С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина. Концептуальные подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем

С. М. ВДОВИН,  Н. Д. ГУСЬКОВА,  Е. А. НЕРЕТИНА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

ВДОВИН Сергей Михайлович, ректор Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

ГУСЬКОВА Надежда Дмитриевна, заведующая кафедрой менеджмента Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

НЕРЕТИНА Евгения Алексеевна, заведующая кафедрой маркетинга Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

Ключевые слова: социально-экономическая система, устойчивое развитие, экономический рост, экология, глобализация, пределы роста, подсистемы

Key words: social and economic system, sustainable development, economic growth, ecology, globalisation, growth limits, sub-systems

В отечественной экономической науке накоплен значительный опыт исследования проблем формирования национальной модели социально-экономического развития. Однако появление новых угроз усугубляет диспропорции в отечественной системе общественного воспроизводства, что определяет необходимость формирования эффективных и жизнеспособных социально-экономических систем.

Глобализация социально-экономических систем обостряет противоречия, связанные с воспроизводственными процессами в национальных экономиках, а также с усилением их дифференциации по уровню развития. Для стран с формирующимися рыночными отношениями, к которым относится Российская Федерация, характерны следующие противоречия: удовлетворение растущих общественных потребностей, сопровождающееся усилением нагрузки на природные комплексы; рост влияния транснациональных корпораций на деформацию структур и национальных хозяйств, обусловленную размещением на их территории ресурсоемких и вредных производств; повышение уровня и качества жизни при усиливающейся дифференциации населения по уровню доходов.

Проблемы, связанные с определением новых параметров, принципов функционирования геоэкологического пространства и формирования новой парадигмы развития национальных экономик в глобальном мире, в современной зарубежной и отечественной экономической науке занимают одно из центральных мест. Перспективы развития социально-экономических систем в условиях глобализации, как правило, связывают с переходом к устойчивому («поддерживающему») развитию.

XX в. стал новой вехой в развитии человечества и понимании проблем устойчивости. Ускоренная индустриализация, бурное развитие техники и технологий, расширение производственных возможностей человека, усиленный экономический рост во второй половине XX в. увеличили количество потребляемых человечеством ресурсов, что привело к необратимым экологическим последствиям. Это позволило сделать вывод о том, что социально-экономические проблемы связаны с необходимостью сохранения окружающей среды.

Идея об экологически направленном развитии впервые была озвучена на Стокгольмской конференции 5 июня 1972 г. в «Декларации об охране окружающей среды». На этой конференции была принята программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В Стокгольмской декларации были сформулированы пять принципов экологического развития: человек имеет право на благоприятные условия жизни в окружающей среде; природные ресурсы Земли, особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений; должна поддерживаться способность Земли воспроизводить жизненно важные ресурсы; человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, что должно быть положено в основу планирования экономического развития; невосполнимые ресурсы Земли должны использоваться так, чтобы обеспечить их защиту от истощения в будущем.

В дальнейшем идея устойчивого развития нашла отражение в научных трудах членов Римского клуба — неправительственной организации, созданной в 1968 г. под руководством А. Печчеи1. Она была озвучена в докладе «Наше общее будущее», подготовленном Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 г. На конференции ООН, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, представителями 179 стран мира была принята «Повестка на XXI век», в которой концепция устойчивого развития была признана в качестве основополагающего принципа развития земной цивилизации. Как новая парадигма развития человечества, она означает осознание важности системного подхода при выборе сценариев развития социально-экономических систем на всех уровнях управления (мега-, макро-, мезо- и микро-).

Устойчивое развитие предполагает, что увеличение численности населения и экономический рост должны вписываться в пределы экологических возможностей планеты и не должны вредить природной среде. Человечеству следует осознать, что удовлетворение нужд нынешнего поколения должно происходить без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Человечество уже переступило порог устойчивости. По оценкам специалистов, «экологический след» (Ecological Footprint) человеческой популяции на 20—30 % превышает потенциал биосферы, т. е. способность предоставлять человеку ресурсы и ассимилировать отходы его жизнедеятельности.

В настоящее время разработка теории устойчивого развития далека от завершения. Современная реальность показывает, что принятые первоначально природоохранный и экономический аспекты устойчивого развития отнюдь не достаточны для полноценной реализации принципов этой концепции. Устойчивая экономика должна ориентироваться на экономию ресурсов, максимальную утилизацию отходов производства и быта. Достижение этих целей предполагает приоритетное развитие наукоемких отраслей, внедрение в производство высоких (наукоемких, ресурсосберегающих, экологически безопасных) технологий. Оно должно базироваться на новой парадигме и адекватной ей методологии устойчивого развития.

Существующее многообразие концепций представлено по трем основным направлениям (концепция нулевого роста; управление развитием при сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования; управление развитием с учетом приоритета социальных ценностей и прав человека). Для стран с формирующейся рыночной экономикой наиболее приемлемой представляется концепция природопользования на основе приоритета прав человека на высокий уровень качества жизни.

Исходным началом концепции устойчивого развития послужила теория роста Я. Тинбергена, в которой в качестве внутренних пределов развития рассматривались рациональные потребности человека, а внешние пределы определялись емкостью биосферы. По его мнению, переход от внутренних пределов к внешним предполагает пересмотр целей и приоритетов и выход на системное решение задач, описанных рамками эколого-экономической системы2.

Определяющее значение при раскрытии сущности экологической подсистемы имеет понятие «биогеоценоз» (от греч. bio — «жизнь», geo — «земля», coins — «общий»), которое используется в отечественной и зарубежной литературе и соответствует американскому понятию «экологическая система». Понятие «биогеоценоз» было введено в научный оборот советским ученым В. Н. Сукачевым в 1944 г. Он рассматривал биоценоз как совокупность живых организмов, взаимодействующих между собой и средой их обитания на определенном пространстве с определенными ландшафтными, климатическими и почвенными условиями3.

Экономическую подсистему формируют элементы воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг). Основными целями ее функционирования являются обеспечение экономического роста и повышение на этой основе уровня и качества жизни людей. Эколого-экономическая система находится в устойчивом состоянии тогда, когда в результате столкновения природных, производственных, социалных, экономических и прочих интересов достигается некий компромисс в процессе выполнения каждой из подсистем своей индивидуальной цели4. Компромисс при этом может достигаться как естественным путем, так и с использованием регулирующих инструментов институционального компонента.

В настоящее время в систему устойчивого развития многие ученые включают наряду с экологической и экономической социальную и институциональную подсистемы. По мнению Д. Медоуза, «прежде чем устойчивое общество согласится на тот или иной вид роста, оно задастся вопросами, для чего нужен этот рост, кто от него выиграет, сколько это будет стоить, как долго он продлится и какие последствия он вызовет для планетарных источников и стоков. Такое общество будет использовать свою систему ценностей и новейшие знания о пределах Земли, чтобы выбирать только такие виды роста, которые позволят достичь важных социальных целей и укрепить устойчивость и самоподдержание. И когда любой физический рост выполнит свою задачу, общество его прекратит»5.

Формирование институциональной подсистемы обосновывается необходимостью создания нормативно-правовой базы и институтов, занимающихся решением проблем обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем, использующих механизмы рыночного и государственного регулирования.

В решениях Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро была провозглашена необходимость разработки «Местных повесток на XXI век» (МП21), т. е. локальных стратегий устойчивого развития. «Мыслить глобально — действовать локально!» — это слова, которые стали неформальным лозунгом работы в области устойчивого развития в местных сообществах во многих странах мира. Только за 10 лет (с 1992 по 2002 г.) в 113 странах мира было разработано и реализовано около 6,5 тыс. таких инициатив. Это означает осознание значимости конкретных действий в области устойчивого развития на местном уровне — в каждом городе, поселке, деревне. Местные повестки по сравнению с традиционными формами планирования и управления имеют ряд особенностей: они инициируются и разрабатываются не только местными органами власти, но и общественными организациями, гражданами.

Муниципальные образования играют ключевую роль в изменении стилей жизни и образцов поведения населения, моделей производства и потребления, пространственной структуры расселения, решения этно-культурных проблем. МП21 не обременяются законодательно установленным регламентом и методикой разработки, т. е. они являются более гибким инструментом развития. Структура и механизмы реализации любой местной повестки могут разрабатываться с учетом конкретной ситуации и временного горизонта ее реализации. Кроме того, разработка МП21 возможна также для территорий, границы которых не совпадают с границами административно-территориального деления или включают несколько административных образований.

Тематическая направленность МП21 весьма разнообразна: экологическая безопасность, энергосбережение, развитие малого бизнеса, органическое земледелие, охрана историко-культурных ценностей, подготовка одаренных детей и др. Правительства и частные инвесторы многих стран мира вкладывают средства в программы и проекты, реализуемые в рамках МП21. Скоординированное использование ресурсов позволяет повысить их отдачу и нередко обеспечивать синергетический эффект. Однако главной идеей реализации местных повесток является не экономический эффект, а объединение населения для решения общих задач, повышение социальной активности и сплоченности местного сообщества.

В участии в местных повестках заинтересованы также бизнес-структуры и инвесторы, желающие наладить конструктивные деловые отношения с местной властью. Они включаются в процессы стратегического планирования, мобилизации и распределения ресурсов, обеспечения местного сообщества новыми технологиями и квалифицированными кадрами.

Реализация принципов устойчивого развития в рамках местных сообществ позволяет их жителям не только улучшать социально-экономические и экологические условия проживания в территориальном образовании (город, село, деревня), но и реализовать свои замыслы и способности для процветания малой родины, улучшения ее имиджевых характеристик. Приверженность мирового сообщества к принципам устойчивого развития была подтверждена на Всемирном саммите, проходившем в 2001 г. в Йоханнесбурге (ЮАР).

Россия несколько позже проявила внимание к проблеме устойчивого развития социально-экономических и эколо-го-экономических систем. Оно нашло отражение в Указе Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.)6. Принципиальным положением концепции является соблюдение соотношения между процессами улучшения качества жизни людей и социально-экономического развития при условии экологической устойчивости. Решение этой проблемы требует не только ее научного осмысления, но и разработки соответствующей методологии и механизмов управления.

При проектировании системы устойчивого развития наряду с рассмотренными функциональными подсистемами необходимо руководствоваться требованиями многоуровневого подхода, предусматривающего решение данной проблемы на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях управления.

Исходным началом при решении этой проблемы на любом уровне управления является формирование перспективного видения, позволяющего создать не только новые контуры обратных связей и моделей поведения, но и новые знания, технологии, физические структуры, организации и движущие силы в обществе. На основе перспективного видения осуществляется постановка стратегических целей и задач, реализация которых должна осуществляться проектно-ори-ентированными командами, вооруженными современными знаниями о природе и обществе. Их следует создавать на локальном и глобальном уровнях. Кроме того, решение обозначенных проблем невозможно без формирования новых ценностных установок, норм и правил поведения индивидов не только в обществе, но и в их взаимодействии с окружающей средой. На наш взгляд, для этого необходимо сформировать соответствующие механизмы социальной адаптации. При этом следует иметь в виду, что адаптация является двухсторонним процессом, заключающимся в том, что социальная система и ее элементы не только приспосабливаются к среде, но и приспосабливают ее к себе. Тем самым социальная адаптация дает возможность привести аномальные социальные процессы в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Она осуществляется на основе коррекции (систем мер, направленных на исправление или сглаживание недостатков), компенсации (замещения или перестройки нарушенных функций системы) и других мер. Именно ценностные ориентации являются важнейшим аспектом устойчивости социально-экономических систем. Более того, вне ценностного контекста многие проблемы просто остаются без решения. В свое время М. Борн отмечал, что никто еще не придумал средств для поддержания стабильности общества без этических принципов7. Новые социальные ценности, нормы и мотивы поведения могут сформироваться только в результате длительного воздействия среды, да и то лишь при условии своевременной и умелой коррекции ее отрицательных воздействий. Это требует от государства и социальных институтов (семья, школа, вуз, организация, территориальное сообщество и др.) создания новых моделей поведения людей. Они должны быть ориентированы на формирование нового мировоззрения и мировосприятия. В связи с этим необходимо провести преобразования в системах воспитания, образования, культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 65—72.

2 См.: Родина Е.М. Устойчивое развитие эколого-экономических систем. М.: Логос, 2003. 310 с.

3 См.: Сукачев В.Н. Избранные труды. Л.: Наука, 1972. Т. 1. 415 с.

4 См.: Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. № 24 // Собр. законодательства РФ от 10 января 2000 г. 170 с.

5 См.: Медоуз Д., Рандерс И. Пределы роста: 30 лет спустя. М.: Изд-во «Академкнига», 2007. 342 с.

6 См.: Указ Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. № 440 // Собр. законодательства РФ от 8 апреля 1996 г.

7 См.: Born М. My Life and My Views. Scribner. N. Y., 1968. 216 p.

Поступила 28.09.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная