А. А. Кидямкин. Особенности развития кабельной промышленности и их влияние на состояние бизнес-планирования отрасли

А. А. КИДЯМКИН

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

КИДЯМКИН Алексей Анатольевич, аспирант кафедры менеджмента Мордовского государственного университета.

В условиях динамично развивающейся рыночной среды бизнес-планирование — одно из наиболее эффективных способов организа-ции плановой деятельности предприятия для выполнения поставленных целей, выраженных в установленных значениях ключевых показателей ее эффективности. Бизнес-план является инструментом достижения этих целей, поэтому бизнес-план предприятия, входящего в структуру акционерного общества, разрабатывается как инструмент обеспечения его операционной деятельности в целях выполнения ключевых показателей эффективности, утверждаемых Советом директоров ОАО.

Одним их характерных примеров взаимосвязи уровня развития бизнес-планирования с эффективностью менеджмента промышленного предприятия, на наш взгляд, является положение дел в кабельной отрасли.

Высокая зависимость предприятий кабельной промышленности от поставщиков меди и алюминия, наличие у последних значительных возможностей для реализации стратегии поглощения заводов-изготовителей кабеля, общие тенденции развития национальной экономики в этом направлении отражают высокую степень риска хозяйственной деятельности для отраслевых производителей. Как следствие — они нуждаются в плановом инструментарии, позволяющем реально повысить качество принимаемых решений, в том числе и стратегического характера.

Для определения и обоснования направления совершенствования бизнес-планирования с учетом отраслевой специфики предприятий, прежде всего, необходимо оценить состояние и современные особенности развития отрасли и ее ведущих производителей. Это позволит более предметно решить вопрос о выборе наиболее рационального подхода к развитию бизнес-планирования в системе корпоративного менеджмента промышленного предприятия.

Кабельная промышленность — одна из наиболее динамично развивающихся подотраслей машиностроения и электротехнической промышленности Российской Федерации. Большинство предприятий отрасли объединены в рамках Ассоциации «Электрокабель», в которую помимо российских предприятий входят производители кабельно-проводниковой продукции из стран бывшего СНГ: Украины, Белоруссии, Узбекистана, Армении, Казахстана, Киргизии, Эстонии (всего более 80 предприятий, 71 из них — полномочные члены Ассоциации). В рамках Ассоциации «Электрокабель» осуществляется взаимовыгодное сотрудничество, обмен информацией, опытом между ее членами. Организационную работу выполняет Исполнительная дирекция Ассоциации «Электрокабель».

Другой объединяющей силой производителей кабеля, ее научно-техническим центром является ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт кабельной промышленности» (ОАО «ВНИИКП») (г. Москва), выполняющий основные объемы прикладных научных исследований в целях разработки и совершенствования основных видов кабель-но-проводниковой продукции. Институт выполняет также поисковые научные исследования, осуществляет фундаментальные разработки.

Ежегодно Исполнительной дирекцией Ассоциации «Электрокабель» проводится мониторинг производства кабельно-проводниковой продукции: по объемам выпуска кабельных изделий в целом и по 38 номенклатурным группам кабелей и проводов, а также по объемам переработки меди и алюминия для этих целей.

В 2002 г. кабельная промышленность России испытала некоторый всплеск в процессе своего восстановления после катастрофического спада производства, последовавшего после распада Советского Союза. На пике своего развития кабельная промышленность производила около 300 тыс. т по весу металла проводника, но затем объем производства упал на две трети до 100 тыс. тонн. В 2000 г. производ-

ство кабелей с металлическими жилами превысило отметку в 200 тыс. тонн. Показатели за 2003 г. свидетельствуют о резком скачке производства: объем выпускаемой продукции вырос на 22,3 % и достиг 272 тыс. т по весу металла проводника. В стоимостном выражении общий объем производства кабельных изделий прошел отметку в миллиард долларов и достиг 1 166 млн дол. США1.

В 2000—2003 гг. в России наблюдался высокий рост спроса на кабельные изделия. Обладая большими запасами свободных производственных мощностей, российская кабельная промышленность оказалась в состоянии соответствовать этому росту. Для кабельной промышленности большое значение сыграло и то, что рост спроса не привел к увеличению импорта.

Проведенное исследование показало, что в 2006 г. прекратилось наблюдавшееся в 2003—2005 гг. замедление темпов роста выпуска кабельных изделий на предприятиях Ассоциации «Электрокабель». Объем производства в 2006 г. увеличился по сравнению с 2005 г. по показателю «кабельные изделия по весу меди» на 10,9 % «по весу металла» — на 8,7 % (разница в темпах объясняется более высокими темпами роста потребления алюминия по сравнению с ростом потребления меди на жилу кабельных изделий).

Это улучшение объясняется, прежде всего, ростом платежеспособного спроса на кабель в России. Более высокие темпы роста кабельных изделий в 2006 г. на предприятиях России (за счет того, что доля России составляет почти 82 % в общем объема выпуска по Ассоциации) положительно повлияли на общий рост показателя. Другой особенностью итогов 2006 г. стал рост объемов выпуска в 4 квартале по сравнению с 3 кварталом: в последние годы, наоборот, в 4 квартале выпуск кабельных изделий снижался на 6—8 % по сравнению с 3 кварталом2.

С учетом значительной доли российских предприятий в общем объеме выпуска динамика их производства определила общую тенденцию по Ассоциации в целом. Рост российской экономики носил инерционный характер и не всегда определялся структурными изменениями. В то же время в 2006 г. несколько повысились темпы роста ВВП, объемов производства промышленной продукции, и что особенно важно для инвестиционно-ориентированной кабельной промышленности — темпы роста инвестиций в основной капитал.

За последние 2 года кабельная промышленность России демонстрирует тенденции концентрации производства, вхождения кабельных заводов в состав холдингов, в том числе холдингов цветной металлургии, рост зарубежных инвестиций.

В настоящее время основную роль на рынке кабельной продукции играют крупные производители, 7 крупнейших заводов России выпускают 75 % продукции. Но курс на укрупнение берут не только производители кабельно-про-водниковой продукции, но и крупнейшие поставщики цветных металлов, которые приходят к мысли об объединении всего производственного цикла. Основными потребителями внутреннего рынка цветных металлов являются именно производители кабельно-проводниковой продукции. К примеру, общая емкость внутреннего российского рынка меди составляет немногим больше 300 тыс. т в год, при этом только предприятия, входящие в состав ассоциации, переработали в 2006 г. 237 тыс. т меди3. Поэтому крупные собственники, такие, как Уральская горно-металлургическая компания или СУАЛ, уже владеющий четырьмя заводами по производству кабеля, стараются закрепить за собой и потребителей, и акции, такую же политику проводит ЗАО «Севкабель-Хол-динг» (Санкт-Петербург), который приобрел в 2006 г. акции двух кабельных заводов.

Растет интерес к кабельным заводам и со стороны иностранных инвесторов. В мае 2006 г. Reka Cables Ltd (подразделение финского концерна Reka) и ЗАО «Торговый дом ВНИИКП» подписали контракт о покупке кабельного завода в Подольске (Московская область). Reka намерена провести серьезную модернизацию завода и значительно увеличить долю своего присутствия на кабельно-проводниковом рынке России. Данное приобретение и будущие вложения в производство стали стратегическими инвестициями компании Reka в российский рынок. Компания также планирует объединить деятельность своей новой производственной площадки в Подольске с имеющимися отделениями в Москве, Санкт-Петербурге и Выборге.

Сегодня отечественная кабельная промышленность удовлетворяет потребности российского рынка по большинству позиций. В частности, кабельные заводы России и СНГ удовлетворяют спрос на волоконно-оптический кабель, обмо-

точные провода, по самонесущим изолированным проводам. По данным, опубликованным некоммерческим партнерством «Роскабель» и ассоциацией «Электрокабель» в 2004 г., Россия импортирует в заметном объеме только коаксиальные кабели, кабели для компьютерных сетей передачи данных, высоковольтный силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена. Последние несколько лет общий баланс импорта-экспорта кабельной и полупроводниковой продукции России улучшился, и общий объем импортных поставок на российский рынок находился в промежутке 13—15 %.

В ближайшей перспективе российским производителям кабеля предстоит решить задачу отношений с предприятиями, выпускающими и продающими продукцию низкого качества. В 2006 г. 10 ведущих предприятий отечественной кабельной промышленности, члены ассоциации «Электрокабель», приняли решение об учреждении некоммерческой организации «Фонд поддержки программ развития предприятий кабельной промышленности». Одной из его задач является пересмотр действующих и разработка новых стандартов на кабели и провода, приведение их в соответствие с требованиями Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Кабельная промышленность России в настоящее время представляет собой совокупность производителей кабельно-проводниковой продукции, конкурирующих между собой в основном по качеству продукции и имеющих налаженные взаимовыгодные международные связи с предприятиями на территории бывшего СНГ. При этом кабельная промышленность России остается фрагментированной, без доминирующего игрока и с большим количеством компаний среднего размера. Еще одна черта российской кабельной промышленности — большинство предприятий находится в руках местных собственников, зарубежные инвестиции ограничиваются небольшими совместными предприятиями, образованными с местными компаниями, специализирующимися на производстве конкретного ассортимента изделий (волоконно-оптические кабели или силовые кабели высокого напряжения). К числу ведущих предприятий отрасли относятся предприятия, в последние годы сумевшие значительно обновить парк оборудования и расширить за счет этого ассортимент выпускаемой продукции: «Камкабель», «Электрокабель», «Сарансккабель», «Самаракабель», «Севкабель».

Компания «Камкабель» — самый крупный производитель кабеля в России. В компании (г. Пермь), занято около 4 тыс. человек. Компания имеет сложную структуру и представляет собой группу, состоящую из нескольких дочерних компаний; 40 лет назад завод Камкабель создал совместное предприятие с компанией Siemens для производства гибких кабелей с резиновой изоляцией под названием Geros Kabel. В 1993 г. это предприятие преобразовано в независимое акционерное общество. В результате приобретения Рыбинск-кабеля компания «Камкабель» получила долю в компании «Волмаг», производящей обмоточные провода, в партнерстве с компанией «Eldra» (Австрия).

Компания «Электрокабель» — второй по величине производитель кабельных изделий (расположена в 160 км от Москвы). Завод выпускает кабели с 1939 г. и специализируется на производстве кабелей и проводов низкого напряжения, а также кабелей связи с медными жилами.

Одним из лидеров кабельной промышленности России является ОАО «Завод „Сарансккабель”». Предприятие динамично развивается, прежде всего, за счет постоянного внедрения современных технологий и видов продукции. ОАО «Завод „Сарансккабель”» фактически представляет собой холдинговую структуру, состоящую из 5 различных предприятий. Такая структура характерна для лучших предприятий кабельной промышленности России и в последние годы получает все большее распространение.

ЗАО «Самаракабель» — одна из ведущих компаний-производителей кабелей связи в России, благодаря своему совместному предприятию с компанией «Corning» является одним из ведущих производителей волоконно-оптических кабелей. Кроме того, компания производит широкий диапазон низковольтных кабелей, но не выпускает обмоточные провода. «Самаракабель» также имеет совместное предприятие с General Motors, имеющее название PES/SCC и выпускает автомобильные провода.

«Севкабель» — компания, производящая низковольтные кабели и кабели связи широкого диапазона. У нее есть несколько дочерних компаний, включая «Белэлектрокабель», «Севморкабель» и «Геофизкабель». «Севкабель» — одна из немногих российских компаний, имеющая интересы за рубежом.

Она владеет компанией Молдавкабель в Молдавии, которая производит обмоточные провода и кабели низкого напряжения других типов. «Севкабель» инвестировал 10 млн дол. США в 2004—2005 гг. в модернизацию своих предприятий. Компания начала производство силовых кабелей марки NYY и NYM и создала совместное предприятие с финской кабельной компанией Reka, которое будет выпускать силовые кабели среднего и высокого напряжения.

Таким образом, на предприятиях кабельной промышленности целесообразно формирование системы бизнес-планирования как подсистемы корпоративной системы управления, имеющей целью достижение на основе использования планово-бюджетных форм и процедур скоординированных результатов работы предприятий, входящих в состав ОАО, по повышению эффективности осуществляемых бизнес-процессов, внедрению новых механизмов управления и реализации стратегических задач их развития.

Организация бизнес-планирования на предприятиях отрасли, на наш взгляд, должна базироваться на использовании сквозной системы контрольных показателей и реализующих их целевых программ предприятий, использовании вариантного (сценарного) подхода в бизнес-планировании, наличии унифицированных документов и процедур и создании единого нормативно-методического обеспечения процессов бизнес-планирования в группе, использовании дифференцированного подхода в организации планирования в зависимости от особенностей каждого предприятия группы.

Бизнес-планы должны основываться на системе сбалансированных показателей, в которой отражаются показатели эффективности предприятий и предусмотрены возможности их мониторинга; условия формирования уровня цен на продукцию на основе системы прогнозных цен. Важным моментом бизнес-плана должно стать обеспечение функций контроля финансово-экономического состояния предприятия в процессе реформирования, прогнозирования и оценки экономических рисков в результате реформирования с целью принятия объективных управленческих решений и создания необходимой информационно-аналитической базы.

Руководители предприятий должны быть самостоятельны в организации бизнес-планирования и исполнения бизнес-планов, нести ответственность за их разработку и выполнение, полноту, достоверность и своевременность предоставления бизнес-планов и отчетов об их исполнении.

Осознание необходимости применения такого подхода должно стать результатом детального анализа факторов внешней и внутренней среды, влияние которых на состояние и динамику развития предприятий кабельной промышленности постоянно усиливается. Поэтому все необходимые изменения в области бизнес-планирования деятельности предприятия необходимо сопровождать тщательным системным исследованием потребностей в них и направлений осуществления на основе приемов диагностики, анализа и оценок, в том числе и экспертных.

Поступила 03.09.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная