то сегодня это — освоение методов стратегического управления. На этом пути важно выделить, с одной стороны, основные проблемы и подходы к стратегическому планированию развития муниципальных образований, с другой — соответствующие этим проблемам и подходам объекты и индикаторы, с помощью которых будут далее формироваться проекты и программы развития.

Следует заметить что, говоря о региональном развитии, мы имеем в виду не только муниципальные образования. Проблема значительно шире. В большей степени нас интересуют возможности развития меньших по масштабу, но не по значению для жизни людей и республики схем расселения. Стратегические приоритеты и ресурсы регионального развития должны сохранять гибкость в выборе масштабов местного самоопределения, не отказывая ни одному потенциальному субъекту развития в праве разрабатывать и реализовывать стратегию собственного развития.

При решении важнейших проблем регионального развития в работе со стратегиями необходимо, как уже отмечалось, руководствоваться опережающим и расширенным пониманием развития. Проблемы регионального развития это не только заводы, фабрики, дымящиеся трубы, прежде всего, социальные вопросы: уровень заработной платы, рабочие места, условия труда и др. Именно поэтому в центре внимания проблем регионального развития лежат задачи пространственного планирования, информатизации, вопросы социальной, этнокультурной и кадровой политики.

Каждый субъект социокультурного и экономического действия (регион или муниципальное образование) в праве разрабатывать стратегию собственного развития и участвовать в определении контуров стратегии микрорегиона. В целях обеспечения успешной реализации эффективной социальной политики в рамках регионального развития необходимо решить задачу стратегического согласования и координации планов и программ федерального, регионального и муниципального уровней, а также территориальных и отраслевых приоритетов управления развитием. Это позволит реализовать принцип субсидиарности: стимулировать усилия различных субъектов в сфере разработки и согласования стратегических программ развития; определить критерии достижения стратегических результатов деятельности различных субъектов управления развитием; осуществлять мониторинг и контроль достижения среднесрочных и долгосрочных программно-стратегических результатов.

Проектно-аналитическое и организационное освоение функций стратегического согласования программ развития будет способствовать росту культуры государственного управления, реализации концепции социально-ориентированной экономики развития региона.

Поступила 12.09.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная