И. Н. Крутова. Финансирование образования в странах финно-угорского региона: опыт Финляндии

И. Н. КРУТОВА

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ФИННО-УГОРСКОГО РЕГИОНА: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ

КРУТОВА Ирина Николаевна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, доктор экономических наук.

Ключевые слова: финно-угорский регион, Финляндия, финансирование образования, анализ, ВВП, государственное финансирование, заработная плата, образовательный кредит, образовательный грант

Key words: Finno-Ugric region, Finland, education financing, analysis, gross regional product, state financing, wages, educational credit, educational grant

Расходы на образование в Финляндии как доли от ВВП упали с 6,3 % в 1995 г. до 5,6 % в 2007 г., что объясняет сокращение на 0,3 % расходов на высшее образование и 0,4 % расходов на другие уровни образовательной системы, которые составили 1,6 и 4,0 % ВВП соответственно. Подобное изменение объясняется быстрым ростом объема ВВП (124 % за семь лет), который оказывает существенное влияние на государственный сектор экономики Финляндии. В итоге расходы на образование в Финляндии в расчете на одного студента составляют 7 836 долл. в год. Это выше, чем в Австралии, Великобритании, России и Японии. Показатели этих стран — 6 090, 6 517, 5 978 и 6 834 долл. соответственно.

Довузовское образование в стране среднестатистический учащийся Финляндии получает за двенадцать лет. За этот период на его обучение расходуются 87 013,0 долл. Дошкольное и начальное образование в Финляндии длится шесть лет, за этот период времени в расчете на одного учащегося приходятся 37 404,0 долл. На общее образование, которое длится три года, в среднем на одного учащегося тратятся 29 191,0 долл. Среднее образование среднестатистический учащийся получает за три года, сумма финансирования его обучения составляет 20 418,0 долл. Высшее образование учащийся получает за 4,78 года, что в финансовом эквиваленте составляет 64 846 долл. Если подсчитать долю расходов на довузовское и вузовское образование в расчете на одного учащегося, то она составит 24,0 % от ВВП в пересчете на душу населения Финляндии.

В процессе реализации образовательных услуг государство оказывает государственную поддержку в разнообразных формах. Ученики и студенты получают бесплатные учебные и методические материалы, горячее питание, медицинские и стоматологические услуги, в случае необходимости — бесплатные транспортные и жилищные услуги. Государственную поддержку в той или иной форме получают 55,0 % студентов вузов. Вместе с тем большая часть финансовых ресурсов довузовского образования тратится на прямые (уставные) образовательные услуги (3,24 % ВВП, или 6 430,0 долл., на одного учащегося), лишь 0,4 % ВВП, или 786,0 долл., — на сопутствующие услуги. В высшем образовании это соотношение составляет 0,98 и 0,65 % ВВП соответственно. Следует отметить, что в категорию расходов на высшее образование в Финляндии включают расходы на научно-исследовательскую работу, которые в пересчете на одного студента составляют 5 388,0 долл. в год1.

Финансовые ресурсы образования в Финляндии, как и в других странах, делятся на инвестиционные (капитальные) и текущие расходы. Большая часть текущих расходов представляет собой расходы на оплату труда. Соотношение капитальных и текущих расходов на образование делится по типам образования. При реализации финансирования дошкольного, среднего и среднего профессионального образования капитальные расходы составляют 8,7 %, высшего — 3,4 %. Доля текущих расходов в общем объеме финансовых ресурсов довузовского образования составляет 91,3 %, высшего — 96,6 %. Доля заработной платы в текущих расходах довузовских образовательных учреждений составляет 65,6 %, учреждений высшего профессионального образования — 62,5 %.

В 2007 г. в Финляндии была принята новая система оплаты труда педагогического персонала. До 2007 г. заработная плата начислялась с учетом отработанных часов учебной нагрузки и стажа преподавателя. В новой системе заработная плата зависит от степени выполнения возложенных на пре-

подавателя учебных задач, т. е. от результатов его работы, профессионализма и опыта. К основному заработку могут быть добавлены стимулирующие выплаты по результатам работы всего образовательного учреждения.

В настоящее время оплата труда среднестатистического финского преподавателя дошкольного учреждения в расчете на одного учащегося составляет 2 433,0 долл., что на 126,0 долл. превышает аналогичный показатель в организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Разница обусловлена рядом факторов: заработной платой, отработанными часами консультативного характера, часами учебной нагрузки, размером студенческой группы2.

Образовательная система Финляндии финансируется преимущественно из государственных фондов денежных средств, которые составляют 5,5 % ВВП в общем объеме финансирования образования. Плата за дошкольное, среднее, среднее профессиональное и высшее образование с граждан не берется, расходы частного сектора на высшее образование в 2007 г. составили лишь 0,1 % ВВП.

На уровнях полного среднего и высшего образования законодательством Финляндии предусмотрена частичная оплата студентами образовательных услуг, однако этот процесс регулируется государством и не является препятствием к реализации права любого гражданина страны на получение образования. Общий объем государственного финансирования составляет 97,5 % финансирования образования, а финансирование образовательных услуг из частных денежных фондов является в Финляндии незначительным (в 2007 г. оно составило 2,5 % от общего объема финансирования об-разования)3.

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете страны составляет 12,5 % (в среднем по ОЭСР — 13 %). Причем большая часть расходов приходится на дошкольное, среднее и среднее профессиональное образование (7,9 %). Расходы на высшее образование составляют 3,9 %. Большая часть расходов консолидированного бюджета на финансирование образования приходится на государственные образовательные учреждения (86,3 %), в то время как на частные образовательные учреждения выделяются 6,8 %, на формы косвенного государственного образовательного финансирования частного сектора остаются 6,9 %.

Из общего объема государственного финансирования на прямое государственное финансирование высшего образования приходятся 84,3 %, на субсидии студентам и их семьям — 15,3 %, на другие субсидии частному сектору — 0,4 %. Структура финансирования дошкольного, среднего и среднего профессионального образования складывается следующим образом: прямое государственное финансирование составляет 96,9 %, субсидии ученикам и их семьям — 2,9 %, другие субсидии частному сектору — 0,2 %. Одной из косвенных форм государственного финансирования образования в стране является право на получение налоговой льготы родителям ребенка, не достигшего семнадцати лет в случае, если он является учеником или студентом. Льгота истекает по достижении ребенком 18-летнего возраста4. Доля косвенного бюджетного финансирования образования из консолидированного бюджета страны значительно выше для высшего образования (15,7 %), чем для дошкольного, среднего и среднего профессионального образования (3,1 %).

По уровням бюджетной системы Финляндии государственное финансирование в 2007 г. распределялось следующим образом: до процедуры межбюджетного выравнивания доля государственного бюджета в финансировании высшего образования составила 87,0 %, доля местных бюджетов — 13,0 %; после процедуры распределения межбюджетных трансфертов — 79,6 и 20,4 % соответственно. При финансировании дошкольного, среднего и среднего профессионального образования соотношение меняется в пользу местных бюджетов: до процедуры межбюджетного выравнивания — 42,5 и 67,5 %, после процедуры распределения межбюджетных трансфертов — 9,5 и 90,5 % соответственно5.

Таким образом, в Финляндии финансирование образовательных процессов является прерогативой государства. Студенты, которые попадают в категорию малоимущих граждан, получают бюджетную финансовую поддержку. Она реализуется в формах образовательных грантов, жилищных услуг и образовательных кредитов. Образовательный грант является налогооблагаемым доходом, его размер зависит от типа образовательного учреждения, возраста и семейного положения студента, жилищных условий, в которых он проживает; основным фактором является его финансовое положение6.

Государственную поддержку могут получить студенты очной формы обучения основной образовательной программы, средних народных (этнических) школ, каникулярных школ или обычных средних школ, обучение которых длится, как минимум, восемь недель. Кроме того, бюджетная поддержка предусмотрена для обучения за рубежом. Размер поддержки колеблется от 21,9 до 259,0 евро в месяц, государственное финансирование жилищных услуг покрывает до 80 % их стоимости и ранжируется от 26,9 до 171,6 евро в месяц7. Студенты, не соответствующие требованиям конкурса на жилищные субсидии, могут претендовать на бесплатное общежитие. Кроме того, действующая в Финляндии организация «Общество студенческого жилья» предлагает студентам проживание по низким (ниже рыночных) ценам. Как правило, цена на жилищные услуги в этом случае колеблется от 120,0 до 220,0 евро в месяц.

Государственная поддержка образования доступна и лицам, постоянно работающим на одном рабочем месте не менее одного года, со стажем работы не менее пяти лет, которые проходят повышение квалификации сроком от двух месяцев и более в финской образовательной организации. Срок субсидии не превышает восемнадцати месяцев, ее размер при заработной плате 1 600 евро составляет 998 евро8.

Образовательный кредит также является распространенной формой государственной поддержки образования. Его сумма, как правило, составляет 160,0—360,0 евро в месяц. Процентная ставка, условия возврата и другие условия кредитного договора согласовываются между студентом и банком индивидуально. Гарантом возврата кредита является государство, поэтому никаких других форм обеспечения банк не требует. Процентная ставка частично капитализируется (прибавляется к сумме кредита) в течение всего срока обучения. Таким образом, студентом регулярно оплачивается лишь часть процентной ставки в размере одного процента дважды в год. По истечении льготного периода платеж по процентной ставке увеличивается до 3,5—4,0 %9. Подобный режим выплат по образовательному кредиту доступен всем малоимущим студентам, не получающим другие виды государственной поддержки. Кроме того, студентом может быть оформлена налоговая скидка на величину процентной ставки по образовательному кредиту.

Другими формами государственного финансирования среднего образования в Финляндии являются бесплатное питание и другие необразовательные услуги. Студенты, которым необходимо добираться до учебного заведения, преодолевая большие расстояния, могут получить финансовую поддержку в форме проездных билетов на общественный транспорт. Бюджетные субсидии получают студенческие кафе, которые продают студентам обеды по субсидированной цене. Студенты университетов платят взнос на медицинские услуги в размере 31,62 евро единовременно. Этот взнос включается в Фонд студенческого союза и позволяет пользоваться услугами финской студенческой медицинской организации.

Таким образом, образовательная система в Финляндии хорошо развита и получает соответствующее мировым стандартам финансирование, что объясняется текущим ростом ВВП страны и обусловливает высокое качество образовательных услуг. Большую часть финансовых ресурсов образовательной системы Финляндии составляют средства государственного бюджета, что позволяет обеспечить доступность образовательных услуг всем гражданам страны с одновременным сохранением соответствия образовательных услуг государственным стандартам. Особое внимание при финансировании образования в Финляндии уделяется развитию дошкольного и довузовского образования, что позволяет обеспечивать высвобождение трудового потенциала женщин детородного возраста.

Большая часть финансовых ресурсов финского образования расходуется на заработную плату педагогического состава, что обеспечивает конкурентные начала на рынке образовательных услуг и делает профессию педагога востребованной среди людей с хорошими профессиональными качествами. В Финляндии развита система государственного финансирования дополнительных услуг, не связанных с уставной деятельностью образовательного учреждения, что позволяет обеспечить доступ к образовательным услугам лицам, попадающим в категорию малоимущих.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Education at a Glance 2010: OECD Indicators. URL: www.oecd.org (дата обращения: 29.06.2011).

2 Там же.

3 Там же.

4 См.: Equity In Education Thematic Review. Country Analytical Report. Finland. Helsinki: Finnish Ministry of Education, 2005. Р. 15—17.

5 См.: Structures of Education and Training Systems in Europe. Finland. 2009/10 Edition. Brussels: European Commission, 2011. Р. 9—10.

6 См.: National System Overviews on Education Systems in Europe and Ongoing Reforms. Brussels: Eurydice, 2011. Р. 11; Organization of the Education System in Finland 2009/2010. Brussels: European Commission, 2011. Р. 200.

7 См.: Equity In Education ... Р. 15—17.

8 См.: Adults In Formal Education: Policies and Practice in Europe. Brussels: Eurydice, 2011. Р. 64.

9 См.: Equity In Education ... Р. 15—17. Поступила 07.06.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная