И. В. Петров. Сравнение стратегий вывода из кризиса моногородов государственного значения (на примере автоградов Поволжья Тольятти и Набережные Челны)
И. В. ПЕТРОВ
СРАВНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ВЫВОДА ИЗ КРИЗИСА МОНОГОРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АВТОГРАДОВ ПОВОЛЖЬЯ ТОЛЬЯТТИ И НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
ПЕТРОВ Иван Владимирович, аспирант кафедры социологии Тольяттинского государственного университета.
Ключевые слова: стратегия, стратегический план, развитие, кризис, моногород, потребитель, продукция
Key words: strategy, strategic plan, development, crisis, mono-town, customer, products
Стратегический план развития города — это документ, определяющий главные цели и задачи, важнейшие стратегические направления развития города и основные меропри-ятия1. К моногородам относятся поселения (город, поселок), где жизнь и благополучие людей находятся в тесной зависимости от деятельности одного предприятия либо группы предприятий, связанных единой производственной цепочкой или обслуживающих один и тот же рынок, на которых занято более четверти экономически активного населения2.
Поиск путей выхода из кризиса занимает центральное место в деятельности органов власти всех уровней. Максимальную поддержку федеральный центр оказывает городам, в которых сосредоточено производство промышленной продукции государственного значения. В их числе находятся города-столицы автомобильной промышленности Поволжья — Тольятти и Набережные Челны. Эти города весьма близки по ряду характеристик и признаков3.
При подготовке стратегических планов развития обоих городов рассматривались их конкурентные преимущества, что нашло отражение в теоретической части документов. В п. 1.5 Стратегического плана ГО Тольятти перечислены конкурентные стороны: трудовой (население Тольятти составляет 0,5 % населения страны, а доля экономически активного населения — 1 %), производственный (высокая концентрация квалифицированного производственно-технического персонала), природно-ресурсный (в основном для рекреации) и градостроительный (возможности дальнейшей застройки) потенциалы, а также географическое положение (узловые функции, близость к экономически развитым регионам Поволжья, Центра и Урала)4. В п. 2.1 Плана Набережных Челнов перечисляются конкурентные преимущества этого города: население (крупнейший город Закамского региона Республики Татарстан), благоприятное транспортно-географическое положение (узловая роль, доступ к сырью и промышленным центрам), развитая промышленность (значительный объем отгруженных товаров)5.
В обоих случаях разработчики игнорируют наличие в городах развитой образовательной системы, которая обеспечивает промышленность этих городов квалифицированными кадрами. Так, в Тольятти существуют 7 собственных вузов (включая открывающийся в 2011 г. Православный институт) и 22 филиала вузов других городов6. В Набережных Челнах имеются 8 собственных вузов и 11 филиалов7. Таким образом, оба города имеют значительное население, важные узловые функции, развитую промышленность. В Набережных Челнах возможность застройки ниже, что отражено в расчетах численности населения к 2015 г. — 512,7 тыс. чел.8, что незначительно больше, чем уже зарегистрированный максимум — 510 тыс. чел. в 2002 г.9 Однако эти расчеты противоречат оценкам специалистов, утверждающих, что население России в ближайшие десятилетия будет повсеместно неуклонно снижаться, так что надежды на рост населения, на наш взгляд, излишне оптимистичны.
Значительные сходства этих городов по ряду признаков позволяют говорить о схожести путей их развития и реакции на кризисные явления в экономике. Оба города в период кризиса 2008—2009 гг. имели огромные потери по уровню производства, поскольку головные предприятия городов не могли сбывать свою продукцию на российском и мировом рынках. Так, в ГО Набережные Челны за 2009 г. производство автомобилей КамАЗ достигло 45,3 % уровня 2008 г., сборочные предприятия марок Ssang-yong, FIAT произвели только 13,4 % по сравнению с 2008 г.10 В ГО Тольятти производство автомобилей ВАЗ в 2009 г. упало до 37,1 % к соответствующему периоду предыдущего года11.
В обоих городах, помимо градообразующих предприятий, есть предприятия сопутствующих сфер — химические, строительные и пищевые. Предприятия по производству кирпича, бетона и железобетонных изделий пострадали столь же сильно, как и металлургические. Так, в ГО Набережные Челны производство строительного кирпича в 2009 г. остановилось на отметке 60,4 % уровня 2008 г.12 (в ГО Тольятти — 60 %13), а производство бетона и железобетонных изделий — 40 %, что даже ниже уровня производства автомобилей. В ГО Тольятти производство этой продукции не считается профильным, что компенсируется наличием мощной химической базы. В химической промышленности падение началось раньше (в основном за счет ее экспортно-ориентированного характера), после резкого сокращения осенью 2008 г. ситуация несколько стабилизировалась в 2009 г., падение замедлилось. Индекс химического производства за июнь составил 98,1 % (к 2007 г.) (декабрь 2008 г. — 70,7 %).
Менее всего пострадали от кризиса предприятия по производству продуктов питания. Так, в ГО Набережные Челны некоторые товары показали даже рост: это нежирная молочная продукция (125,9 %), мороженое (108,2 %) и пиво (148,1 %)14. В ГО Тольятти положительную динамику показало производство консервов (153,2 %) и плодовых вин (208,6 %)15. Более всего пострадало производство продуктов элитарного потребления — мяса и колбас.
Специализация обоих городов несколько отличается, поскольку ВАЗ, расположенный на территории ГО Тольятти, производит легковые автомобили, т. е. товары народного потребления, а КамАЗ в Набережных Челнах специализируется на промышленной технике — большегрузных и производственных автомобилях. Это характеризует некоторые отличия выхода из кризисной ситуации через ориентацию на разные целевые аудитории (потребителей основной продукции).
Поскольку стихийно выйти из сложившегося в мировой и российской экономике положения эти производства были не в состоянии, то в обоих зависимых от них муниципальных образованиях был запущен процесс разработки Стратегического плана развития, который позволил бы в условиях дефицита ресурсов направлять средства на решение вопросов, которые имеют важное значение, и игнорировать менее значимые трудности.
Так как стратегия развития должна удовлетворять потребности максимального числа сторон, то проводились опросы, исследования и анализ различных городских показателей, что находило отражение в текстах итоговых документов. Так, в предисловии Стратегического плана развития г. Набережные Челны сказано, что он «разработан в многостороннем диалоге бизнеса, власти и общества. Исследованы оценки и мнения жителей, руководителей предприятий и банков, депутатов, бизнес ассоциаций, специалистов высших учебных заведений, представителей администрации города». Проводились социологические исследования населения Набережных Челнов, оценка динамики параметров качества жизни населения, анализ тенденций социально-экономического развития, SWOT-анализ. Это позволило определить базовые направления развития города: «динамичное развитие автомобильного и строительного кластеров, пищевой промышленности, развитие финансового рынка, позиционирование Набережных Челнов как открытого города для иностранных и отечественных инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, культурной столицы Закамья»16.
Для разработки тольяттинского Стратегического плана применялся анализ исторического развития, внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие города; сделан SWOT-анализ социально-экономического и экологического развития Тольятти, дана оценка потенциалу, а также ограничениям и барьерам развития города. На основании этого были выработаны основные сценарии, поставлена цель, определена миссия стратегического развития городского округа, а также сформулированы основные программы и проекты, призванные обеспечить выполнение этих установок.
Миссии и главные цели обоих городов близки по содержанию. Так, миссией ГО Набережные Челны является «обеспечение динамичного устойчивого развития города Набережные Челны в условиях растущей конкуренции с многопрофильной самоорганизующейся экономикой на основе инвестиционной, инновационной привлекательности, с высоким уровнем жизни населения, научно-производственным потенциалом, уровнем культуры»17. Миссия ГО Тольятти состоит в том, что «Тольятти — город, устремленный в будущее! Опираясь на человеческий, технологический и природный потенциал, мы создаем модель устойчивого развития Тольятти с высоким качеством жизни населения и конструктивного взаимодействия населения с властью и бизнесом через реализацию „пилотных" проектов, использование инноваций во всех сферах нашей жизни и международное сотрудничество»18. В обоих случаях делается акцент на инвестиции, инновации в экономике и повышение качества жизни населения.
Также схожи и главные цели городов. «Главная цель развития города Набережные Челны — постоянное повышение качества жизни»19. «Стратегической целью развития городского округа Тольятти является развитие гражданского общества, устойчивое повышение качества жизни населения на основе диверсификации и инновационного развития экономики городского округа»20.
Однако при рассмотрении рекомендаций видно, что решение указанных задач противоположно. Так, в пункте «Приоритетные (стратегические) направления развития» Стратегическим планом развития Тольятти указываются всестороннее развитие человеческого потенциала, обеспечение интенсивного развития экономики, сохранение и улучшение среды жизнеобитания, развитие местного самоуправления в ГО Тольятти, «пилотные» проекты и международное со-трудничество21, однако совершенно отсутствуют указания на развитие автопромышленного сектора (только «интенсивное развитие экономики»). Это направление содержит ряд целей и задач: повышение инвестиционной привлекательности городского округа; активное развитие малого и среднего предпринимательства и формирование конкурентной среды; создание условий для инновационного развития на основе стимулирования производств, базирующихся на ноу-хау и инновациях; активное развитие сферы услуг, в том числе рекреационно-туристической сферы; увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета городского округа; формирование в городском пространстве условий для образования и развития научно обоснованной и гуманной системы создания и применения инновационных технологий в различных сферах городской жизни, гармоничного взаимодействия различных форм собственности, научно обоснованного, социально-культурного и экологически ориентированного предпринимательства, бизнеса и муниципального сектора экономики в различных сферах городской жизни22. Здесь нет указаний и на развитие автомобилестроения в ГО Тольятти. Зато в тексте рассмотрена эта проблема: «отсутствие отраслевой диверсификации способствует концентрации внимания на автомобилестроении, увеличивая риск и влияние от отраслевой конъюнктуры, в то же время способствует возможности использовании различных схем производственной кооперации и аутсорсинга»23. Видно, что разработчики предпочли пожертвовать возможностями специализации для снижения риска от конъюнктуры рынка. Для компенсации потери доходов от специализации разработчики предлагают диверсифицировать экономику на основе инноваций: создать IT-парк и технопарк, развивать малый и средний бизнес, стараясь ориентировать его в инновационных направлениях, для чего служит бизнес-инкубатор.
Вместе с тем в аналогичных пунктах Стратегического плана развития Набережных Челнов основными направлениями развития города являются чистый, безопасный, комфортный город; крупный центр автомобилестроения и строительной индустрии; город — финансовый и логистический центр Закамья; открытый город для развития малого и среднего бизнеса24. Здесь сразу идет указание на приоритет развития округа как автомобильной столицы, т. е. развития потенциала, заложенного в промышленности, образовательной сфере и прочих элементах городской жизни. В главе «Концепция кластерного развития экономики города Набережные Челны» обосновывается и развивается мысль о том, что наиболее перспективной и рациональной стратегией развития города с богатой автопромышленной практикой является дальнейшее развитие и углубление автомобильного производства с тем, чтобы повысить его конкурентный уровень, уменьшить промежуточные издержки и увеличить номенклатуру сопряженных производств, также играющих важную связующую роль в кластере. В Набережных Челнах, как и в Тольятти, не ограничиваются развитием только автомобильного кластера. Отмечается важность строительной индустрии, которая тоже имеет в Набережных Челнах значительное развитие (объем строительных работ составил 15 % стоимости промышленной продукции округа за 2010 г.25). Помимо промышленности, в Стратегическом плане развития Набережных Челнов указывается на необходимость развития финансовой и логистической системы города за счет реализации выгодного узлового положения. Видится перспективным способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, поскольку главный источник доходов муниципалитета — это налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а не налоги с предприятий, которые идут в основном в областную и федеральную казну26.
В этих документах красной нитью проходит мысль о перспективном развитии города, однако при практически идентичных исходных данных предполагаются прямо противоположные векторы развития: для Тольятти им становится бурная диверсификация городской промышленности, для Набережных Челнов — дальнейшая специализация на основе развития системы кластеров промышленности.
Мероприятия, планируемые осуществить разработчиками Стратегического плана развития Тольятти, прописаны в п. 3.2 «Перечень стратегических программ ГО Тольятти». Так, «Программа комплексного социально-экономического развития ГО Тольятти на 2010—2020 годы» включает в себя три стратегических направления: реструктуризация и модернизация ОАО «АВТОВАЗ», реструктуризация и реформирование предприятий, повышение эффективности их деятельности, ликвидация нерентабельных и убыточных производств; диверсификация экономики на основе создания в прилегающей к городскому округу территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, организации производства новых сфер экономической деятельности инновационного типа; создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства; обеспечение устойчивого роста дохода и качества жизни населения. Кроме того, прописаны программы по нескольким направлениям: «Обеспечение интенсивного развития экономики», «Всестороннее развитие человеческого потенциала», «Сохранение и улучшение среды жизнеоби-тания», «Развитие местного самоуправления», «„Пилотные" проекты и международное сотрудничество». Таким образом, помимо программ экономического развития, предусмотрены программы социального направления, политического развития и экологического восстановления.
Для Стратегического плана развития Набережных Челнов также прописан ряд программ, направленных на реализацию заявленных целей: улучшение первичной среды жизнедеятельности в ходе реформирова ния ЖЖКХ и развития жилищной сферы; создание межмуниципального центра высоких медицинских технологий; Концепция создания университетского научно-инновационного комплекса; Концепция создания транспортно-логистического центра. Видно, что в Набережных Челнах проблема жизненного пространства решается не так, как в Тольятти, где сделан акцент на экологии и природопользовании, а в Набережных Челнах — на реформе ЖКХ. Также различен подход к реализации высоких технологий: в Тольятти это проект технопарка и 1Т-парка, в Набережных Челнах — создание Центра медицинских технологий. В городах признают важность инноваций, что выражено в разработке проектов по их внедрению: в Тольятти это те же технопарк и IT-парк, в Набережных Челнах — университетский комплекс. Также сходны позиции в развитии малого и среднего предпринимательства, поскольку в обоих городах для этого созданы бизнес-инкубаторы. Однако можно предполагать, что главной причиной, побуждающей к этому администрации городов, являются не соображения диверсификации, а прагматический расчет, основанный на принципах наполнения казны города: 46 % его в Тольятти состоит из НДФЛ, а налоги от градообразующих предприятий — 40 % (доля АвтоВАЗа — 29,2 %)27. Из остальных важных наполняющих можно указать земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Однако реально влиять можно только на увеличение объектов обложения НДФЛ, что и делает развитие малого и среднего предпринимательства преимущественным интересом городской администрации.
Оба города стремятся достичь докризисных показателей за 2—3 года. В Набережных Челнах отмечено увеличение количества зарегистрированных предприятий на 9,0 %, а индивидуальных предпринимателей — на 25,6 %; городской бюджет исполнен на 101,1 %. Наметились признаки роста в ключевых секторах экономики. За 2010 г. объем промышленной продукции увеличился на 35,8 % (в 2009 г. был спад на 49,3 %)28. В Тольятти за первую половину 2010 г. индекс промышленного производства составил 121,6 % (в 2009 г. — 56,3 %), уровень обрабатывающих производств — 124,8 % (в 2009 г. — 54,5 %), инфляции — 4,5 %, что ниже, чем в РФ, и меньше, чем за аналогичный период 2009 г. (7,1 %)29.
Совершенно очевидно, что в споре о недостатках и достоинствах моногородов пока рано ставить точку, поскольку развитие рассмотренных городов, взявших на вооружение взаимоисключающие методы, пока дает положительные результаты. Что будет дальше — покажет время. Реализация Стратегии Тольятти рассчитана до 2020 г., Набережных Челнов — до 2015 г. Сейчас можно однозначно утверждать, что монопрофильность города — один из вполне эффективных вариантов развития территорий с высоким изначальным уровнем специализации, если есть возможность поддерживать конкурентоспособность производств и рынки сбыта продукции.
Для сбалансированного развития любого моногорода, которых в России 33530, необходимо определение их специфики, требующей разработки методических оснований для их классификации по сходным социально-экономическим признакам, поскольку палитра специализации моногородов весьма значительна. Такая попытка была предпринята А. М. Жандаровым и Ф. Ф. Шиллером, предложившими 5 классов моногородов31. В их систематизации Тольятти и Набережные Челны позиционируются наиболее близкими друг к другу, но разводятся по разным классам (Тольятти — единственный представитель своего класса). На основании этой классификации можно разработать общие направления развития и реформирования городов России, поскольку не только моногорода достойны переустройства.
Таким образом, стратегическое планирование является одним из инструментов механизма развития города, ориентирующегося не только на объективные показатели, но и устремления населения и администрации городов, их перспективные цели и интересы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Стратегический план развития Екатеринбурга // Официальный портал Екатеринбурга. URL: http://www.ekburg.ru/officially/strategy_plan (дата обращения: 22.01.2011).
2 См.: Моногорода России // Сайт Союза Российских городов. URL: http://monogorod.org (дата обращения: 22.01.2011).
3 См.: Программа комплексного социально-экономического развития ГО Тольятти на 2010—2020 годы // Официальный портал мэрии ГО Тольятти. URL: http://www.tgl.ru/tgl/str.htm (дата обращения: 22.01.2011); Социально-экономические показатели за январь — декабрь 2009 г. // Официальный сайт МО г. Н. Челны. URL: http://nabchelny.ru/ekrazvitie/ itogi/2010-02-11/sotsialno-ekonomicheskie_pokazateli_za_ianvar-dekabr_2009g (дата обращения: 23.01.2011); Основные показатели жилищных условий населения // Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/jil-f/jkh39.htm (дата обращения: 28.01.2011); Социально-экономические показатели за январь — ноябрь 2010 г. // Официальный сайт МО г. Н. Челны. URL: http://nabchelny.ru/ekrazvitie/itogi/2010-12-28/
sotsialno-ekonomicheskie_pokazateli_za_ianvar-noiabr_2010 (дата обращения: 23.01.2011); Тольятти, Самарская область // Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город». URL: http://www.mojgorod.ru/ samarsk_obl/toljatti/index.html (дата обращения: 24.01.2011); Набережные Челны, Республика Татарстан // Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город». URL: http://www.mojgorod.ru/r_tatarstan/ naberchelny/ (дата обращения: 24.01.2011).
4 См.: Стратегический план развития ГО Тольятти до 2020 г. // Официальный портал мэрии ГО Тольятти. URL: http://www.tgl.ru/strategTgl/ inf_base/normDoc.htm (дата обращения: 22.01.2011).
5 См.: Стратегия социально-экономического развития до 2015 г. // Официальный сайт МО г. Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/
index/personalii2/2009-04-01/1 (дата обращения: 23.01.2011).
6 См.: Стратегический план развития ГО Тольятти до 2020 г. П. 1.3.
7 См.: Вузы г. Набережные Челны. URL: http://www.chelny.su/info/ vuzy (дата обращения: 21.01.2011).
8 См.: Стратегия социально-экономического развития до 2015 г. П. 2.
9 См.: Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. // Росстат. М., 2010. С. 90.
10 См.: Социально-экономические показатели за январь — декабрь 2009 г.
11 См.: Программа комплексного социально-экономического развития ГО Тольятти ... П. 1.1.
12 См.: Социально-экономические показатели за январь — декабрь 2009 г.
13 См.: Предварительные итоги социально-экономического развития ГО Тольятти за I полугодие 2010 г. и ожидаемые итоги социально-экономического развития ГО Тольятти за 2010 г. // Официальный сайт мэрии ГО Тольятти. URL: http://www.tgl.ru/tgl/meria/ekonomics/prognoz/ novosty.htm (дата обращения: 28.01.2011).
14 См.: Социально-экономические показатели за январь — декабрь 2009 г.
15 См.: Предварительные итоги социально-экономического развития ГО Тольятти ...
16 См.: Стратегия социально-экономического развития до 2015 г. Предисловие.
17 Там же. П. 1.1.
18 См.: Стратегический план развития ГО Тольятти до 2020 г. П. 2.2.
19 См.: Стратегия социально-экономического развития до 2015 г. П. 1.2.
20 См.: Стратегический план развития ГО Тольятти до 2020 г. П. 2.2.
21 Там же. П. 2.3.
22 Там же.
23 Там же. П. 1.5.
24 См.: Стратегия социально-экономического развития до 2015 г. П. 2.3.
25 См.: Оперативные итоги социально-экономического развития г. Набережные Челны за январь — ноябрь 2010 г. // Официальный сайт МО г. Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/index/spetsialistam/2010-01-19/ sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_goroda (дата обращения: 18.01.2011).
26 См.: Стратегия социально-экономического развития до 2015 г. П. 2.1.
27 См.: Решение Думы ГО Тольятти от 15 декабря 2010 г. № 425 «О бюджете г.о. Тольятти на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Прил. № 1 // Официальный сайт Думы ГО Тольятти. URL: http://dumatlt. ru/analytics (дата обращения: 18.01.2011).
28 См.: Об итогах социально-экономического развития г. Н. Челны за 2010 г. и задачах на 2011 г. // Официальный сайт МО г. Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/ekrazvitie/itogi/2011-01-17/ob_itogakh_ sotsialno__ekonomicheskogo_razvitiia_goroda_naberezhnye_chelny_za__2010_ god_i_zadachakh_na_2011_god (дата обращения: 23.01.2011).
29 См.: Предварительные итоги социально-экономического развития ГО Тольятти ...
30 Моногорода России ...
31 См.: Жандаров А.М., Шиллер Ф.Ф. Государственное регулирование экономик: проблемы моногородов России // Вопросы статистики. 2010. № 4. С. 68—76.
Поступила 21.03.11
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная