С. В. Булярский, А. О. Синицын. Промышленные кластеры в Ульяновской области
С. В. БУЛЯРСКИЙ, А. О. СИНИЦЫН
ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ1
БУЛЯРСКИЙ Сергей Викторович, заведующий кафедрой инженерной физики Ульяновского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор.
СИНИЦЫН Антон Олегович, аспирант кафедры инженерной физики Ульяновского государственного университета.
Ключевые слова: кластер, консорциум, региональная экономика, производственные предприятия
Key words: cluster, consortium, regional economy, industrial enterprises
Промышленные кластеры являются формой интеграции высокотехнологичных предприятий. Кластеризация промышленности внутри региона способствует возникновению и развитию инноваций, что является основой повышения производительности труда и усиления стратегических преимуществ региона, формирования конкуренции.
У предприятий, расположенных в одном регионе, много общих потребностей и возможностей взаимодействия, способствующих развитию регионального рынка, а также повышению занятости населения и его уровня жизни. Улучшая условия развития кластера, администрация Ульяновской области действует в интересах многих предприятий региона. Результатом такой деятельности является повышение конкурентоспособности области. Для современной России этот аспект приобретает особое значение: в 90-е гг. произошло существенное увеличение отставания промышленности по уровню производительности труда от развитых стран. Развитие кластеров, уже существующих и новых, будет означать создание важного источника долгосрочного экономического роста.
В Ульяновской области сформировано несколько промышленных кластеров: авиационный, атомный, нанотехно-логический. Уже одно их перечисление показывает, что они сформированы в высокотехнологичных областях и позволят региону высокоэффективно интегрироваться в мировое разделение труда. Создание этих кластеров решает ряд важных экономических, технических и социальных задач.
Интеграция в условиях кластера обеспечивает дешевый доступ слабых предприятий к специализированным факторам производства: новому оборудованию и технологиям. В регионе есть конкурентоспособные (на внутреннем и внешнем рынках) предприятия-лидеры. В Ульяновской области следует назвать ОАО «УАЗ», ОАО «Авиастар», ОАО «НИИ атомных реакторов». Важную роль в их деятельности играет согласованная инвестиционная политика. Так, для развития нанотехнологичного кластера по линии госкорпорации «Рос-нано» привлекается более 1 млрд руб., в том числе порядка 700 млн руб. тратится на закупку нового оборудования. Это позволяет перевооружить отрасль и дает возможность быстро развиваться. При этом интеграция снижает стоимость сделок, минимизирует издержки, освобождает от импорта, сдерживает повышение цен поставщиками и невыполнение ими своих обязательств, снижает издержки адаптации предприятий к изменениям на рынках.
Интеграция оптимизирует привлечение инвестиций на закупку различного оборудования, позволяет активизировать выполнение НИР и ОКР, накапливает специализированную информацию (знания), доступ к которой лучше организован и требует меньших издержек, а также облегчает движение потоков информации внутри кластера. При этом обеспечивается взаимодополняемость видов деятельности внутри кластера (удовлетворение покупательского спроса, маркетинг, закупки и т. д.), тем самым повышается качество и эффективность работы. Это снижает затраты на внедрение ОКР и обеспечивает эффективное развитие производства.
Стимулы к внедрению инноваций создает конкурентное давление внутри кластера. Однако при определенных условиях кластеры способны замедлять инновации. Так, возможно возникновение «группового мышления» (особой культуры кластера), которое может быть направлено на консервацию выбранных стратегий поведения и будет подавлять новые идеи. Для преодоления этого процесса в Ульяновской области кластеры интегрируются управляющими компаниями, которые создаются в экономико-правовых формах ЗАО, некоммерческих партнерств и автономных учреждений. При этом представляется, что форма некоммерческих организаций является более предпочтительной, так как они, лишенные возможности получать прибыль, не аккумулируют ресурсы на себя, а сосредотачиваются на процессах эффективного управления и этим зарабатывают средства для своей деятельности. Управление ведется при участии администрации региона. Это позволяет ей эффективно участвовать в процессах экономического развития и следить за исполнением кластерами социальных функций, связанных с повышением уровня жизни жителей региона.
Четверть валового продукта Ульяновской области создается в сфере промышленного производства. Поддержка эффективности и конкурентоспособности этого сегмента экономики региона является ключевой задачей органов государственной власти области. По мнению Президента РФ Д. А. Медведева, поддержка конкурентоспособности России в мире невозможна без непрерывного развития и внедрения инноваций. Руководство области осознает значимость инноваций и стремиться создать работоспособную инфраструктуру для их внедрения в регионе. Благодаря проведению эффективной инновационной политики объем инновационной продукции, выпускаемой в области, растет быстрее, чем в среднем по России2. Прирост инновационной продукции связан с высокими затратами на исследовательскую инновационную деятельность. Доля персонала, задействованного в исследованиях и разработках в регионе, также выше, чем в среднем по России.
Основной проблемой инновационного развития Ульяновской области является отсутствие эффективного механизма коммерциализации инновационных технологий и механизма создания малых инновационных предприятий. Этот недостаток преодолевается за счет функционирования промышленных кластеров. Рассмотрим эту политику на примере авиационного кластера.
В Ульяновской области активно поддерживается направление развития кластерной политики3. Так, Постановлением Правительства Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы „Ульяновск — авиационная столица" на 2009—2011 годы» от 23 сентября 2009 г. № 35/342-П реализован проект создания авиационного кластера «Ульяновск-Авиа», разработана областная целевая программа «„Ульяновск — авиационная столица" на 2009—2011 годы». Авиационный кластер в этом документе определен в качестве группы взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные учреждения, инфраструктурные компании), действующих в сфере авиационной промышленности и взаимодополняющих друг друга.
В авиационном кластере Ульяновской области сейчас насчитываются 19 предприятий и организаций, в том числе по производству и ремонтному обслуживанию ЗАО «Авиастар-СП»; по разработке и производству различных агрегатов и систем для авиационных заводов (ОАО «Утес», ОАО «УКБП», ООО«Агрегат», федеральный научно-производственный центр ОАО «Научно-производственное объединение „Марс"» (ФНПЦ ОАО «НПО „Марс"»); аэропорты (ОАО «Международный аэропорт „Ульяновск-Восточный"», ОАО «Аэропорт Ульяновск»); авиакомпании (ООО «Авиакомпания „Волга-Днепр"», филиал ООО «Авиакомпания „Волга-Днепр"» «Пассажирские перевозки», Ульяновский филиал ЗАО «Авиакомпания „Полет"»); аэроклубы (некоммерческое партнерство «Федерация авиационного спорта Ульяновской области»; негосударственное образовательное учреждение «Ульяновский аэроклуб Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация «РОСТО (ДОСААФ)»); по прикладным исследованиям и разработкам в конструировании узлов летательных аппаратов, создании новых материалов и технологических процессов (Ульяновский научно-технологический центр Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, Ульяновский филиал конструкторского бюро ОАО «Туполев»); образовательные учреждения (ФГНУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)», Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета, ОГОУ СПО «Ульяновский технический колледж», ФГОУ СПО «Ульяновский электромеханический колледж», муниципальное образовательное учреждение «Авторский лицей Эдварса № 90»).
Ожидаемый эффект от создания авиационного кластера в Ульяновской области заключается в увеличении объема производства в авиационной промышленности с 5,7 до 12 %; увеличении налоговых платежей в консолидированный бюджет Ульяновской области, создании 3 тыс. новых рабочих мест, повышении уровня заработной платы, создании новых предприятий сферы обслуживания авиационной отрасли.
Положительные результаты деятельности авиационного кластера не замедлили сказаться. Число пассажиров, воспользовавшихся услугами авиакомпаний, сравнительно увеличилось. Через аэропорт «Ульяновск» перевезены 71,7 тыс. чел., «Ульяновск-Восточный» — 59,2 тыс. чел. Показатели 2009 г. составили 53,3 и 8,5 тыс. чел. соответственно. В аэропорту «Ульяновск-Восточный» авиакомпанией «Авианова» на самолетах А^Ъ^ 320 с 28 марта 2010 г. организованы регулярные низкобюджетные рейсы по маршруту Москва — Ульяновск — Москва. В летний период 2010 г. осуществлялись чартерные пассажирские рейсы по маршруту Анталия — Ульяновск — Анталия авиакомпаниями «Татарстан» и «Оренбургские авиалинии», полеты выполнялись самолетами Вoeing 737. Авиакомпанией «Газпромавиа» осуществлялись регулярные перевозки по маршруту Сочи — Ульяновск — Сочи.
Успешные результаты деятельности авиационного кластера Ульяновской области дают положительный пример для возможности формирования кластеров в других отраслях промышленности. В частности, ведется работа по подготовке проекта создания автомобильного кластера в Ульяновске. Сейчас проект находится на этапе согласования. Центром автомобильного кластера станет Ульяновский автомобильный завод. Другими важнейшими составляющими кластера станут Димитровградский автоагрегатный завод (один из основных поставщиков ВАЗа) и более 70 предприятий, занимающихся производством автокомпонентов, в том числе «Ульяновский моторный завод» и «Автодетальсервис», а также учебные заведения (УлГУ, УлГТУ, техникумы), которые готовят кадры для автомобильной промышленности.
Наряду с вышеназванными кластерами в Ульяновске формируются консорциумы промышленных предприятий сферы строительства, производства новых материалов, ядерной промышленности, сельского хозяйства и др. Так, в регионе в полную меру реализуется концепция кластерной политики. Такого рода интегративные структуры формируют точки роста в регионе, соответствующие приоритетным направлениям развития территории.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 09-06-00088-а.
2 См.: Росстат. 2010. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 22.03.2011).
3 См.: Отчет министра промышленности и транспорта Ульяновской области: выступление министра промышленности и транспорта Ульяновской области Андрея Тюрина 27 января 2011 г.: заседание Законодательного собрания.
Поступила 19.04.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная