В. И. Цыганкова. Неземледельческие занятия крестьян Спасского уезда Тамбовской губернии в последней четверти XIX в.

В. И. ЦЫГАНКОВА

НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КРЕСТЬЯН СПАССКОГО УЕЗДА ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

ЦЫГАНКОВА Вера Ивановна, старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и социального права филиала Российского государственного социального университета г. Москвы (г. Дедовск).

Ключевые слова: низкоплодородные земли, малоземелье, кустарно-ремесленные промыслы, география, мордва-мокша, лесная зона, сырье, лесорубы, пильщики, плотники, бондари, тележники, санники, экипажники, изделия, базар

Key words: low-fertile soils, shortage of arable land, handicrafts, geography, Mordva-Moksha, forest zone, raw materials, woodcutters, sawyers, carpenters, hoopers, wainwrights, sledgers, carriage drivers, goods, bazaar

После реформы 1861 г. крестьяне, имеющие неплодородные участки земли, не могли существовать за счет земледелия. Это в полной мере касалось и Спасского уезда Тамбовской губернии. Малоземелье, низкоплодородные земли, низкая продуктивность сельского хозяйства, периодически повторяющаяся засуха, приводящая к снижению урожаев, были стимулом для широкого распространения кустарно-ремесленных промыслов, которые часто становились источником доходов крестьянской семьи1. Промыслы, являясь сложным комплексом материальных начал, «отражают особенности формирования и развития хозяйственной жизни уезда, складывавшиеся под воздействием природных, социальных и экономических факторов»2.

Особенности природно-климатических, естественно-географических условий ландшафтной зоны наложили отпечаток на развитие промыслов в нерусских селениях Спасского уезда Тамбовской губернии. Они заключались в географическом расположении территории в лесной зоне, определявшей развитие деревянных промыслов. Спасский уезд был богат лесами, которые составляли 47,2 % территории и давали кустарю основное сырье3.

В местах, где был материал для промыслов, мордовское население редко занималось отхожими кустарными промыслами. Так, В. А. Ауновский отмечает, что в отличие от русских мордва «весьма редко отыскивает промыслы на чужой стороне. Напротив, в своем любимом селении, в свободное от земледельческих работ время, занимается она плотничеством, распилкой леса, приготовлением различных лесных изделий, охотой и с большим умением разводит пчельники»4. В Спасском уезде люди занимались многими видами кустарных промыслов, значительная часть которых приходилась на обработку дерева. По числу кустарей в лесной зоне первенствовали лесорубный, плотницкий, бондарный, рогожный, колесно-экипажный и другие промыслы, основой которых был лес, переработка древесины.

Подворная перепись 1882 г. отмечает, что из зарегистрированных 15 936 крестьянских семей Спасского уезда занимались промыслами 9 440, т. е. дополнительный к земледелию промысел заявлен у 59 % крестьянских хозяйств уезда5. Это является наглядным свидетельством развития крестьянских промыслов в уезде.

Анализ видов промысловой деятельности и числа работников, задействованных в неземледельческих занятиях и связанных с лесом (плотницкий промысел, пилка леса, его торговцы), показал, что этой деятельностью занимались 4 208 крестьянских дворов, или 45 % от всех дворов Спасского уезда, ведущих какую-либо промысловую деятельность. Столь преобладающее количество лесных промыслов объясняется тем, что в Спасском уезде более 100 тыс. дес. общей площади составляли лесные угодья6.

Лесорубный промысел имел большое значение, только в семи волостях Спасского уезда (Анаевской, Боково-Майдан-ской, Виндреевской, Кирилловской, Сядемской, Зарубкин-ской и Ачадовской), по преимуществу населенных мордвой. Крестьяне Анаевской, Боково-Майданской волостей работали в местных казенных лесах, из которых лесоматериалы доставлялись на Котельнинскую пристань р. Мокша. Некоторые лесорубы этих волостей нанимались работать в лесных дачах соседнего Шацкого уезда.

Торговцы лесом нанимали рабочих по неделям и на содержание работника давали не более 1 руб. 20 коп. Тяжелая работа по пилке дров оценивалась весьма низко. За кубическую сажень обычно платили от 40 до 60 коп. при собственном продовольствии рабочих. Поэтому, работая за пределами своих деревень, лесорубы запасались домашними продуктами: хлебом, пшеном, картофелем, мясом. Когда кончались домашние запасы, то продовольствие приобреталось на месте работ у нанимателей, поэтому чистый заработок был сравнительно мал. Выработкой леса и дров занимались преимущественно самые бедные крестьяне. Те, у кого были лошади в хозяйстве и работники, занимались вывозкой заготовленных материалов на пристань, к месту назначения. Вывоз кубической сажени дров на 6—8 подводах на расстояние в 15 верст стоил не дороже 4 руб. 50 коп.

Лесные промыслы были важной статьей дохода для крестьян Виндревской волости, не имевших пахотной земли. Проживая в казенных лесах, виндреевские крестьяне брали на вырубку «делянки», для чего объединялись, как это принято в плотницкой среде, в артели, «товарищества» от 2 до 10 чел. в каждом. Заготавливаемые ими лесные материалы, будучи переработанными в срубы для изб, доски и мелкий тес, сбывались на месте.

В Зарубкинской, Ачадовской, Кирилловской и Сядемской волостях заготавливаемый лес шел на строевой материал и дрова, а также на переработку сырого материала в разные изделия. Здешние цены мало отличались от вышеназванных, и, к примеру, полная выработка кубической сажени дров с распилкой на трехчетвертные поленья расколкою и укладкою по тем временам оценивалась от 1 руб. до 1 руб. 70 коп. Труд лесорубов был тяжелым занятием. Приходилось работать вдали от дома, жить в зимнее время в землянках, скудно питаться.

Другим не менее значимым для крестьян был плотницкий промысел, которым, по подворной переписи в Спасском уезде, занимались 830 крестьянских семейств. По сравнению с соседним Темниковским уездом, тоже изобилующим лесами, в Спасском этот промысел был более распространенным. В Темниковском уезде, в котором крестьянских дворов было на 2 тыс. больше, чем в Спасском, плотницкий промысел отмечен лишь в 625 дворах7. Плотницкий промысел имеет тесную связь с выработкой строевого материала в местных лесах, потому что большинство плотников делают срубы для изб на местах лесных заготовок. Но часть плотников Спасского уезда работала и за его пределами.

В развитии этого промысла также имелись свои особенности. Например, плотницкий промысел не всегда совпадал с местами развития лесорубного промысла. Так, в Спасско-Городской волости «число лесорубов было незначительно, тогда как плотников было больше, чем в какой-либо другой волости уезда. В этой волости плотницкий промысел был распространен в селе Дерабкино, в котором было около 150 плотников, занимающихся промыслом, главным образом в Пензенской и Саратовской губерниях, куда они уходили с Масленицы или с Пасхи артелями по 15—20 человек, там подыскивали себе работы и многие не возвращались домой ранее 15-го ноября»8. Ввиду выгодности плотницкого отхожего промысла крестьяне предпочитали его полевым работам на своих небольших наделах. Остававшиеся дома члены плотницких семей справлялись с полевыми работами без них. Заметно выделялись числом плотников селения Мордовский Пимбур и Кажлотка, в которых несколько десятков крестьян плотничали в свободное от полевых работ время. Вслед за Спасско-Городской волостью по развитию плотницкого промысла следовала Ачадовская, в которой особенно много плотников было в с. Булдыгине. Здесь плотницкий промысел совпадал с лесорубным. Плотники готовили срубы для изб из вырабатываемого в соседних лесах строевого материала.

Что касается Xиловской волости, то здесь бывшие помещичьи крестьяне лесными промыслами не занимались, однако «в с. Xилкове и в дер. Ивановке плотников было более 100 человек. Некоторые из местных крестьян занимались подрядами на плотнические работы и нанимали плотников на месячный заработок от 4 до 10 руб. (при готовых харчах)»9. Другие плотники ходили на работу артелями (4—10 чел.) без подрядчиков. Плотницкий промысел в этой волости в основном практиковался в свободное от полевых работ время. Отмечено, что никто из местных крестьян плотницкими работами с весны до зимы не занимался. Отлучки из хозяйства для этого были кратковременными.

Таким образом, к указанным волостям и селениям принадлежит более половины крестьянских дворов Спасского уезда, в которых отмечен плотницкий промысел. В основном лесорубный и плотницкий промыслы были развиты в селах лесной зоны, преимущественно населенных мордвой-мокшей. Остальная часть дворов с таким промыслом распределялась на 13 волостей, и в каждой из них число плотников было незначительным.

Другим промыслом в Спасском уезде была пилка леса. Наибольшее число пильщиков было в таких селениях, как Пичкиряевский Майдан (Боково-Майданская волость), Каргал (Зарубкинская), Малышево, Чотово и Вяржелей (Мальшев-ская) и Липлейка (Спасско-Городская). В этих селениях переписью «определено почти 2/3 всего числа дворов с промыслом пилки леса в уезде. Крестьяне села Пичкирявский Майдан занимались пилкою леса по найму от лесопромышленников в 30 верстах от своего местожительства на Котельнинской пристани р. Мокши в Елатомском уезде»10. На эту пристань доставлялся лес из северо-западной части Спасского уезда, где находилась Боково-Майданская волость. Пильщики работали в основном зимой, некоторые из больших семейств частью пилили и летом. Производилась пилка леса на тес 8—9 аршин длины в 3/4 вершка толщины, плата полагалась с каждого «прохода» (разреза) в 8—9 коп. В названных селеньях Малышевской и Зарубкинской волостей пильщики тоже пилили лес на тес у лесоторговцев, некоторые уходили осенью на отхожий промысел за 100 верст от места жительства и занимались пилкой с сентября по январь. При отхожем промысле пильщики работали на хозяйских харчах и могли неплохо заработать. Каждая артель имела устоявшиеся связи и излюбленные места работы. Так, мордовские пильщики д. Липлейки считали выгодным для себя трудиться в г. Спасске, где платили больше.

Производство разного рода деревянных изделий требовало много рабочих рук в сельском населении Спасского уезда. Первое место по развитию такого крестьянского промысла принадлежало населенной мордвой Ачадовской волости. Важным и доходным промыслом считалась выделка телег и саней, столь необходимых в крестьянском хозяйстве.

Почти все тележники Спасского уезда относились в основном к селеньям трех волостей, населенных мордвой-мокшей: Жуковке, Мордовской Поляне и Тарханской Потьме Ачадовской волости; Авдалову и Журавкину Боково-Майданской волости; Шафторке и Новой Салтыковской волости. К тем же селеньям относились и все санники. Обыкновенно тележники занимались и изготовлением саней. По этой причине санников подворной переписью отмечено мало, хотя в действительности их было гораздо больше. Поэтому производство телег и саней мы будем рассматривать как один промысел. Говоря об истории возникновения промысла, следует отметить, что он известен издавна.

В основном выделывались обыкновенные крестьянские телеги и возовые сани, пользующиеся большим спросом у крестьян, частью — городские. Это было домашнее производство без больших мастерских. Мастера обходились без наемных работников. Лесные материалы для производства тележники закупали у лесоторговцев в своей местности. На разные части телег и саней употреблялось дерево разных пород: дуб (на оси и полозья), береза (на подушки и дроги), вяз, ильм (вязки, обряда), осина (внутренняя обшивка). При изготовлении саней использовался обычный плотницкий инструмент: топор, рубанок, долото, коловорот, булава, скобель. Телеги и сани пользовались большим спросом и быстро распродавались на базаре в г. Спасске, частью развозились в города Козлов, Тамбов и торговые села Рас-сказово и Беково.

В организации тележного и санного промыслов следует отметить исключительно рациональную организацию рабочего времени крестьянами. Промысловики работали быстро. Xороший мастер мог изготовить трое простых саней за два дня, городские сани — за 5—6 дней, телегу — за 4 дня. Сани готовились зимой, затем — между яровым посевом и сенокосом, осенью — после уборки хлебов до половины октября. У некоторых мастеров производство не прерывалось круглый год.

B Ачадовской волости, кроме тележников и санников в мордовских селениях Тарханская Потьма и Крюковка, были экипажники, которые назывались карстниками, тарантасни-ками и занимались выделкой вчерне, т. е. деревянных осто-ков, карет, пролеток, тарантасов, дрожек, линеек. Изделия эти изготавливались штучно, по заказам или на вольную продажу торговцам. Экипажники в отличие от тележников и санников работали в приспособленных помещениях (в особых чистых избах) и имели инструменты стоимостью

в несколько десятков рублей. Особенностью этого промысла было то, что железной оковки и окончательной отделки экипажей крестьяне не делали, а выделывали только деревянные части из березы, осины, дуба, липы, покупая эти материалы у местных лесоторговцев. Цена на изделия была различной. Все зависело от фасона, рисунка экипажа, определяемого заказчиком.

Изготовление карет было трудоемким и дорогим делом. На одну карету «уходило материалов на 15 руб. Да и времени на выделку одного экипажа затрачивалось около двух месяцев. Соответственно, и цены были высокими. Так, тарантасы разного фасона стоили вчерне от 15 до 50 руб., дроги беговые — 10 руб., с крыльями — 20 руб., пролетки — 30 руб.»11. При частном заказе мастер получал лишь небольшой задаток в сумме 5—10 руб. за карету. В случае, если экипажи изготавливались не по заказу, то вывозились на продажу в города Спасск, Козлов, Тамбов, сбывались купцам или городским каретникам.

В Спасском уезде существовали и другие промыслы, связанные с лесом, переработкой древесины. Это колесники, оглобельщики, сошные мастера, бондари, столяры, спичечники, лопатники. Изготавливалась деревянная посуда, велась выработка мочала, лыка, а также было налажено производство кулей. Следует обратить внимание на то, что наряду с указанными имелись промысловые специалисты, которые не были связанны с лесом: шерстобиты-валяльщики, кожевники, овчинники, рукавичники, сапожники, портные и шапочники, шорники, каменщики, кровельщики, маляры, печники и др. Производством металлических изделий занимались котельщики, кузнецы, слесари, серебряники. Перечень промысловых занятий был значителен, и каждый мог найти приложение своим силам. Но это уже тема другого исследования.

Таким образом, в Спасском уезде доминирующее положение среди других промыслов занимала работа, связанная с лесом и выделкой древесины. В связи с тем, что основная часть лесов располагалась в зоне проживания мордовского населения, главным промысловым занятием мордвы-мокши была переработка древесины (лесорубы, пильщики, плотники, бондари, колесники, тележники, санники, экипажники и др.). Занятия лесными промыслами были скорее свойственны мордве-мокше. Спектр неземледельческих занятий русского населения был шире и распространялся на все другие промыслы в уезде. Малоземелье, низкоплодородные земли, повторяющаяся засуха, невысокая продуктивность сельского хозяйства были большим стимулом для широкого распространения кустарных промыслов, которые постепенно становились основным источником существования крестьян. Земледелие «не давало необходимых средств для содержания крестьянских семей. Поэтому более половины из них вынуждены были заниматься разнообразными промыслами»12.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск: Мордов. кн. из-во, 1993. С. 13.

2 Там же.

3 Там же. С. 16.

4 Ауновский В.А. Инородческие населенные места Симбирской губернии. Симбирский сборник. Т. II. Симбирск, 1870. Отд. II. С. 154.

5 См.: Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. Том пятый. Спасский уезд. Издание Тамбовского губернского земства. Тамбов: Губернская земская типография, 1883. С. 81.

6 Там же. С. 82—83.

7 Там же. С. 85.

8 Там же. С. 85—86.

9 Там же. С. 86.

10 Там же. С. 87.

11 Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии ... С. 89—90.

12 История Мордовской АССР: в 2 т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. Т. 1. С. 198.

Поступила 31.05.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная