И. Б. Юленкова. Методология формирования системы финансового обеспечения развития предпринимательства в условиях перехода к экономике инноваций

И. Б. ЮЛЕНКОВА

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ИННОВАЦИЙ1

ЮЛЕНКОВА Ирина Борисовна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, инновации, финансовое обеспечение, кредитование

Key words: entrepreneurship, business, innovations, financial provision, crediting

В условиях современных реформ активизация инновационной деятельности является объективной необходимостью подъема экономики и социального развития России. Для этого есть достаточный научно-технологический потенциал и соответствующие факторы его эффективного использования в национальной экономике. К числу таких факторов, на наш взгляд, можно отнести развитие малого предпринимательства (МП) на основе малого бизнеса в научно-технической и инновационной сферах деятельности.

МП в инновационной сфере формируется несколькими путями. Инновационные предприятия могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций, финансирование которых постоянно сокращается и которые не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники.

Инновационные предприятия могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ, производственных объединений и промышленных предприятий. В этом случае они не только ведут научные и прикладные исследования, но и могут доводить их до коммерческой реализации, завершая тем самым полный инновационный цикл.

Еще одним путем образования инновационных предприятий является объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Период их существования часто ограничивается сроками реализации идеи. Инновационные предприятия могут формироваться и как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в той или иной области. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.

Инновационный бизнес привлекателен для бизнесмена по ряду причин. Во-первых, он призван совершенствовать деятельность всех других сфер предпринимательства, так как без инновационной составляющей любому бизнесу крайне сложно конкурировать. Во-вторых, он ориентирован на конкретные потребности покупателя и, в-третьих, всегда носит актуальный и соревновательный характер.

Несмотря на невысокую долю инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России, эту область малого бизнеса можно поставить на одно из ведущих мест по значимости для развития экономики.

Как показывает мировой опыт, социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечивается прежде всего наличием развитой национальной инновационной системы. Во многих странах по-разному приняты определенные меры для саморазвития МП в научно-технической сфере, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и др. Важно подчеркнуть, что государство везде инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивает для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.

При всей своей привлекательности малый инновационный бизнес на современном этапе имеет серьезные проблемы. К основным барьерам развития инновационного малого бизнеса следует отнести отсутствие правовой основы; низкую востребованность малого инновационного бизнеса; кадровую проблему, которая возникает из-за того, что опытные кадры уходят, а у молодых специалистов не хватает опыта в данной сфере, а также вследствие «утечки мозгов»; финансовые механизмы инновационной деятельности; низкую мотивацию исследователей; неблагоприятный экономический фон, так как кризис экономики, науки и образования не дает развиваться малому инновационному бизнесу.

Выявленные проблемы позволяют нам сделать вывод о необходимости формирования собственной национальной инновационной системы, основой которой будет развитая инновационная инфраструктура. Инновационная сфера деятельности играет важную роль и в экономическом развитии регионов.

Региональная инновационная система (РИС) в отличие от национальной определяется как подсистема социально-экономической политики региона и инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, а также региональной политики, проводимой на федеральном уровне и направленной на эффективное использование потенциала регионов и выравнивание их экономического развития.

Не является исключением и Республика Мордовия, где сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России — научных кадров промышленности и вузовской науки. Это первый фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в инновационной сфере региона. Второй фактор — возможность использования научного потенциала для развития промышленности и реструктуризации экономики республики. Третьим фактором, определяющим значение инновационной деятельности для реструктуризации экономики Мордовии, является наличие неиспользуемых мощностей крупных предприятий, в том числе все еще достаточно современного оборудования.

Реализовать эти факторы можно с помощью:

— восстановления деятельности этих предприятий. Однако сделать это, несмотря на усилия, не удается из-за отсутствия рынка продаж и, следовательно, необходимых инвестиций для поддержания факторов производства на необходимом технологическом уровне;

— расширения малых предприятий, преимущественно ориентированных на практическую реализацию имеющегося научно-технического задела или на его трансферт в развитые страны для производства высокотехнологичной продукции;

— развития взаимодействия малых и крупных предприятий, однако при этом нельзя допустить ухода МП в теневую экономику.

Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.

В сфере науки и научного обслуживания в 2010 г. действовали 12 малых предприятий, что на 14,28 % меньше, чем в 2009 г. Численность занятых на предприятиях этой сферы составила в 2010 г. 76 чел., что на 24 % меньше, чем в 2007 г. При этом важно отметить, что с 2006 г. наблюдается отрицательная тенденция по этому показателю. Объем выпускаемой продукции и оказанных услуг в 2010 г. составил 4 688 тыс. руб., что на 2,2 % меньше, чем в 2007 г. и на 20 % меньше уровня 2002 г. (табл. 2).

Удельный вес инновационного малого бизнеса в общем объеме МП республики крайне незначительный. В 2010 г. количество малых инновационных предприятий (МИП) составляло 0,3 % от общего количества малых предприятий республики. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания едва достигла 0,2 % от общей численности занятых на малых предприятиях. В структуре выпускаемой продукции и оказанных услуг доля МИП составила лишь 0,05 %. При обращении к данным официальной статистики мы можем увидеть, что показатели удельного веса инновационного МП имеют тенденцию к снижению. За 9 лет (с 2002 по 2010 г.) количество МИП сократилось на 71 %. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития малого инновационного бизнеса в республике и необходимости усиления его государственной поддержки.

Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.

Процессы, происходящие в сфере МП Мордовии, свидетельствуют о том, что при значительном потенциале этот сектор еще далек от уровня, характерного для страны с развитой рыночной экономикой. Несмотря на то что за последние годы наблюдается значительный прирост по многим показателям в сфере МП, Мордовия все еще занимает последние места в рейтинге по Приволжскому федеральному округу4. Поэтому правительству республики необходимо проводить более эффективную политику поддержки МП по всем отраслям производства.

Отсутствие единого программно-целевого подхода к осуществлению комплексной поддержки инновационного малого бизнеса, который учитывал бы национальные задачи и специфические региональные особенности, существенно снижает эффективность принимаемых мер стимулирования его развития. В связи с этим представляется важным определение путей совершенствования развития региональной системы поддержки инновационного малого бизнеса.

Для решения обозначенных проблем необходимо принять меры к формированию современной нормативно-правовой базы для стимулирования инновационной деятельности предпринимательских структур. Кроме того, мы предлагаем создать оптимальные условия для развития малого бизнеса в целом и малых предприятий инновационного сектора в частности: снизить пошлины на оборудование, решить таможенные проблемы, ввести льготы по налогу на прибыль, потреблению электроэнергии и аренде помещений. Очень важно обеспечить подготовку квалифицированных руководителей инновационных проектов. Исходя из этого, на наш взгляд, следует проводить политику по поддержке МП на федеральном и региональном уровнях.

Для развития инновационного бизнеса необходимо использовать различные формы финансирования: государственное, акционерное, венчурное, смешанное финансирование; банковские кредиты; финансовый лизинг; форфейтинг и франчайзинг.

Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах финансирования федеральных целевых инновационных программ, финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и др.5

Государство, бесспорно, играет существенную роль в формировании финансовой инфраструктуры для малого инновационного бизнеса. Однако основное бремя и основные доходы от финансового обслуживания малого инновационного предпринимательства приходятся на финансовые институты, непосредственно взаимодействующие с малым бизнесом (банки, микрофинансовые институты, лизинговые и страховые компании). Именно они в любой развитой экономике осуществляют основную массу кредитования и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям.

Малому бизнесу сотрудничество с банками могло бы позволить с самого начала научиться планировать деятельность, анализировать рынок, управлять финансовыми потоками и адекватно оценивать свое состояние. Пока же финансированием реальных стартапов занимаются преимущественно даже не венчурные фонды, а бизнес-ангелы — успешные бизнесмены и специалисты, желающие вложить свои деньги в реальное производство и получить от него приличный доход.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников. Примером этой формы финансирования является деятельность обществ взаимного кредитования — кредитных союзов и кооперативов. Кредитные кооперативы представляют собой форму организации взаимного кредитования граждан, физических лиц, которые не прибегают к помощи банков, каких-либо внешних источников кредитования, а работают по типу кассы взаимопомощи. В своей процентной политике кредитные кооперативы в основном ориентируются на Сбербанк. Кредиты, как правило, предоставляются на короткий срок. Направления вложений — потребительские нужды, торговые «челночные» операции, финансирование жилищного строительства.

Мировой опыт показывает, что общества взаимного кредитования являются полезными и эффективными источниками финансовой поддержки предпринимательства. Однако в настоящее время развитие этих форм тормозится отсутствием правовых норм и правил их деятельности. Иногда кредитные кооперативы сталкиваются с ситуацией отказа в регистрации или открытия банковского счета. Это приводит, с одной стороны, к ограничению круга операций, с другой — к увеличению «черного» наличного оборота.

Кредитные союзы и кооперативы как форма финансирования предпринимательства особенно важны для регионов. В связи с этим органам местного управления необходимо рассмотреть возможность подключения кредитных кооперативов к программам поддержки малого бизнеса, разработать процедуры совместного финансирования перспективных проектов, особенно в областях, жизненно важных для конкретного региона.

В этом же направлении могут работать фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы. Разработка конкретных форм их взаимодействия будет способствовать как институциональному развитию, так и улучшению предпринимательской среды, а объединение усилий региональной администрации, науки, бизнеса и консалтингового сообщества в интересах формирования и реализации стратегических региональных приоритетов будет только способствовать этому.

Сегодня мы можем сказать, что в России постепенно появляется новая структура государственного управления, формируется законодательная база, создающая условия для функционирования всей инновационной сферы в рыночных условиях. В связи с этим основными целями совершенствования системы финансового обеспечения развития предпринимательства должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов инновационных малых предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес.

Разработанный комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма поддержки инновационного МП будет способствовать оздоровлению социально-экономического положения региона, увеличению доходной части бюджетов всех уровней, а также снижению отраслевых и территориальных диспропорций развития малого инновационного бизнеса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья публикуется при финансовой поддержке РГ НФ № 11-12-13001а/В.

2 См.: Малое предпринимательство в России // Стат. сб. Росстат. 2010.288 с.

3 Там же.

4 Там же.

5 См.: Велиева Н.С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста // Аудитор. 2007. № 11. С. 33—36. Поступила 20.04.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная