Е. В. 3аварцева. Оценка контекстуальных переменных системы управления проектами промышленных предприятий региона

Е. В. ЗАВАРЦЕВА

ОЦЕНКА КОНТЕКСТУАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

ЗАВАРЦЕВА Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: модернизация, проект, управление, контекст управления проектами, промышленность

Key words: modernisation, project, management, projects management context, industry

В ответ на глобальные вызовы мирового финансово-экономического кризиса императивом социально-экономического развития становится модернизация и технологический подъем экономики. За последние годы в дискуссиях о моденизационном пути развития России все большее значение приобретают инновации. По мнению правительства, высокие технологии и передовые методы управления следует внедрять во все сферы жизни государства, а экономические факторы, как никогда ранее, вынуждают компании осуществлять масштабные преобразования для повышения производительности труда и прибыльности.

Ведущую роль в этом процессе играет проектная деятельность: управление крупными и малыми проектами, направленными на развитие высоких технологий, а также улучшение качества жизни и повышение конкурентоспособности предприятий в рыночной среде. Программно-целевые методы управления социально-экономическими системами, давно ставшие повседневной практикой в развитых странах, применяются и в России: в крупных национальных проектах, федеральных целевых программах, при переходе к целевому планированию и бюджетированию, ориентированному на конечный результат. Полагаем, что и в дальнейшем именно управление проектами будет играть ведущую роль в модернизации, которую можно представить как совокупность реализуемых крупных, масштабных и малых проектов, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование техники и технологий, повышение конкурентоспособности в глобальной рыночной среде, улучшение качества жизни.

На основании опыта наиболее успешных организаций, которые проводят масштабные программы преобразований, в теории менеджмента сложилась концепция управления проектами, заключающаяся в умении направлять ресурсы, знания, навыки и руководить ими в ходе эффективного развертывания проектов. Благодаря этому подходу создается динамическая связь между формулированием стратегии, определением приоритетности инициатив и управлением ими. Разработка стратегий, направленных на создание ценности для заинтересованных лиц, может оказаться недостаточной для успеха, поскольку достижение стратегических целей означает проведение преобразований в компании, а внутренние силы, как правило, препятствуют их реализации. В этом контексте управление проектами следует рассматривать как механизм перевода стратегических приоритетов в согласованные практические инициативы с последующим управлением программами и проектами, сформированными с целью реализации этих стратегических приоритетов, и адаптацией к изменяющимся потребностям.

Эффективность управления проектами обеспечивается системным влиянием технической, поведенческой и контекстуальной компетенциями менеджмента организации. Если первые две представляют собой набор инструментальных и коммуникативных особенностей механизма проектного менеджмента (под ним мы понимаем интегрированную технологию менеджмента, основанную на обособлении объекта управления и представляющую собой комплексное решение межфункциональных задач с помощью горизонтально интегрированных структур в условиях жестких ресурсных и временных ограничений1), то контекстуальные переменные являются определяющими при постановке всей системы управления проектами и представляют собой внешние и внутренние ее компоненты. Определяя базовые элементы контекста управления проектами, в первую очередь следует рассмотреть макроэкономические переменные: именно они ставят общие условия функционирования организаций и определяют направления их проектной деятельности.

В настоящее время в Республике Мордовия сформировались устойчивые позитивные тенденции экономического развития, о чем свидетельствует динамика макроэкономических показателей региона. Экономика РМ в последнее время развивается достаточно динамично. За период 2005—2010 гг. в республике на 54,1 % увеличились объемы промышленного производства. По данным 2010 г., рост составил 23 % относительно послекризисного 2009 г., что в 2,5 раза выше среднероссийского показателя, на 8 % выше уровня докризисного 2008 г. Достаточно высоки темпы роста объема обрабатывающих производств (64,1 % за период 2005—2009 гг.), инвестиции в основной капитал увеличились за этот период более чем в 2 раза, объем экспорта продукции за последние 5 лет стал больше в 2,2 раза. В большинстве секторов экономики обеспечен рост среднемесячной заработной платы и реальных денежных доходов населения. За 2010 г. их рост по РМ составил 4,9 и 8,1 % соответственно2.

Значительное влияние на рост ВРП оказывают высокие темпы роста производства предприятий машиностроения и металлообработки. Агрегированный индекс промышленного производства в 2010 г. составил 123,3 %, что обеспечено за счет модернизации действующих производств и наращивания выпуска новых видов конкурентоспособной продукции. Уместно предположить, что рост объемов промышленного производства в дальнейшем будет связан с изменением структуры промышленного комплекса за счет опережающего развития производств, обеспечивающих глубокую переработку сырья и материалов, ориентированных на выпуск современной конкурентоспособной продукции, прежде всего с высокой долей добавленной стоимости, динамичными инновационными процессами, происходящими в реальном секторе экономики. Приоритеты социально-экономической политики республики в перспективе должны быть связаны с реализацией инновационного сценария, предполагающего переход на инновационную модель развития и ориентирующего на повышение конкурентоспособности экономики, значительный рост инвестиций, осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов.

На этой основе логично предположить, что в основе промышленной политики в среднесрочной перспективе должно лежать формирование динамично развивающегося инновационного комплекса с позиции конкурентоспособных кластеров3. Для этого необходимо обеспечить организацию производств, ориентированных на создание инноваций; формирование эффективных механизмов, позволяющих интегри-рованно управлять проектными решениями хозяйствующих субъектов в соответствии со стратегическими задачами развития республики и самой организации; формирование корпоративных структур в машиностроительном комплексе; создание принципиально новой модели промышленного развития, ориентированной на интеграцию в межрегиональные кооперационные связи; повышение неценовой конкурентоспособности предприятий; увеличение доли обрабатывающих производств с высокой степенью добавленной стоимости; опережающее развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих производств; активизацию деятельности бизнес-инкубатора, венчурного фонда; создание технопарка.

По инновационному сценарию рост промышленного производства по республике за период 2009—2011 гг. может составить 32 %. При этом ускоренные темпы роста должны быть обусловлены повышением неценовой конкурентоспособности производств и дополнительной реализацией на базе промышленных предприятий ряда крупных проектов4. В соответствии с принятой Стратегией социально-экономического развития РМ до 2025 г. в качестве перспектив развития промышленного сектора обозначены формирование инновационно-технологической специализации; формирование и развитие конкурентоспособных кластеров (электротехнического, светотехнического, аграрного); обеспечение устойчивых темпов роста базовых секторов экономики; повышение инвестиционной привлекательности территории5. Таким образом, полагаем, что развитие промышленных предприятий будет стимулироваться по таким направлениям, как активизация инвестиционно-инновационной деятельности, развитие экспортно ориентированных производств, производство импортозамещающих продуктов, модернизация материально-технической базы.

Известно, что промышленный сектор экономики, особенно его высокотехнологичные сферы, весьма восприимчив к воздействию научно-технических факторов среды. Для обеспечения технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1761-р была принята Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007—2011 гг. В числе ее основных целевых индикаторов обозначено количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта; количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности; количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его. Анализ аналогичных показателей по РМ позволяет констатировать, что в республике ежегодно растет доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной, увеличивается и удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, количество использованных передовых технологий6.

Во многом это обеспечено активной поддержкой проектной деятельности ряда крупных и средних промышленных предприятий органами государственной региональной власти. В РМ сформирована благоприятная инновационная инфраструктура, представленная ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия», ООО «Мордовский республиканский научно-технический центр „Электротехника Мордовии"», АНО «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия», ГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», АУ «Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия», Центром трансфера технологий при Мордовском государственном университете. В соответствии с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий РМ поддержка научно-инновационных проектов организаций республики оказывается из средств республиканского бюджета. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 1326-р в республике реализуется государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которая позволит объединить существующую инновационную инфраструктуру и инновационно активные предприятия в единый механизм, даст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ.

Научно-технические разработки требуют значительных затрат, как правило, долгосрочных и подчас не имеющих отдачи. Поэтому в условиях дефицита финансовых ресурсов предприятий становится более заметной роль государственного регулирования этого процесса, особое значение приобретает внешний нормативно-правовой контекст управления проектами. Законодательная деятельность субъектов РФ в инновационной сфере активизировалась после выхода в 1996 г. Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»7. Также приняты Закон РМ «О поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия» от 20 февраля 2006 г. № 6-З, Указ Главы РМ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Мордовия», Положение о статусе «Особо важный инвестиционный проект» и др.

В целом внешние элементы контекста управления проектами промышленных предприятий РМ не только создают объективные предпосылки, но и способствуют развитию и формированию инфраструктуры проектного менеджмента. Однако наряду с положительными тенденциями следует выделить ряд проблем, сдерживающих устойчивое развитие и требующих решения: невысокий уровень инновационной активности промышленных предприятий, несмотря на наличие предприятий высокотехнологичных секторов экономики (светотехники, электротехники и пр.) и значительную активизацию инновационно-инвестиционной деятельности по региону в целом; технологическая зависимость промышленных предприятий от иностранных патентов и лицензий, технологий; значительная степень износа основных производственных фондов (среднее значение этого показателя по всем основным фондам РМ на 1 января 2010 г. достигло 60,0 %), что негативным образом сказывается не только на конкурентоспособности производимой продукции, но и на инновационной активности промышленных предприятий; внешняя энергозависимость промышленных предприятий региона; снижение доли научных кадров; растянутые сроки создания и внедрения новшеств.

К наиболее значимым переменным, влияющим на степень развития системы управления проектами, помимо макроэкономических предпосылок, следует отнести экономический механизм управления: финансирование и стимулирование. Говоря о первом, отметим, что решение вопроса о финансировании исследований и разработок является одной из важнейших проблем, стоящих перед топ-менеджментом промышленных организаций и возникающих вследствие лимитированности оборотных средств, что приводит к необходимости разделения между сферами, способными дать быструю отдачу, и областями, отвечающими за решение долгосрочных задач (НИОКР). Рассматривая структуру источников финансирования проектной деятельности по РМ (таблица), следует отметить ориентацию на финансирование проектов с привлечением бюджетных средств, преобладание в структуре финансирования проектов заемных средств (в основном бюджетных), жесткую лимитированность финансовых ресурсов, отсутствие практики проектного финансирования.

Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.

Финансовая поддержка отдельных проектов носит адресный характер и состоит либо в предоставлении льготного кредита (действует механизм субсидирования 2/3 уплаченных процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направленных на осуществление наиболее эффективных инвестиционных проектов), либо гарантий правительства РМ. Распределение заложенных в бюджете средств производится исключительно на конкурсной основе. Все проекты проходят многоуровневую экспертизу, организуемую научно-техническим советом при Правительстве РМ и отраслевыми органами исполнительной власти республики9.

Рассматривая внутренние контекстуальные переменные управления проектами промышленных предприятий региона, можно отметить их множественность, определяемую в каждом отдельном случае масштабом, значимостью и направленностью проектной деятельности. Вместе с тем обращает на себя внимание ряд общих для большинства промышленных предприятий РМ проблем, препятствующих успешному развитию системы управления проектами: недостаточная концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; деквалификация персонала и снижение доли научных кадров; отсутствие гибких инструментов финансирования, взаимосвязи проектной деятельности со стратегией предприятия, формализованных процедур и систем интегрированного управления проектами, четкого закрепления функций по управлению предметными областями проекта. Заметим, что эффективность всей системы управления проектами в значительной степени определяется синергизмом взаимодействия всего множества элементов контекста управления проектами, согласованностью работы всех звеньев системы, нацеленной на один результат.

Таким образом, оценка базовых контекстуальных переменных системы управления проектами промышленных предприятий региона позволяет констатировать наличие существенного потенциала ее развития. Обозначенные внешние контекстуальные переменные оказывают значительное влияние на постановку стратегических задач промышленных предприятий, что в свою очередь отражается на содержательной стороне их проектной деятельности; внутренние переменные определяют эффективность управления проектами каждой организации. Однако нельзя забывать, что контекст управления проектами служит лишь общей платформой для реализации эффективного управления. Припостановке, поддержке и развитии механизма проектного менеджмента необходим интеграционный подход, органично связывающий современные достижения в области менеджмента и управления проектами со сложившейся практикой работы отечественных промышленных организаций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Горина А.П., Заварцева Е.В. Проектно-ориентированный подход в системе менеджмента предприятия: организационное развитие // Вестн. Поволж. гос. ун-та сервиса. Сер.: Экономика. 2010. № 9. С. 31—39.

2 См.: Данные сводно-аналитического отдела Министерства экономики Республики Мордовия. URL: http://mineco.e-mordovia.ru/soceconom/ socpoloj.html (дата обращения: 14.03.2011).

3 См.: Горина А.П., Горин И.А. Стратегия развития Республики Мордовия с позиции конкурентоспособных кластеров // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 26. С. 16—23.

4 См.: Послание Главы Республики Мордовия Государственному собранию Республики Мордовия 17 декабря 2010 года. URL: http://www.e-mordovia. ru/content/view/44 (дата обращения: 14.03.2011).

5 См.: Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. URL: http://www.csr-nw.ru (дата обращения: 19.02.2011).

6 См.: Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. URL: http://mrd.gks.ru/ public/default.aspx (дата обращения: 14.03.2011).

7 Там же.

8 См.: Марабаева Л.В., Соколов О.А. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности на региональном уровне // Инновации.

2005. № 4. С. 61—63.

9 См.: Их же. Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы // Там же. № 10. С. 26—31.

Поступила 17.03.11.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная