Н. В. Никишова. Формы реализации демографической функции права

Н. В. НИКИШОВА

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА

НИКИШОВА Наталья Валерьевна, аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Российского университета кооперации (Саранский филиал).

Ключевые слова: демографическая функция, правовая информация, правовая установка, правовая ориентация, демографическое законодательство

Key words: demographic function, legal information, legal orientation, demographic legislation

Правовое воздействие на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной, ориентаци-онной и правового регулирования. В соответствии с этими формами также выделяют три формы реализации демографической функции права: информационную, ориентационную и правовое регулирование. Существование различных форм реализации позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим (правовое регулирование) и неюридическим воздействием демографической функции права (информационное и ориентационное).

Информационная форма реализации демографической функции права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, для регулирования демографических процессов в обществе. Источники, из которых граждане получают информацию, могут быть самыми различными: СМИ, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, юридическая литература и др.

Центральной категорией, характеризующей информационное воздействие права, является правовая информация. По мнению Ю. В. Кудрявцева, правовая информация — это информация, исходящая от государства в форме правовых предписаний, норм права и адресованная разным субъек-там1. Под правовой информацией в широком смысле слова следует понимать не только информацию, содержащуюся в правовых нормах, но и те сведения, носителями которых являются генеральные идеи справедливости, свободы, гуманизма, равенства, различные правовые акты (интерпретационные, реализации прав и обязанностей), правовое сознание (общественное, групповое, индивидуальное).

В основе информационного правового воздействия должна лежать качественная правовая информация, включающая качество направляемой информации, качество ее передачи и восприятия. Качественным может быть признан закон, который характеризуется научной обоснованностью его содержания и формы. Качество закона следует рассматривать как совокупность социальных и юридических свойств, отражающих правовой характер (сущность) закона, т. е. социальную адекватность его установлений, совершенство их юридической формы и способность при соответствующих условиях обеспечить правомерный характер деятельности граждан и организаций.

Качественная правовая информация должна быть надлежащим образом доведена до субъектов права. В этом смысле можно говорить о качестве передачи правовой информации, которая характеризуется тремя требованиями. Во-первых, правовая информация должна быть доступной. Каждый субъект права должен иметь возможность беспрепятственно получать в самый короткий срок полную информацию по всем интересующим его юридическим вопросам. В этих целях необходимо обеспечить выпуск достаточного количества юридической литературы: справочников, нормативно-правовых актов и т. д. Во-вторых, правовая информация должна быть достоверной. Это означает, что в процессе передачи субъектам права должен быть доведен тот смысл правовой нормы, который в него вложил законодатель. В-третьих, правовая информация должна быть доведена до субъекта своевременно. Это требование заключается в том, что вступать в действие норма права должна только тогда, когда все субъекты имели возможность ознакомиться с правовыми предписаниями.

Кроме качества направляемой правовой информации и ее передачи (доведения до субъектов права), особое значение имеет качество восприятия, поскольку от того, как субъектом будет воспринята информация, зависит эффективность информационного правового воздействия. Восприятие правовой информации можно рассматривать как процесс приема и преобразования правовой информации, обеспечивающий субъекту право на выяснение смысла правовых предписаний и следование им в своем поведении.

Правовая информированность как форма реализации демографической функции имеет огромное значение, особенно в те периоды, когда идет интенсивное обновление законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, вносимых в него, о новых законах и т. д.

Центральными категориями, характеризующими ориен-тационную форму реализации демографической функции права, являются «правовая установка» и «правовая ориентация». В настоящее время насчитывается несколько десятков дефиниций установки. На наш взгляд, одним из наиболее удачных определений социальной установки личности является определение, сформулированное B. C. Ко-маровским. Он полагает, что социальную установку следует рассматривать как «сложившуюся готовность индивида к определенной форме реагирования на социальные объекты: предрасположенность индивида, побуждающая его действовать в отношении этих объектов определенным образом скорее, чем каким-либо иным. Это устоявшийся, внутренне последовательный „синдром" реакций, определенная линия в реакциях индивида по отношению к тому социальному объекту (объектам), с которым связана установка»2.

Содержание понятия установки часто пересекается с понятием ориентации. Г. Л. Смирнов отмечает, что «система установок — система усвоенных индивидом знаний складывается в ценностные ориентации личности как конкретные отношения личности к ценностям жизни»3. Аналогичную позицию занимают В. Н. Кудрявцев4 и В. В. Водзинская5. Кратко ее суть можно выразить формулой: совокупность установок образует ориентацию субъекта. Следовательно, совокупность фиксированных правовых установок (предрас-положенностей) образует правовую ориентацию личности.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс, с одной стороны, формирования установок, с другой — влияния установок на правовое поведение граждан. Ориентационное воздействие мы экстраполируем на формирование демографических идеалов, отвечающих интересам демографического развития страны. В области рождаемости это формирование идеалов среднедетной семьи (двое-трое детей); в области снижения смертности — воспитание основ самосохранительного поведения, от которого в значительной мере зависит и сохранение, и улучшение здоровья людей; в области семейно-брачных отношений — укрепление семьи как одной из основных жизненных ценностей человека, пропаганда значимости материнства и отцовства в стране; в области миграции — разъяснение необходимости и важности освоения новых территорий.

«Демографическое воспитание» населения может вестись по-разному. Одним из важнейших его элементов является воспитание в семье, где во многом формируется система жизненных ценностей подрастающего поколения. Поэтому «демографическая грамотность» — один из существенных элементов воспитания родителей и других членов семьи. Другое направление — использование СМИ (радио, печать, телевидение) для пропаганды определенного типа демографического поведения. Демографическая пропаганда — важный фактор формирования благоприятного общественного климата в решении вопросов, связанных с рождением и воспитанием детей. Она может и должна раскрыть социальную значимость ценностей, связанных с семьей детьми, а также повысить престиж материнства и отцовства, показав, что дети нужны не только родителям, но и обществу. Следовательно, печать, радио, телевидение, искусство должны подчинить свою работу претворению в жизнь целей и задач демографической функции права.

Таким образом, на рождаемость, браки, разводы и миграцию демографическая функция права воздействует не прямо, а через формирование соответствующего мнения о желаемых стандартах демографического поведения, например, о желаемом числе детей в семье. Сопоставление каждой семьей различных материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения ведет к формированию того или иного типа демографического поведения.

Важной формой реализации демографической функции права является правовое регулирование. К нему относятся главным образом издание законов и других нормативных актов. Такими актами, направленными на поощрение или ограничение рождаемости являются, например, законы и постановления, запрещающие или, наоборот, разрешающие

аборты, пропаганду, производство и продажу средств ограничения рождаемости, а также понижающие или повышающие минимально допустимый законом возраст регистрации брака, ограничивающие или поощряющие миграцию в тех или иных регионах страны. Что касается России, то здесь нормативные акты направлены на повышение уровня рождаемости, например, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ6, который устанавливает механизм материальной поддержки семьи.

Правовое регулирование может дать результат лишь в комплексе с другими формами реализации демографической функции права. Реализация демографической функции права в рамках этой формы включает в себя три основные стадии: организационная, в которую входят определение дееспособности граждан и компетенции органов государств, установление их правового статуса; трансформационная, наступающая после совершения субъектом права юридически значимых действий (бездействий) и операций, имеющих определенные правовые последствия; корреляционная, устанавливающая конкретные правовые связи между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретные правоотношения).

Демографическая функция права должна быть нацелена на создание оптимального типа воспроизводства населения в масштабах всего государства в целом. Следовательно, она в значительной мере направлена на будущие поколения, и об ее устойчивых результатах можно судить не сразу, а когда достаточно четко проявятся закономерности нового демографического поведения граждан. Правовое регулирование демографических процессов должно быть долгосрочным, рассчитанным на длительный период, что предполагает наличие стабильного демографического законодательства.

Под демографическим законодательством понимается совокупность правовых актов, прямо или косвенно воздействующих на демографические процессы. Демографическое законодательство, как правило, далеко не всегда является прямым регулятором названного процесса и не всегда может ориентироваться на достижение немедленных результатов.

Круг регулируемых правом вопросов, так или иначе воздействующих на демографическое поведение граждан, очень широк. Регулятивное воздействие на эту сферу отношений обеспечивается всей системой правовых норм. На рождаемость существенное влияние оказывают нормы семейного права, в том числе нормы, устанавливающие минимальный брачный возраст; законодательство об охране труда и здоровья женщин, особенно законодательство, дающее дополнительные права и льготы беременным женщинам и женщинам, имеющим грудных детей; законодательство о социальном обеспечении материнства и детства; жилищное законодательство и другие законы. На продолжительность жизни большое влияние оказывают конституционные права граждан на охрану здоровья; труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; охрану здоровья и медицинскую помощь; благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии; возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Международно-правовые акты также содержат немало положений, воздействующих на демографические процессы. К таким актам следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, пакты об экономических и социальных правах человека, другие международные документы, принятые за последнее время7. Таким образом, демографическое законодательство — органичная часть разных отраслей законодательства, регулирующих различные виды общественных отношений, в той или иной мере связанных с демографическими процессами.

Основной формой организации деятельности региональных органов государственной власти по выполнению мероприятий и проектов развития Республики Мордовия, например, являются республиканские целевые программы. В 2010 г. Мордовия принимала участие в реализации 20 федеральных целевых программ, в том числе в таких программах, как «Социальная поддержка инвалидов на 2006—2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы», «Дети России» на 2007— 2010 гг., «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—2011 годы», «Развитие образования на 2006—2010 годы», «Жилище» на 2002—2010 годы, «Социальное развитие села до 2012 года» и др.8

Реализация федеральных целевых программ является важным инструментом социально-экономической политики государства, что способствует комплексному решению важнейших социально-экономических проблем. Для воплощения в жизнь целевых программ в республике были проведены мероприятия в области образования, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства, формирования рынка жилья, жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды, а также мероприятия технологического профиля и инновационные проекты.

Многие программы были рассчитаны до 2010 г., но для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения на законодательном уровне страны было принято решение о продлении их действия. В первую очередь это относится к целевым программам «Жилище», «Социальное развитие села», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и т. д.

В 2008 г. в республике стартовала Республиканская программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2008—2012 гг. Основанием для ее разработки стало Постановление Правительства РМ от 24 марта 2008 г. № 99. Основная цель программы — создание благоприятных условий для естественного расширенного воспроизводства населения Республики Мордовия на основе обобщения накопленного опыта и осмысления новых задач демографической политики.

Реализация программы позволит создать условия для повышения рождаемости, укрепления института семьи, обеспечения адресной социальной поддержки семье, имеющей детей; для жизнедеятельности семьи, обеспечения возможности рождения, содержания и воспитания нескольких детей путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей; для содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей; для укрепления здоровья населения, в том числе репродуктивного, и увеличения продолжительности жизни населения и т. д. Кроме того, программа позволит разработать меры, способствующие укреплению духовно-нравственных основ семьи9.

В то же время предпринимаемые меры по улучшению демографической ситуации в Мордовии пока не дали положительных результатов. И хотя в 2009 г. был отмечен рост рождаемости на 479 детей, а коэффициент рождаемости по сравнению с 2007 г. увеличился с 9,1 до 9,8 на 1 тыс. чел. населения, однако это самый низкий коэффициент рождаемости в ПФО (наиболее высокий он в Республике Башкортостан — 13,7). В республике высокий коэффициент смертности — 15,7 на 1 тыс. чел. населения (наиболее высокий он в Нижегородской области — 17,5, самый низкий в Республике Татарстан — 12,8). Смертность превышает рождаемость в 1,6 раза, тогда как в Республике Башкортостан — в 1,1 раза. Численность постоянного населения в Мордовии продолжает уменьшаться. Необходимо также отметить несвоевременное и недостаточное финансирование мероприятий программы по улучшению демографической ситуации в республике на 2008—2012 гг., которая реализуется за счет средств республиканского бюджета. Реализуемая демографическая политика республики и страны в целом говорит о том, что вопрос правового регулирования демографических процессов на сегодня остается актуальным.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юрид. лит., 1981. С. 18.

2 Комаровский В.С. Некоторые проблемы измерения социальных установок // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 24.

3 Смирнов Г.Л. Правовая установка и социальная активность личности. М.: Юрид. лит., 1986. С. 12.

4 См.: Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Юрид. лит., 1978. С. 89.

5 См.: Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. 1968. № 2. С. 51.

6 См.: Рос. газ. 1999. 23 июля.

7 См.: Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: сб. универсальных и региональных междунар. документов. М.: НЦ «Гарант», 1997. С. 16.

8 См.: Целевые программы, реализуемые в Республике Мордовия. URL: http://rmeconomics.emordovia.ru/aboutMordovia/obshiesved/celev_progr.php (дата обращения: 22.03.2011).

9 См.: Постановление Правительства РМ «О республиканской программе по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2008—2012 годы» от 24 марта 2008 г. № 99. URL: http://mordovia.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegfki/index.htm (дата обращения: 26.03.2011).

Поступила 10.05.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная