К. Ю. Лашманкина. Приоритетные направления модернизации регионального туристского комплекса
К. Ю. ЛАШМАНКИНА
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
ЛАШМАНКИНА Ксения Юрьевна, аспирант кафедры экономики и логистики Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: экономика, модернизация, регион, рынок туристских услуг, туристская фирма, конкуренция
Key words: economics, modernisation, region, tourist services market, tourist company, competition
В соответствии с избранным государством инновационным путем развития1 модернизация является движущей силой на средне- и долгосрочную перспективу. Это касается всех сфер деятельности, в том числе развития сферы услуг. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на долю туристских услуг приходится около 10 % мирового валового продукта2. В Республике Мордовия эта доля существенно ниже: она составляет лишь 1,6 % ВРП3.
Проведенное исследование рынка туристских услуг в Мордовии выявило ряд существенных барьеров для развития рынка туристских услуг в регионе, тормозящих его модернизацию (таблица).
В соответствии с выявленными барьерами приоритетные направления модернизации рынка туристских услуг в регионе включают:
— модернизацию инфраструктуры туристской сферы (гостиничный и ресторанный бизнес, торговля и общественное питание, транспорт и т. д.). Для этого необходима полная инвентаризация всех туристских объектов, а также достоверная информация о современном состоянии туристской инфраструктуры. Это предполагает разработку и содержание электронного кадастра туристских территорий, этнокультурных и спортивно-массовых объектов, а также других объектов туристской инфраструктуры;
— внедрение инноваций в сфере туристских услуг. Важным элементом модернизации рынка туристских услуг в регионе является его инновационный потенциал, определяющий уровень значимости для социально-экономического развития регионального туризма.
Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.
Критериями оценки инновационного потенциала программно-целевого управления туризмом могут быть создание и ввод в действие новых объектов, производств индустрии туризма на базе прогрессивных технологий; проведение комплексных исследований по повышению эффективности деятельности туристских предприятий на основе современных информационных технологий, автоматизированных систем управления различного назначения; разработка и внедрение в производство технологических процессов, обеспечивающих развитие малоотходных способов производства; комплексное использование сырья, материалов и улучшение качества продукции; снижение энергопотребления на основе использования нетрадиционных источников; создание и внедрение методов и средств, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды от загрязнений; выпуск ранее созданных прогрессивных туристских продуктов; разработка маршрутов и внедрение технологических процессов в масштабах, необходимых для достижения целей программы; опытно-промышленная отработка принципиально новых видов техники и технологических процессов, не имеющих аналогов.
В развитии туристской сферы региона существенное место начинает занимать предпринимательская инициатива. Под предпринимательством в сфере туризма понимается деятельность, направленная на развитие инициативы по созданию объектов и мероприятий туристской привлекательности. Формы осуществления предпринимательской деятельности могут быть различными, в том числе индивидуальное частное предпринимательство, создание обществ, привлечение финансово-промышленных групп, холдингов и компаний, в соответствии с масштабом, направлением и сферой реализации программных мероприятий. Предпринимательство в туристской сфере включает множество направлений, среди которых можно выделить создание туристских предприятий (турагентства и туроператоры), экскурсионное обслуживание, гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, сферу досуга и развлечений, транспортное обеспечение туристских потоков, изготовление и продажа сувениров, организацию спортивных мероприятий, оказание лечебно-оздоровительных услуг и т. д.
По масштабам инвестиционных и трудовых затрат, направлениям развития инвестиционной инициативы субъекты предпринимательства в туризме можно объединить в следующие группы:
— местное население и частные предприниматели, занятые при постоянном туристском потоке продажей сувениров собственного производства, блюд собственного приготовления и продуктов питания из своего огорода и приусадебного хозяйства;
— предприятия, инвестирующие средства на создание баз отдыха, предприятий питания высокого уровня (кафе,
рестораны), местных санаторно-курортных учреждений, трансфера туристов, анимационные услуги (водные, конные, велосипедные и другие маршруты, концерты, представления, спортивные соревнования и т. д.);
— крупные предприятия сферы туризма с привлечением сильных финансово-промышленных групп, созданием структур по кооперации усилий различных предприятий, органов государственной и муниципальной власти.
Экономическая эффективность в сфере туристских услуг означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма и туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. В условиях значительного сокращения занятости в реальном секторе экономики следует обратить внимание на использование местных ресурсов, которые могут обеспечить долговременные и рентабельные формы экономической деятельности.
Современный опыт создания инновационных структур показывает, что наиболее эффективной формой туристского менеджмента является проектная структура. С учетом этого в муниципальных программах развития туризма создаются проектные группы из представителей наиболее заинтересованных и компетентных в этой области физических и юридических лиц, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных органов власти на временной основе для разработки, внедрения и реализации проекта. Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план (инвестиционный проект) показывает перспективу развития туристской деятельности;
— внедрение передовых информационных технологий в сферу туристского бизнеса (организация регионального туристского информационного центра и интернет-портала, а также подготовка и издание переработанного каталога «Республика Мордовия. Туризм и отдых» на русском и английском языках);
— разработку маркетинговой стратегии по формированию регионального туристского продукта по двум направлениям: сохранение, укрепление, развитие и совершенствование существующего республиканского туристского предложения; формирование нового туристского продукта, учитывающего мировой и внутренний туристский спрос и конкурентные преимущества туристского потенциала республики.
Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения республиканского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках планируется осуществлять путем разработки и реализации рекламно-информационных и имиджевых мероприятий по популяризации внутреннего и въездного туризма, издания каталогов, буклетов, путеводителей и иной печатной продукции, включая участие в российских специализированных изданиях.
Особое значение имеет решение вопросов применения современных информационных технологий с использованием возможностей Республиканского туристского информационного центра, его филиалов и информационных бюро. Важна государственная поддержка в участии и проведении туристских выставок, ярмарок, фестивалей, презентаций, организации ознакомительных туров по республике для представителей российских и зарубежных СМИ; во взаимодействии с представительствами Мордовии в регионах России, ближнего и дальнего зарубежья, а также загранпредставительствами и посольскими клубами Российской Федерации;
— модернизацию кадрового потенциала (подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма, особенно в сфере туристско-экскурсионного сервиса и ресторанно-гостиничного бизнеса). Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов туриндустрии обеспечиваются через создание системы непрерывного образования в республике по всем специальностям туриндустрии на базе отраслевого образовательного стандарта, основанного на взаимодействии предприятий сферы туризма и профильных учебных заведений с использованием возможностей государственного заказа на подготовку специалистов по наиболее значимым и перспективным направлениям туристской деятельности;
— модернизацию туристского и экскурсионного обслуживания (возрождение и развитие системы аттестации и аккредитации экскурсоводов и других работников туристской сферы, обучение их иностранным языкам; организация системы контроля качества в сфере туристских услуг и ресторанно-гостиничного бизнеса и др.);
— развитие конкуренции на рынке туристских услуг в регионе. Исследование деятельности туристских фирм в РМ показало отсутствие реальной конкуренции: доля ООО МЦО «Юнион» на рынке туристских услуг составляет около 65 %, на долю туристического агентства ООО «Робинзон-Тур» приходится около 25 %, общая доля для остальных 12 агентств составляет около 10 %.
Таким образом, приоритетными направлениями модернизации регионального рынка туристского комплекса являются развитие специализированной инфраструктуры (гостиничных комплексов, объектов сферы развлечений, общественного питания и т. д.), общей инфраструктуры (усиление транспортной доступности новых зон отдыха и рекреации, продвижение предложений мордовских санаториев и баз отдыха на макрорегиональном рынке туристских услуг), офисной и выставочной недвижимости, общественного питания и сферы сервиса городов (локальных центров туризма), где расположены объекты культурно-исторического наследия; создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере туристских услуг; организация современного туристского сервиса и форм его функционирования; привлечение инвесторов для строительства объектов особых туристско-рекреационных зон; распространение информации о Республике Мордовия как о привлекательном туристском регионе в Интернете; содействие повышению конкурентоспособности туристских услуг.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Горина А.П., Земскова Е.С. Инновационный путь экономического развития как эндогенный фактор восстановления глобальной экономики в посткризисный период // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010. № 1. С. 364—36 7.
2 См.: Гаврильчак И.П. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России. СПб., 2001. 261 с.
3 См.: Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Саранск, 2008. 100 с.
Поступила 06.09.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная