Т. Н. Клочкова. Оценка преподавателями региональных академий непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих

Т. Н. КЛОЧКОВА

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

КЛОЧКОВА Татьяна Николаевна, социолог-специалист научно-исследовательской методической лаборатории Волго-Вятской академии государственной службы, кандидат социологических наук, доцент (г. Нижний Новгород).

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональная культура, профессиональное развитие

Key words: continuous professional education, professional culture, professional development

Одним из важных направлений совершенствования государственной и муниципальной службы в России является формирование профессиональной культуры специалиста в области управления. Специалист, отвечающий современным требованиям, может быть подготовлен только эффективной системой образования, нацеленной на будущее1. Волго-Вятской академией государственной службы в 2010 г. в рамках проекта «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России», реализуемого в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., было проведено социологическое исследование среди профессорско-преподавательского состава 5 региональных академий государственной службы: Волго-Вятской, Северо-Западной, Северо-Кавказской, Уральской, Поволжской. Выборочная совокупность составила 219 чел.

Принявшие участие в опросе преподаватели высказались о преимуществах базового образования по специальности «государственное и муниципальное управление» (ГМУ) для профессионального развития государственных (здесь и далее речь идет о государственных гражданских служащих РФ) и муниципальных служащих. Две трети преподавателей считают, что у специалистов с профильным базовым образованием, приходящим на работу в органы власти, есть определенные преимущества: эти специалисты легче включаются в работу и демонстрируют большую отдачу от полученного образования, эффективнее применяют знания, полученные в вузе, глубже понимают цели и задачи своей профессиональной деятельности, подразделения, администрации, точнее понимают приказы руководителей (таблица).

Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.

Как обстоит дело на самом деле, мы узнали из анализа данных экспертного опроса, проведенного ВВАГС в 2010 г. О востребованности в органах государственного и муниципального управления выпускников по специальности ГМУ, роли для государственных и муниципальных служащих профильного базового профессионального образования высказались руководители (а также их заместители) территориальных управлений федеральных государственных органов ПФО, государственных органов пяти субъектов РФ (Нижегородская и Кировская области, республики Чувашия, Марий Эл и Мордовия), органов местного самоуправления Нижегородской области (выборочная совокупность составила 156 чел.). Так, менее половины экспертов (44 %) признают высокий уровень востребованности в их организации специалистов, получивших первое высшее образование по специальности ГМУ. По мнению экспертов, специалист с любым базовым образованием имеет преимущество, если это образование получено в вузе с высоким рейтингом среди вузов страны. При этом отмечается, что наличие любого образования, скорее, всегда относится к достоинствам. «Если человек хорошо освоил специальность в вузе, он обязательно найдет престижную работу». «Важно даже не само направление подготовки, а качество полученного образования».

Мнение экспертов об основных преимуществах базового профильного образования по специальности ГМУ совпадает с гипотетическим представлением об этом преподавателей региональных академий. Эксперты видят преимущество в том, что выпускники управленческих специальностей способны планировать, принимать, исполнять и контролировать управленческие решения, точно выполнять поручения; имеют глубокие теоретические знания, необходимые в работе; глубже понимают цели и задачи деятельности органов власти; быстрее адаптируются в практической работе; четко понимают основные вопросы государственного и муниципального управления, представляют специфику работы органов власти; быстро обучаемы, обладают широким кругозором, эрудицией, способностью логически мыслить, проявлять инициативу; умеют не только пользоваться компьютером и оргтехникой, но и применять программные продукты для решения профессиональных задач; более приспособлены к работе в органах власти и местного самоуправления, быстрее поднимаются по карьерной лестнице; эффективнее используют в работе нормативно-правовую базу.

Как отметили эксперты, перечисленные преимущества особенно заметны на начальном этапе профессиональной деятельности. У выпускников именно на этом этапе экспертами отмечается различный «стартовый капитал», который затем либо накапливается, либо только тратится. И здесь все зависит от самого специалиста, его мотивированности, способности и желания реализоваться в этой профессиональной сфере.

Базовое образование специалистов в области управления не всегда может соответствовать занимаемой работником должности. Результаты исследования среди государственных служащих областных и республиканских администраций Нижегородской и Кировской областей, республик Чувашия, Марий Эл и Мордовия (N = 667 чел.) и среди муниципальных служащих 19 городских и районных администраций Нижегородской области (N = 456 чел.) показали, что почти все респонденты говорят о соответствии их профессионального образования выполняемой работе, что свидетельствует о широком прикладном потенциале базового образования. О полном соответствии заявили 55 % муниципальных и 59 % государственных служащих; около трети респондентов согласны с тем, что их базовое образование только наполовину соответствует содержанию их работы. О частичном несоответствии заявил каждый десятый респондент. Они являются потенциальными потребителями дополнительного профессионального образования (ДПО), поскольку качество образования имеет особое значение для реализации профессиональной карьеры специалиста. Именно непрерывная целевая профессионально-образовательная подготовка государственных и муниципальных служащих обеспечивает рост их профессионализма, повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей.

Преподаватели региональных академий высказались также о роли дополнительного образования для профессионального развития управленцев. Они оценили полезность различных форм ДПО для профессионального развития служащих. Первую позицию у респондентов занял формальный вид обучения — «дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка)» (77 %). Сумма ответов превышает 100 %, так как можно было выбрать несколько вариантов ответа. По 59 % заняли ответы «учеба в обучающих организациях (курсы, семинары и т. д.)» и «общение и консультации с преподавателями в обучающих организациях». С небольшой разницей ниже расположились неформальные виды обучения — «общение с коллегами во время обучения в обучающих организациях (курсы, семинары, повышение квалификации и т. п.)» (57 %). Невысокие оценки респонденты дали таким формам обучения, как учеба, семинары, круглые столы, проводимые по месту работы (47 %). Таким образом, преподаватели высоко оценивают роль таких форм ДПО, которые проводятся в обучающих организациях, и менее высоко оценивают формы, которые проводятся по месту работы обучающихся. Скорее всего, здесь отдана дань корпоративной культуре преподавателей академий госслужбы.

Преподаватели осознают значимость своей миссии в становлении профессионалов. Они самокритичны по отношению к собственной деятельности, обостренно воспринимают происходящие в обществе процессы. При оценке суждения, что «качество обучения во многом зависит от индивидуально-личностных особенностей преподавателя», 72 % из них выразили свое абсолютное согласие с этим суждением, 22 % респондентов не отрицают роль личности преподавателя в процессе обучения, но при этом и не придают ей большого значения. Знаковым является то, что лишь 4 % опрошенных считают, что индивидуально-личностные особенности преподавателя не сказываются на качестве обучения.

По мнению преподавателей региональных академий, профессиональная подготовка специалиста зависит от системы взаимосвязанных форм, средств и приемов обучения с заранее определенной целью — индивидуальной готовностью специалиста к профессиональной деятельности. В данном случае речь идет об организации процесса обучения и методическом обеспечении учебного процесса и, конечно, об уровне профессионализма профессорско-преподавательского состава вуза. В выделенных областях существуют определенные проблемы. По этой причине они должны постоянно находиться под контролем руководства вуза и систематически решаться им. Например, процесс обучения обязательно должен быть обеспечен современными образовательными программами и инновационными технологиями, согласованностью подачи материала разными кафедрами, внедрением активных форм обучения (деловые игры, дискуссии, круглые столы, проигрывание производственных ситуаций и т. д.) и, конечно, постоянным оцениванием знаний, полученных в ходе обучения. Среди наиболее предпочтительных форм оценивания знаний преподаватели отмечают деловые игры и устный экзамен в форме собеседования (по 49 % у каждого варианта), тестирование в аудитории (40 %), устные опросы в ходе занятий (39 %), а также внеаудиторную письменную работу (32 %). Необходимо отметить, что около половины преподавателей отметили такую активную форму проверки знаний обучающихся, как деловые игры, в ходе которых сразу раскрываются организаторские и профессиональные умения студентов.

Анализируя ситуацию, связанную с подготовкой кадров для государственной и муниципальной службы, можно отметить, что выделенные преподавателями региональных академий проблемы подготовки государственных и муниципальных служащих тесно связаны друг с другом, и их решение зависит от изменения в подходах к профессиональному образованию как с точки зрения организации учебного процесса, так и его содержания.

Прежде следует задуматься о соотношении лекционных, практических, семинарских занятий; соотношении аудиторных часов и часов, отводимых на самостоятельную работу студента; о формах контроля за самостоятельной работой студента и т. п. Например, смена акцента с лекционных занятий, которые должны носить проблемный характер, на дискуссионные формы семинаров с учетом серьезной самостоятельной работы студентов позволит сформировать у студента инновационный тип мышления, соответствующий требованиям современности, а проведение практических и лабораторных занятий в небольших группах разовьет профессиональные навыки по поиску и оценке надежности необходимой информации, например, методом аналитической деятельности.

Несомненно, переход на новые формы обучения потребует от профессорско-преподавательского состава больших временных затрат, изменения нормативов расчета соотношения студенческого контингента по отношению к преподавательскому. Но введение и активное применение новых форм занятий в учебном процессе (дискуссии, круглые столы, внеаудиторные семинары / занятия, встречи с представителями государственной и муниципальной службы и т. д.) — это настоятельная необходимость, особенно в системе подготовки государственных и муниципальных служащих. Кроме того, нельзя забывать о правильной расстановке содержательных и структурных приоритетов при формировании образовательной программы. Важное значение здесь имеют квалифицированное описание учебных курсов по уровням обучения и определение «весовых коэффициентов» дисциплин в образовательных программах различного уровня2.

Решать проблемы с подготовкой управленцев можно лишь в случае учебно-методической обеспеченности образовательного процесса. Сегодня, по оценкам преподавателей, учебный процесс в основном базируется на использовании учебников и учебно-методических пособий. Следует стремиться к созданию образовательного процесса на основе органического соединения обучения с научной деятельностью и передовым практическим опытом (как отечественным, так и зарубежным).

Традиционная, т. е. сложившаяся, система и технологии профессиональной подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих не вполне отвечают социальным вызовам современности. Сутью непрерывного образования специалистов в области управления должно стать обеспечение процесса реализации способностей и духовных потребностей личности специалиста на любом этапе развития его профессиональной культуры. Темп и индивидуальная траектория образовательного продвижения каждого должны определяться как способностями и склонностями индивида, так и потребностями сферы исполнения профессиональной деятельности. Без кардинальных изменений системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, приведения ее в соответствие с потребностями общества невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Клочкова Т.Н. Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих // Власть. 2010. № 5. С. 24—26.

2 См.: Анурин В.Ф., Клочкова Т.Н. Профессиональное развитие и образование специалиста // Социология власти. 2011. № 4. С. 43—52.

Поступила 31.03.11.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная